Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Часы»
Тип проекта:
По виду деятельности - познавательный, творческий, исследовательский;
По продолжительности - краткосрочный – 2 недели;
По количеству участников – групповой.
Автор проекта: Останина Виктория Александровна.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной к школе группы.
Актуальность: Часы! Так близки нам и так не понятны. Часы окружаю нас везде: они у мамы на руке, они в кухне на стене, они в спальне на тумбочке, и в группе детского сада они тоже нас встречают каждый день. Вот вроде они все делают одно и то же – показывают время, но они такие разные – и маленькие и большие и порой даже огромные, они пластмассовые и железные, и круглые и квадратные. Но объединяет их наличие циферблата и стрелочек. Без часов в нашем современном мире не прожить. В садик нужно прийти строго в определённое время, маме на работу тоже нельзя опаздывать и нужно контролировать время. Даже играть дома и то нельзя бесконечно, в определённое время чистить зубы и ложиться спать. Как же подружиться дошкольнику с этим самым временем? Как научится определять его по часам и уверенно в нём ориентироваться?
Цель: дать детям представление о понятии времени.
Задачи:
- познакомить детей с историей часов;
- показать ребятам разнообразие часов;
- Закрепить знания о принципе работы часов;
- развивать любознательность детей, познавательный интерес, воображение, творческие способности.
Прогнозируемый результат:
- дети получат представление о часах, их разнообразии и истории их возникновения;
- научатся определять время с помощью часов.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный.
Цель: Определение основных направлений работы, подготовка к успешной реализации проекта.
1.1. Подбор литературы по теме проекта.
1.2. Подбор наглядных материалов для успешной реализации проекта.
1.3. Подготовка атрибутов для игровой деятельности.
1.4. Знакомство участников проекта с темой и важностью проекта.
1.5. Работа с родителями:
1.5.1. Привлечение родителей к созданию мини- музея.
1.5.2. Помощь в активизации интереса детей к часам и необходимости уметь определять время по часам в домашних условиях.
2 этап. Основной
Цель: проведение мероприятий по реализации проекта.
Циклограмма деятельности по реализации проекта
1 неделя
Понедельник.
Поговорим о часах.
- Беседа «Такие разные часы»;
- Физкультминутка «Тик-Так».
(Приложение 4)
Вторник.
Литературная гостиная.
- Чтение стихотворений Е. Горбовская «Там, на мамином комоде», О. Анофриев «Тик- Так», В. Берестов «Приятная весть».
(Приложение 1)
- Подвижная игра «Часы пробили ровно час»
(Приложение 2)
Среда.
Творческая мастерская.
- Лепка «Весёлый будильник».
Четверг.
Подумаем, поиграем.
- Решение проблемной ситуации «Что будет, если все часы в мире остановятся!»
- Дидактическая игра «Изучаем время».
Пятница.
Творческая мастерская.
- Аппликация «Настенные часы»
- Оформление Мини-музея «Мир удивительных часов»
2 неделя
Понедельник.
Поговорим о времени.
- Беседа «Что такое время?»
- Физкультминутка «Мы идём»
(Приложение 4)
Вторник.
Литературная гостиная.
- Чтение Мирошникова Ирина « Песочные часы», Н. Астахова «Учу свои часы ходить», Т. Вишнякова. «Шли часы через дорогу».
(Приложение 1)
- Подвижная игра «Часы»
(Приложение 2)
Среда.
Творческая мастерская.
- Рисование «Такие разные часы».
Четверг.
Подумаем, поиграем.
- Рассказ «Часы без стрелок»
- Дидактическая игра «Помощник- Будильник» (Приложение 2)
Пятница.
Творческая мастерская.
- Рисование «Такие разные часы»
- Оформление альбома «Удивительный мир часов»
Работа с родителями.
- Подбор часов для мини-музея «Мир удивительных часов»
- Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять время»
3 этап. Заключительный.
Цель: подведение итогов проведённой работы.
Продукты проектной деятельности:
- Мини-музей «Мир удивительных часов»
- Альбом детских рисунков «Такие разные часы»
Используемая литература.
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
Приложение 1. Произведения о часах
Е. Горбовская "Там, на мамином комоде"
Там, на мамином комоде,
Каждой ночью кто-то ходит!
Слышен лёгкий быстрый шаг
В тишине: тик-так, тик-так
Я к Пушку: «Ну что ты спишь!
Может это всё же мышь?!»
Но зевает кот в усы:
«Это тикают часы!»
О. Анофриев "Тик- Так"
Есть часы во всех домах,
Тик-Так, Тик-Так.
Стрелки ходят на часах,
Тик-Так, Тик-Так.
Очень всем часы нужны,
Тик-Так, Тик-Так.
Мы их слушаться должны, —
Только так.
Ночью спать часы велят,
Тик-Так, Тик-Так.
Утром будят в детский сад, —
Тик-Так, Тик-Так.
Значит, им нельзя стоять,
Тик-Так, Тик-Так.
Ни спешить, ни отставать, —
Ну, никак!
Чтобы нас не подвести,
Тик-Так, Тик-Так,
День и ночь они в пути:
Тик-Так, Тик-Так.
Понимать часы учись, —
Тик-Так, Тик-Так.
Без часов не обойтись, —
Ну, никак!
Валентин Берестов "Приятная весть"
— Вез четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать
Приятную весть?
— Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая
Приятная весть?
— А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы
Узнавать по часам!
Мирошникова Ирина "Песочные часы"
Песочные часы не ходят и не бьют,
Не будят по утрам, не тикают беспечно.
В изящной простоте - гармония,уют,
Не убегают и не отстают,
Напоминая – время быстротечно.
Стоят тихонечко на полке в уголке.
И подчиняются лишь мне, моей руке.
Но стоит лишь часы перевернуть,
Теченье времени мгновенно станет зримым.
Текут песчинки, сокращая путь…
Их не остановить и не вернуть…
Ах, Время, Время! Ты неуловимо!
Тебя не спрятать в колбе из стекла.
Едва оглянешься – и молодость прошла….
Н. Астахова "Учу свои часы ходить"
Учу свои часы ходить:
-С утра вам лучше не спешить.
Ведь люди так хотят поспать,
А вы: «Вставать пора, вставать!»
Вот удеру тайком на пляж –
Крутите стрелки-усики,
Пожалуйста, помедленней,
Чтоб высох чуб и трусики.
Зато, когда я в школе –
Вы побыстрей бегите!
А то на вас посмотришь,
А вы как будто спите.
А если вдруг накажут
За что-нибудь меня –
Пусть стрелки так мелькают,
Как искорки огня.
Чтоб я покинул угол
Как можно поскорей
И смог еще с ребятами
Успеть сыграть в хоккей.
Т. Вишнякова "Шли часы через дорогу"
Шли часы через дорогу,
На свиданье к носорогу,
А навстречу шли часы
За батоном колбасы.
Шли часы в библиотеку,
Шли на поезд и в аптеку,
Шли часы на самолет,
И с коньками шли на лед.
Шли часы на именины,
Шли в музей смотреть картины,
Шли в кино и на футбол,
Шли купить красивый стол.
Шли часы на одеяле,
Шли на башне на вокзале,
Шли, чирикая в кармане,
Кукарекая в тумане,
Шли часы по всей стране,
Шли кукуя на стене,
Под подушкой у меня,
Шли заливисто звеня!
Приложение 2. Игры.
Дидактическая игра «Изучаем время»
Цель: Учимся понимать время на часах со стрелками.
Задание: Найдите на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у детей.
Дидактическая игра «Помощник-Будильник»
Цели и задачи игры:
1) Уточнять представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.
2) Развивать зрительное восприятие, память, речь.
3) Формировать умение различать цвета.
4) Развивать умение отгадывать загадки.
5) Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право, низ и верх.
Материал для игры: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой ( на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, чёрный - ночь);
Загадки:
1) Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
(Утро)
2) Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идём,
Песни весело поём
(День)
3) Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора
(Вечер)
4)В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит.
(Ночь)
Ход игры
Ведущий читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.
Волшебный будильник помогает детям закреплять знания о частях суток.
Подвижная игра «Часы пробили»
Материалы для игры: длинная верёвка или две скакалки, скрепленные между собой.
Правила игры: Два игрока берут в руки верёвку - ведущие. Первый участник встаёт посередине между двумя игроками- ведущими. Ведущие начинают раскручивать верёвку и говорят: «Часы пробили ровно час!». Задача игрока перепрыгнуть через верёвку. В начале следующего круга ведущие говорят: "Часы пробили ровно два!». Игрок снова перепрыгивает.
И так до тех пор, пока игрок не запнётся о верёвку. Тогда в игру вступаем следующий игрок. Побеждает тот участник игры, который смог перепрыгнуть через верёвку большее количество раз.
В конце игры все игроки встают вкруг, образуя циферблат, отмечая, каких цифр-часов не хватает на циферблате.
Подвижная игра «Часы»
Материалы для игры: Скакалка.
Правила игры: Ведущий выполняет роль стрелок, дети – цифры на часах.
Дети встают по кругу, ведущий со скакалкой в центре. Ведёщий начинает вращать скакалку близко к полу.Задача ребят перепрыгнуть через скакалку и назвать цифру, который час они обозначают, стоя в кругу-циферблате.
В идеальном варианте игры – участников – 12. Столько, сколько циферок на циферблате часов. Если ребят больше, то всем следующим игрокам присваивается следующая цифра по порядку – 13, 14,15….
Сбившийся, или не перепрыгнувший участник выбывает из игры.
Приложение 3. Загадки о часах и времени
Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Одна нога — короче,
Одна нога — длиннее,
При этом, между прочим,
В двенадцать раз быстрее!
Но не смотря на это,
Они идут куда-то
С заката до рассвета,
С рассвета до заката…
А что это, ребята?
(Часы)
Под шляпой — крышей ходим-бродим,
Но никуда мы не уходим.
Подскажем боем
Время городское.
(Часы)
Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить.
(Часы)
Ходят кругом
Друг за другом.
(Стрелки часов)
Живут на стенке,
Подтянув коленки.
Идут, стучат –
Никогда не молчат.
(Настенные часы)
На блестящем циферблате
Три Бегуна спешат куда-то.
Бегут и день, бегут и ночь
И убегают сутки прочь.
(Часы)
Две девицы, две подруги
Ходят вместе, друг за другом
Только та, что подлиннее
Ходит чуточку быстрее
А другая, покороче,
Словно двигаться не хочет
Так и ходят круг за кругом
Две девицы, две подруги
И встречаясь каждый раз
Говорят который час.
(Часы)
Знаем всё – когда вам спать
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим ночью, ходим днём,
Никогда не устаём.
(Часы)
Ведь кукушки гнезд не вьют,
В дуплах тоже не живут,
А у нас на кухне птичка
Прямо как арифметичка —
В своем домике живет,
Часам-минутам счет ведет.
Все «ку-ку» «ку-ку» «ку-ку».
Будто в роще на суку.
(Ходики)
Что может в одно и тоже время
(загадка уму не бремя!)
Висеть и ходить,
Стоять, и ходить,
Ходить, и лежать.
А иногда и врать!
(Часы)
Час за часом, день за днём
Мы минуткам счёт ведём.
(Часы)
Сестра сестру обогнала,
А через час — гляди! —
Её отставшая сестра
Маячит впереди.
(Стрелки часов)
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»
(Будильник)
Чего нельзя купить
Ни за какие сокровища?
(Времени)
Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит.
(Стрелка часов)
В квартире на стенке загадка висит,
И целыми днями она говорит,
Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,
Смотреть телевизор, компьютер включать.
Могу я крутить у загадки усы.
Ну, вы догадались, что это?
(Настенные часы)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)
Скажешь: «Ох!» —
И нет её.
Скажешь: «Ах!» —
И нет её.
И от этих «ох» и «ах»
Ходят стрелки на часах.
(Секунда)
Что может в одно и то же время;
Стоять и ходить; висеть и стоять,
Ходить и лежать?
(Часы)
Приложение 4. Физкультминутки
Физкультминутка «Тик-так»
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
(Хлопки в ладоши)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Приседаем)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Закрываем и открываем лицо ладонями)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Наклоны влево-вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Наклоны вперёд-назад)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Останавливаются)
О. Подтуркина. Часы. Физкультминутка «Мы идём»
Мы идём, тик-так , идём
(Идём на месте)
Стрелки крутим день за днём,
(Махи руками по кругу)
Чтобы вы не опоздали,
Чтобы раньше всех вставали!
(Идём на месте)
Прозвоним мы в нужный час -
Позовём на завтрак вас!
(Хлопки в ладоши)
Мы идём, тик-так, идём,
Но лентяев мы не ждём!
(Идём на месте)
Приложение 5. Фотоотчёт
Мини-музей "Мир удивительных часов"
Творческая мастерская "Такие разные часы"
Рекомендуем посмотреть:
Краткосрочный проект в подготовительной группе. Творчество Пушкина
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»