Воспитательное значение фольклорных сказок
Зачем детям сказки?
Цель: раскрытие значения фольклорных сказок для познавательной активности детей.
Задачи:
- формирование понятия о воспитательном значении о значении фольклорных сказок для детей;
- воспитывать любовь и желание к чтению и слушанию фольклорных сказок. сказок.
Каждый согласен с тем, что именно родители являются одними из самых первых воспитателей малыша. В любой нормальной семье царит ничто иное, как атмосфера любви между родителями и их детьми. Но давайте подумаем, что это любовь? Порой, когда любовь малыша к своим родителям не одухотворена добром, она становится эгоистической. Необходимо воспитывать в детском сердечке истинно человеческую любовь. Ведь, живя в обществе, порой нам всем приходится поступаться своими радостями ради других людей.
В книге В.А. Cухoмлинского «Сердце отдаю детям» дается замечательный совет для родителей, в котором педагог говорит о том, что не следует уводить ребенка от мрачных сторон жизни. Пусть малыш видит в жизни не только доброе и хорошее, но так же плохое и грустное. Очень часто бывает так, что когда ребенок живет только в атмосфере радости, он вырастает, к сожалению, эгоистом. В такoм случае ребенок не будет знать, чтo в жизни, кроме этих чувств, также есть и гoре. Oн не будет ценить то, что ему дается, свoи радoсти и старания родителей, кoтoрые те прилагают для того, чтобы их ребенок был счастлив. Нельзя не согласиться с тем, что нравственный облик любой личности во многом зависит от того, из каких именно источников черпал человек в детстве свои радости.
Для того, чтобы дети смогли научиться чувствовать, педагогу неoбходимo передать им всю глубину эмoциональнo-нравcтвенной культуры, которая просто невозможна без глубочайшего понимания душевного состоянию любого человека. Ребенок будет в силах понять, что происходит на душе у человека в лишь том случае, когда сможет поставить себя на место того, кто переживает тревогу или печаль.
Так же просто необходимо ценить и щадить чувства ребенка, надо уметь понимать его горести. У малыша ведь тоже может быть своё личное горе (очень часто, каждому из нас кажется, что именно его беда важнее всего), и если маленький человек не сможет дождаться от нас помощи, понимания и ласки, то потом точно так же будет относиться к беде другого.
Большое значение В.А.Сухомлинский придаёт воспитанию нечто иного, как чуткости у детей. Он говорит, что это очень важное качество для личности. Большое внимание этому вопросу педагог уделяет в своей книге «Сердце отдаю детям».
Но как же тогда добиться этого учителю? Каким образом мы должны учить ребёнка сочувствовать, сопереживать, и воспитывать в нём чуткость и милосердие? Любой опытный педагог знает, что одним из самых могучих средств воспитания чуткости у детей является не что иное, как слово. Этому же учит и книга.
Главной целью в обучении младших школьников является формирование личности учащихся. Несомненно, среди учебных предметов именно литературное чтение имеет одно из самых сильных средств воздействия – книгу.
Согласно многочисленным исследованиям как советских, так и зарубежных психологов, именно чтение вслух является одной из основ эмоционально-эстетического восприятия детьми художественного произведения. Данное явление мы можем объяснить тем, что у детей младшего школьного возраста происходит преобладание чувства над разумом, только в том случает, когда ребёнок сможет эмоционально пережить прочитанное, наступит оценка и размышление.
Невольно возникает вопрос, какие же жанры литературы наиболее действенны? Анализ различных жанров литературы показывает, что именно произведения народного фольклора способны обеспечить систематический подход к ознакомлению с окружающим миром. В целой системе методов и средств воспитания чуткости, добрых чувств у ребенка, одну из ведущих ролей занимают именно сказки.
Известно, что сказка – это один из самых древнейших жанров устного народного творчества. Она не просто помогает совершить человеку путешествие в удивительный мир, но и придает ему оптимизм, вселяет в него веру в торжество справедливости и добра. За фантастичностью сказочного сюжета и вымысла скрываются не что иное, как реальные человеческие отношения. Именно поэтому, сказочная фантастика имеет такое огромное воспитательное значение
Наверное, нет на свете ни одного человека, которому не рассказывали в детстве и не читали бы сказок. Невозможно представить себе ребёнка, которого не увлекал бы удивительный мир этих произведений. По утверждению большого знатока детской психологии, К. И. Чуковского, если мы лишим ребенка сказок, то тогда малыш сам начнет их выдумывать.
В сказках всегда представлен истинный мир жизни народа - мир столь многокрасочный и большой. Самые необыкновенные вымыслы скрываются здесь, но также имеют глубокие корни из жизненного опыта, отражают черты повседневного быта. Из всех жанров устной прозы (предания, сказы, сказки, легенды и былины) особое место занимает именно сказка. С древних времен её считали не только распространенным, но одним из самых любимых, необычайных и привлекательных жанров для детей всех возрастов.
В эстетическом и нравственном воспитании русские народные сказки всегда верными спутниками для подрастающего поколения.
Сказка так же имеет огромное воспитательное, развивающее и познавательное значение. Именно здесь происходит первое знакомство детей с самыми разнообразными захватывающими и влекущими за собой сюжетами, которые славятся своим богатым и неповторимым поэтическим языком, активно действующими персонажами, которым постоянно приходится искать решение трудных задач для того, чтобы и победить враждебные для народа силы.
Именно в младшем школьном возрасте происходит закладывание «фундамента» для познавательной деятельности, благодаря которому будет строиться дальнейшее познание и постижение все величие народного духа и всех тайн природы. Несомненно, этот возраст есть начало пути по жизни, его первые ступени. И пусть уже самые первые шаги детей младшего школьного возраста будут освещены «лучами» народного творчества, а именно – народной сказкой.
Нельзя не согласиться с тем, что проблема народного фольклора в детской литературе имеет громадное как теоретическое, так и практическое значение, и, следовательно, требует всестороннего и глубокого исследования.
А ее актуальность особенно выражена в наши дни. Произошло назревание необходимости возращения к началу истоков культуры русского народа, корни которой уходят своими корнями в глубокую древность. К сожалению, в настоящее время произошло смешение русских традиций и произведений с традициями и произведения других стран. Ведь не зная истории своей страны и своего прошлого, невозможно познать полностью настоящее и постигнуть грядущее будущее.
Рекомендуем посмотреть:
Место сказок в системе воспитания детей
О роли сказок в воспитании детей
Воспитание детей дошкольного возраста сказкой
Педагогическая ценность сказки
Похожие статьи:
Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребёнка