Познавательный творческий проект «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Вид проекта:
По виду деятельности: познавательный, творческий, исследовательский;
По продолжительности: краткосрочный, 2 недели;
По количеству участников: групповой.
Автор проекта: Останина Виктория Александровна.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной группы.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Чтение художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие», «Социализация», «Физическое воспитание»
Актуальность:
Зима – суровое время года. Холода окутали нас, заморозили всё вокруг. Мы – люди, спасаемся в тёплых жилищах, а вокруг нас есть ещё живые существа, например птицы. Природа, конечно позаботилась о большинстве из них, некоторые улетают в тёплые края, где нет таки лютых морозов достаточно пищи. Но всё же некоторые виды птиц остаются зимовать рядом с нами.
Им очень сложно, они пытаются выжить, не смотря на морозы и голод.
Давайте, будем помогать им. Ведь мы можем это сделать!
Гипотеза: Дети вместе с родителями могут помочь птицам пережить трудное для них время года - зиму. Для этого нужно сделать кормушки и развесить их. Главное, не забывать регулярно добавлять корм.
Цель проекта: знакомство детей с зимующими птицами родного края.
Задачи:
- формирование у детей экологических знаний о зимующих птицах, о необходимости помогать им в зимний период;
- расширять кругозор детей о зимующих птицах, учить видеть особенности их внешнего вида, узнавать их среди других птиц;
- формировать любовь к природе родного края, отзывчивость, желание помогать птицам зимой;
- развивать познавательную активность детей
- развивать патриотические чувства детей через знакомство с птицами родного края.
Предполагаемый результат:
- Дети имеют представление о зимующих птицах своего региона, их внешнем виде, важностью заботы о их питании со стороны человека;
- Дети проявляют интерес к изготовлению кормушек для птиц и регулярному пополнению их кормом.
- Дети учатся наблюдать за птицами.
- Родители принимают участие в совместной с детьми в творческой деятельности по изготовлению кормушки для птиц.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Цель: Создание необходимых условий для реализации проекта.
1.1. Определение цели и задачей проекта.
1.2. Подбор литературы по теме проекта.
1.3. Подбор наглядного материала для успешной реализации проекта.
1.4. Сообщение всем участникам цели проекта и его содержания.
2 этап. Практический.
Цель: Проведение мероприятий для успешной реализации проекта.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Кто прилетел в столовую», «Что за птичка», «Назови ласково», «Угадай по описанию».
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Сюжетно-ролевые игры: «Птицы зимой»
Социальное развитие.
Беседы:
- «Зима - не простое время для птиц»
- «Сделаем это вместе»
Акция «Кормушка для пичужки».
Цель: Развешивание на участках детского сада кормушек для птиц и своевременное пополнение кормушек кормом.
Художественно-эстетическое развитие.
Чтение художественной литературы:
- «Зимние гости» А. Барто,
- «Воробей» И. С. Тургенев,
- «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский,
- «Радист в лесу» М. Сергеев,
- «Птичий домик» М. Пожарова,
- «Щегол», А. Барто. (Приложение 4)
Отгадывание загадок о зимующих птицах. (Приложение 3)
Разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» А. Яшин. (Приложение 1)
Творческая деятельность.
- Изготовление аппликации «Снегири»
- Изготовление поделки «Птичья столовая»
- Рисование «Птицы зимой»
- Лепка «Птички зёрнышки клюют»
- Совместная творческая деятельность с родителями «Кормушка для птиц»
Развитие речи.
- Проговаривание скороговорок о зимующих птицах. (Приложение 2)
- Составление рассказов «Пташечки-пичужки», «Как помочь птицам».
Познавательное развитие.
- Работа с дидактическими карточками «Птицы»
- Рассматривание плаката «Зимующие птицы»
- Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
- Викторина «Зимующие птицы Урала» (Приложение 5)
Физическое развитие.
- Пальчиковые гимнастики «Синичка», «Кукушка».
- Физкультминутка «Снегири»
- Гимнастика для глаз «Птицы»
Работа с родителями.
- Изготовление совместно с детьми кормушки для птиц.
- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».
3 этап. Заключительный.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детского творчества "Птички – невилички»
- Кормушки для птиц.
Приложение 1.
Стихотворение для заучивания.
Покормите птиц
Стихотворение Александра Яшина
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Приложение 2.
Скороговорки о зимующих птицах.
Клёст клювом клюёт,
а клюв крест-накрест.
