Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста с использованием русских народных игр

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с использованием русских народных игр
Здоровый ребёнок – счастье семьи. Именно в дошкольном возрасте формируется личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребёнка. В процессе движений малыш познаёт мир, обогащает словарный запас, устанавливает причинно-следственные связи предметов и явлений. Систематические физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры, особенно на свежем воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития дошкольников. Поэтому в детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития детей, реализуется потребность в движении.

В дошкольном учреждении применяются такие технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры, релаксация.

На территории учреждения имеется спортивная площадка с различным оборудованием, есть спортивный зал, оснащённый различными тренажёрами, оборудованием. В группе создан уголок двигательной активности, где располагается спортивный инвентарь, пособия для профилактики плоскостопия, осанки и организации подвижных игр. Всё это способствует повышению интереса к физической культуре, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в любое время. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

Очень хороши для детей народные подвижные игры. Они вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют не только физическому развитию ребенка, но и расширяют его кругозор, уточняют представления об окружающем мире, обогащают словарь, совершенствуют все психические и физические процессы, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные подвижные игры благодаря своей уникальности и многофункциональности находят себе место в свободной деятельности и на прогулках.

Ребенок знакомится с культурными традициями русского народа, проникается любовью и уважением к историческому наследию своей страны.

Интегрированный характер народной игры способствует развитию личностных качеств и позитивных черт характера дошкольника: любознательности, дружелюбию, взаимопомощи, дисциплинированности, ответственности, организованности и т.д.

Дошкольники обогащают свой кругозор во всех образовательных областях, формируется целостное представление об окружающем мире, о его гармоничном развитии.

По содержанию все народные игры просты и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Все свои жизненные переживания и впечатления дошкольники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ: «У медведя во бору», «Гуси – гуси», «Волк и овцы».

Среди эффективных игр, которые можно использовать для формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, мы используем следующие: «Пустое место», «Пятнашки», «Кукушка», «Мышь и угол», «Горелки», «Ловишки», «Ручеёк», «Как у тётушки Ирины», «Платочек», «Краски», «Золотые ворота», «Игра с верёвкой», «Цепи кованые» и другие.

Игровая ситуация с сюжетом увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги и зачины, непосредственно характеризующие персонажей и их действия, требует от ребёнка активной умственной деятельности. В играх, построенных на игровых заданиях, тоже много познавательного материала, способствующего расширению сенсорного опыта, развитию мышления и самостоятельности действий. В таких играх, как «Палочка-выручалочка», «Пятнашки» быстрота действий водящего приводит к благоприятному результату и развивает быстроту действий.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить воспитанников играть самостоятельно и с желанием. Только тогда дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни: они могут в любой ситуации регулировать внимание, стремятся к проявлению творческой инициативы, находить выход из любой проблемной ситуации, быстро принимать решение и выполнять его, проявлять инициативу. У них формируются волевые качества (выносливость, решительность, смелость, выдержка), ребята могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной игровой деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Дети приучаются предварительно обозначить тему игры, заинтересованы совместной игрой, согласовывают в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

В играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому мы, педагоги дошкольных учреждений, стремимся совершенствовать методы педагогической пропаганды здорового образа жизни, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.

Для этого было проведено анкетирование родителей на тему «Здоровье ребёнка». Приглашали родителей на физкультурный досуг «Поиграй со мною, мама» с проведением народных игр и эстафет. Проводились консультации, беседы «Народные подвижные игры: играем вместе», «Игры нашего детства».

Рекомендуем посмотреть:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры Беседа для детей подготовительной группы. День борьбы с туберкулёзом

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье

Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников

Беседа «Полезные и вредные привычки» в старшей группе

Занятие "Свойства песка" во второй младшей группе | Дидактические игры для развития логических способностей детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Опубликовано: 248 дней назад (14 декабря 2021)
Просмотров: 346
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!