Педагогическая статья на тему "Место сказок в народной системе воспитания".
Автор: Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида п. Мотыгино.
Статья на тему: "Место сказок в народной системе воспитания".
Описание материала: данная статья написана для учителей начальной школы. В ней раскрывается актуальность темы, смысл понятия "сказка", рассказывается о значении сказок в системе методов и средств воспитания младших школьников, говорится о сказках народов зарубежных стран, приводится список используемой литературы.
Цель: Формирование представления у учителей начальных классов о значимости сказок в системе методов и средств воспитания младших школьников.
Задачи:
-образовательная: содействовать пониманию и представлению значения сказок в системе воспитания;
-развивающая: развивать внимание, речь, воображение, словарный запас, стремление использовать сказки в воспитании младших школьников;
-воспитательная: воспитывать интерес к сказкам и использованию их в учебном процессе.
Содержание:
Что же такое "сказка"?
Сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Народные сказки - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрение, черты национального характера, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны:
бытовые, сказки о животных, волшебные, богатырские и другие.
Сказка преследует либо поучительные цели, либо "сказывается" для развлечения слушателей - взрослых и детей.
Значение сказок в системе методов и средств воспитания младших школьников.
Сказки есть в каждом доме, они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Я думаю, что читать сказки детям очень важно и полезно. Так как из сказок они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Я считаю, что в целой системе методов и средств воспитания добрых чувств большую роль играют сказки. И здесь я хочу привести высказывание о доброте выдающегося педагога
Ш. А. Амонашвили: "Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность...В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств".
Мне кажется, что трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалог, влияют на развитие связной, логичной речи.
Сказка должна способствовать и общению. Таким образом,
значение сказок в воспитании очень велико. Поэтому данная тема статьи весьма актуальна и в наши дни.
Сказки народов зарубежных стран.
Переводные сказки народов зарубежных стран знакомят ребенка с миром, не похожим на тот, который привычно воспроизводят русские сказки с их тридевятым царством, тридесятым государством, с Бабай-Ягой, Лисой, Колобком, Курочкой-рябой. Вместе с тем, подобно нашим сказкам, фантазия в основе своей опирается в них на реальность.
В каждой сказке рассказывается о реальном быте, условиях труда, обычаях, природе страны. Это очень важно в познавательном отношении, но основная ценность сказок состоит в том,
что в них отчетливо выражена трудовая этика, социальные симпатии и антипатии народов, порицание неправедно нажитого богатства, осуждение лени, безделья, глупости, сочувствие людям честным и трудолюбивым.
В индийской сказке вымысел выходит к древнейшим мифам и культу почитания деревьев, огня и воды. В сказке воплощены нравственные и этические принципы народа.
В мексиканской сказке преувеличивается значение вежливости.
В шведской сказке прославляются трудолюбие, рачительность как основа житейского благополучия.
Многие писатели прославляли в своих сказках особенности народов. Каждая сказка имеет свою ценность.
Фольклор разных народов, по словам А. Н. Толстого, образовал то, что можно назвать "изустной литературой", которая являлась "достоинством и умом народа: она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души".
Список литературы.
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, "Просвещение", 1975
2. Мызникова Н. Все начинается с детской книги. Начальная школа №9, 1997, с. 92-94
Рекомендуем посмотреть:
Сказки о звуках для детей
Математические сказки для школьников
Психологические сказки для детей
Как правильно читать сказки детям
Похожие статьи:
Сказки для детей. Лисичка-сестричка и серый волк
Сказки для младших школьников. Тёплый хлеб
Иван - крестьянский сын и чудо-юдо
Несмеяна-царевна. Сказка
Марья Моревна. Сказка. Читать