***
Зрелые гроздья рябины рдели, дразня черных горластых дроздов.
***
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
***
Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел-пел
Тетерева перепел.
***
У перепела и перепелочки пять перепелят.
Перепел перепелочку и перепелят,
В перелеске прятал от ребят.
***
Три свиристели еле свистели на ели.
***
Ворона у ворона воровала корм.
Проворно ворона обворовала ворона.
***
У сорок – сорочки, у телят – тельняшки,
И летают в ластах - ласточки-бедняжки.
***
Воробей склевал жука бы,
Жук ему попался кабы.
Приложение 3.
Загадки о зимующих птицах.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима. (
Зимующие птицы)
* * *
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей)
* * *
В белых шубах ели, сосны…
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы?
(Клест еловик)
* * *
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)
* * *
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
* * *
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)
* * *
А эта таежная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит.
Кедровые шишки лущит.
(Кедровка)
* * *
Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий … ямщик.
(Поползень)
* * *
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
(Синички)
* * *
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись …
(Дятел)
* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
* * *
У каких наших певчих птиц
Самцы красные, а самки зеленые?
(У клёстов)
* * *
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
* * *
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …
(Снегири)
* * *
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
— Все равно он будет мой!
(Дятел)
* * *
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — …
(Свиристели)
* * *
Очень красивый лесной петушок:
Красные брови, как гребешок.
Хвостик косицами, чёрные перья.
Любит весною танцы, веселье.
Песни поёт. Говорят, что токует.
Знаешь ли ты птицу такую?
(Тетерев)
* * *
Чужие гнёзда разоряют,
И страха пред змеёй не знают,
Различным звукам подражают,
В корм желуди предпочитают,
Красивы и в лесу живут.
– Как этих птиц, скажи, зовут?
(Сойки)
* * *
Не молчунья, а болтушка-
Скачет, тараторит бойко.
Дубу верная подружка,
Дуб посеет новый …
(Сойка)
* * *
Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком …
(Сойка)
* * *
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ….
(Сорока)
* * *
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
* * *
Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает.
«Ку, ку, ку, – кричит на ветке, –
Где вы, где вы, мои детки!»
Ей не верьте, птица – врушка!
И её зовут …(
Кукушка)
* * *
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(Сова)
* * *
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
(Поползень)
* * *
Когда светло, прячусь в дупло.
Ночью летаю, мышей пугаю.
(Филин)
* * *
Пестрая птичка,
Сама невеличка,
Песню на ветке завёл
Звонкоголосый …
(Щегол)
* * *
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный …
(Клест)
* * *
Я не лесная птица,
Я хорошо пою,
Я — эталон для франта,
Я жизнь люблю свою.
(Щегол)
* * *
Щегл-щегл — щегл,- он в гуще веток,
Песню долгую завёл.
Уж, наряжен, разодет он-
Птица певчая …
(Щегол)
* * *
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Приложение 4.
Произведения для чтения.
Воробей.
И. С. Тургенев.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Почему плачет синичка?
Василий Сухомлинский
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
-Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.
-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.
-А почему же она плачет? – удивился Миша.
— Подумай, почему, — ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»
Зимние гости
Агния Барто
И кружится и стелется,
По улице метелица!
А птицам каково?
Муланы - красногрудки
Не завтракали сутки,
Не ели ничего!
Чечетка в снежной кашице
Пушинкой серой кажется.
И прячутся в кусты
Озябшие клесты. –
А если две недели
Косматые метели
Начнут качать сады?
Ведь каждой птице-летчице
Поесть немного хочется
Откуда взять еды?
Мы к липам на верхушки
Приладили кормушки,
- У нас гостей полно.
Слетелись свиристели,
Синицы прилетели
- Весь день клюют зерно.
Радист в лесу
М. Сергеев.
Я шел сквозь лес, был путь не мал,
А стужа - птицы мерзли.
Вдруг кто-то «здравствуй» простучал
По азбуке, по Морзе.
Вдруг я вижу: на сосне
Сидит веселый дятел.
Он головой кивал, дразня,
С таким смешным задором,
Как будто приглашал меня
К лесному разговору.
Тогда с земли я палку взял
И по сосне вихрастой
Неторопливо постучал
Простое слово «здравствуй».
Щегол
Агния Барто
- Пить, попить! - кричит щегол.
Стойкий, пестрый
Щеголь, птица.
