Проект «Вместе весело шагать». Младший дошкольный возраст
Автор проекта: Переводова Ольга Васильевна, учитель-дефектолог
Место работы - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» компенсирующего вида г.Дзержинск, Нижегородская область, Россия
Тип проекта: краткосрочный, социальный.
Участники проекта: воспитанники группы с ОВЗ младшего дошкольного возраста, их родители, специалисты ДОУ.
Срок реализации проекта: один месяц.
Описание материала: Предлагаю паспорт проекта по социальному развитию воспитанников младшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Назначение: Материал адресован учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития, может быть полезен и педагогам дошкольных учреждений общеразвивающего вида при организации работы по проектной деятельности. Паспорт проекта разработан в соответствии с программой Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание".
Актуальность проекта:
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданных руками человека, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни. Вместе с тем становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства».
Первый опыт контактов ребенка с другими людьми оставляет след на всю его жизнь. Известно, что в первые годы
жизни различные формы взаимодействия ребенка с другими людьми выступают в качестве значимых форм развития его личности.
Большое значение и актуальность приобретает общение ребенка со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду. Только в условиях детского социума, то есть в среде себе равных, ребенок может в полной мере свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказываний или поступков другого человека, сравнить себя с другим. В этой ситуации ребенок, с одной стороны, вынужден считаться с партнерами, в определенной степени подчиняться правилам социального взаимодействия, с другой – только в условиях общения и деятельности с равными себе может проявляться и развиваться его индивидуальность.
Цель проекта: развитие сотрудничества ребенка со сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, воспитание дружеских чувств и создание доброжелательных отношений в группе.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему.
2. Формировать у детей положительные эмоциональные и двигательные реакции на позитивный личностный контакт со сверстниками. Учить детей воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды.
3. Наблюдать за действиями сверстника, фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре.
4. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
5. Создавать условия в детском саду для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений.
Для родителей:
1. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
2. Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и взрослых.
3. Соединять усилия родителей и педагогического коллектива для полноценного и всестороннего развития детей.
Для педагогов:
1. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества коррекционно-развивающего процесса.
2. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
3. Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
4. Разработать конспекты бесед, занятий по разделам проекта, в каж¬дом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности.
5. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный, аудиовизуальный материал.
6. Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
7. Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ.
План реализации проекта
1 этап. Целеполагание
Содержание работы
Подготовка необходимого материала для реализации проекта.
Подбор и изучение методической литературы по данному проекту.
Электронный банк данных по направлению проекта, информация из Интернета.
Родительское собрание в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся».
Анкетирование родителей и детей на тему «Что я знаю о доброте?»
Ответственные - учитель-дефектолог, воспитатели.
2 этап. Введение в проект
Содержание работы
Оформление фотостенда «Дружат в нашей группе мальчики и девочки».
Оформление выставки иллюстраций «Главное – вместе!»
Тематическое занятие «Кто пришёл к нам в гости?»
Ответственные - учитель-дефектолог, воспитатели.
3 этап. Работа с родителями
Содержание работы
Анкетирование родителей на тему «Что такое доброта».
Консультация для родителей «Взаимодействие со сверстниками – одно из условий психического развития ребенка».
Организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья»: семейные работы различной тематик.и
Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта.
Наглядная информация для родителей на стендах «Секреты ласкового воспитания», «Чем и как занять ребёнка дома».
Ответственные - учитель-дефектолог, воспитатели.
4 этап. Реализация проекта
Содержание работы
Рассматривание иллюстраций с изображением играющих вместе детей.
Ситуативные разговоры с детьми.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дом», «Поездка на автобусе».
Чтение художественной литературы:
- Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая...», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка...», «Ветерок-ветерок...», «Идет коза рогатая...», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота...», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка...», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку...», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали»
- Считалки: «Раз, два, три, четыре, пять...», «Мы делили апельсин...», «Колечко, колечко, выйди на крылечко...»
- Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока - белобока»
- С. Михалков. «Песня друзей»
Просмотр мультфильмов:
- «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками»
Слушание музыкальных композиций:
- «Вместе весело шагать», «Песенка друзей», «Ты да я, да мы с тобой».
Игры для формирования навыков общения:
- «Ой, лады», «Паровозик», «Передай мяч», «Дотронься ласково», «Кто лучше разбудит?», «Вместе играем», «Листочек падает», «Колокольчик», «Флажок»
Дидактические игры:
- «Цветные коврики» , «У кого какая игрушка?», «Украсим дом»
Театрализованная деятельность:
- сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».
Этюды:
«Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрые ладошки»
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Рисование на тему «Наши добрые ладошки»
- Лепка на тему «Подарок для друга»
Ответственные - учитель-дефектолог, воспитатели.
5 этап. Итоги проекта
Содержание работы
Тематический досуг «Вместе веселимся, играем, дружим».
Оформление фотостенда «От улыбки станет всем светлей».
Презентация проекта на педсовете.
Ответственные - учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатели.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- расширение сферы общения и снятие изолированности детей;
- снятие психической напряженности;
- реализация интеллектуальных и физических возможностей детей;
- формирование позитивных и гуманных межличностных отношений в детском коллективе.
Дети должны научиться:
- демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение;
- давать положительный эмоциональный отклик на появление сверстников;
- обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями;
- приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу;
- выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
- участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- повышение компетентности по использованию в коррекционно-развивающем процессе современных педагогических технологий;
- индивидуализация педагогического процесса в ДОУ.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Продукты реализации проекта:
1. Оформление фотостендов «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «От улыбки станет всем светлей».
2. Организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья»: семейные работы различной тематики.
3. Наглядная информация для родителей на стендах «Секреты ласкового воспитания», «Чем и как занять ребёнка дома».
4. Оформление выставки иллюстраций «Главное – вместе!».
5. Создание картотеки игр для формирования навыков общения.
6. Детские творческие работы на тему «Наши добрые ладошки», «Подарок для друга».
7. Тематический досуг «Вместе веселимся, играем, дружим».
8. Презентация проекта на педсовете.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в младшей группе детского сада на тему: Сказки
Проект для младшей группы детского сада. Водичка
Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность
Проект для детей младшей группы детского сада "Что за прелесть эти сказки"