На репейник, как на стол,
Семена лущить садится.
Сто шипов чертополох
Выставил навстречу,
Но прогнать щегла не смог,
Тронут птичьей речью.
На ветру бурьян колючий
Со щеглом качается:
- Вьется тучей пух летучий
И ... обед кончается.
Птичий домик
М. Пожарова.
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Ни зерен, ни травинок –
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок
Исчезла мошкара.
Но здесь, в саду за школой,
Среди седых ветвей,
Готов обед веселый,
Для птичек у детей.
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам, -
Как весело крылатым,
Порхающим гостям!
Пшена и крошек хлебных
Отведать каждый рад.
От песенок хвалебных
Милей наш старый сад.
Приложение 5.
Гимнастики, физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика «Кукушечка»
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!
(Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Лети скорей в лесок.
(Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!
(Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Подай свой голосок.
(Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями)
Пальчиковая гимнастика «Синичка»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
(Сжимаем и разжимаем пальцы)
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
(Вращения кистями рук)
Вот присела на минутку,
(Руки на колени)
Почесала клювом грудку,
(Поглаживание по груди руками)
И с дорожки — на плетень,
Тили-тень, тили-тень!
(Хлопки в ладоши)
Гимнастика для глаз «Птичка»
Птичка полетела вверх
(Дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо
(Смотрят вправо)
Птичка улетела влево
(Смотрят влево)
И спряталась на полу
(Смотрят на пол)
Физкультминутка «Снегири»
Снегири летят, крыльями машут.
(Махи крыльями)
Им на месте не сидится,
(Прыжки на месте)
Завертелись как волчок,
(Повороты вправо-влево)
Прыг - скок, прыг - скок.
(Прыжки на месте)
Полетели пообедать,
(Махи руками)
Но кругом лишь снег да снег.
(Фонарики)
Хорошо, что им кормушку,
(Показываем крышу над головой)
Сделал добрый человек!
(Рука в кулак, большой палец вверх)
Приложение 6.
Викторина «Зимующие птицы Урала»
Вопросы викторины:
- Этих птиц называют «привязанными» к одному месту. Люди с древних времён пользуются этой их особенностью и используют их для передачи писем.
(Голуби)
- У этой птички загнутый клюв. Она очень любит шелушить шишки. А ещё она выводит зимой в лютые морозы птенцов.
(Клёст)
- У этой птицы красные штанишки и красная шапочка на голове.
(Дятел)
- Для этой птички крайне вреден чёрный хлеб. Ей сложно его переваривать. Лучше подкармливать её крошками белого хлеба и семенами подсолнечника.
(Синица)
- Эти птицы очень умные. Их можно научить повторять слова из речи человека.
(Ворона)
- Её часто называют трещоткой или воровкой. Ей очень нравятся блестящие вещицы.
(Сорока)
- Самая общительная и крикливая птица.
(Галка)
- Эта птичка с ярким брюшком очень любит ягоды рябины.
(Снегирь)
- Очень необычное явление - птица на зиму делает себе «берлогу», где переживает самые сильные холода.
(Тетерев)
- Крылья есть, а почти не летает, так как очень большая и тяжёлая птица. В некоторые моменты своей жизни эта птица теряет слух. Но потом снова начинает слышать. Это их особенность.
(Глухарь)
- Самая любимая еда этой пташки пшено и просо.
(Воробей)
- Ночью спит, а днём летает. Мышек очень обожает.
(Сова)
- Эта птичка умеет передразнивать голоса других птиц. Из-за этого её прозвали пересмешницей! Ещё эти птички любят морковку, свёклу и картофель.
(Сойка)
- Иногда эту птицу называют дятлосиница. И это не случайно. Эта птичка может ползать по стволу в разных направлениях, как дятел и такая же шустрая, как синица.
(Поползень)
- Любимая еда этой птички – семена репейника, которые птицы достают из сухих колючек репьёв.
(Щегол)Приложение 7.
Фотоотчёт.
Творческая мастерская "Снегири прилетели".
Лепка. "Птички зёрнышки клюют"
Рисование "Птицы зимой"
Акция "Кормушка для пичужки"
Наши кормушки
Рекомендуем посмотреть:
Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе детского сада «Помогите птицам!»
Викторина с ответами для дошкольников 5-7 лет. Зимующие птицы
Рекомендации родителям по лексической теме "Зимующие птицы"
Беседа о зимующих и перелётных птицах. Старшая группа