Дидактические игры для развития логических способностей детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательных программ в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Ф. Фрёбель один из первых оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии, впервые ввел систематику и порядок в детские игры. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец.
Ф. Фребель разработал свой первый в мире дидактический материал для детей дошкольного возраста. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания и т. д. Дары пронумерованы по степени сложности. Первый набор предлагается ребенку в раннем возрасте, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям.
«
Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка и служит основой познания и восприятия мира ребенка. Наличие дидактических материалов является одним из условий развития логических способностей.
Игровые наборы «Дары Фрёбеля» являются интегративным связующим звеном во всех видах детской деятельности: познавательной, речевой, двигательной, игровой, творческой. Вынимая материалы из ящиков, и убирая их обратно, дети приучаются к порядку, к сортировке предметов деятельности в определенной последовательности.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.
Разрабатывая дидактические игры для развития логических способностей, мы поставили перед собой следующие
задачи:
- формирование умения действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
- расширение и уточнение представление детей о геометрических фигурах, цвете и форме;
- развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения; операций кодирования и декодирования информации;
- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики;
- воспитание коммуникативных качеств через умение работать в группах, в парах.
Игры с использованием набора «Дары Фребеля» можно применять как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе, а также дети могут играть самостоятельно.
Таким образом, можно обогатить и разнообразить работу по развитию логических способностей у детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
«Продолжи ряд»
Задачи: формировать умение находить закономерность в расположении фигур, располагать их в определенной последовательности; развивать логику, мелкую моторику.
Оборудование: карточки - полоски для выкладывания геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: детям предлагаются карточки, на которых расположены геометрические фигуры в определенной последовательности, им нужно определить последовательность расположения геометрических фигур и продолжить ряд.
«Собери цветок» (состав числа)
Задачи: закреплять знания об образовании чисел, умение составлять их из двух меньших; развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять её самостоятельно.
Оборудование: карточка, набор геометрических фигур из набора №7.
Содержание игры: детям предлагается карточка, цифра и круги двух разных цветов. Нужно выложить цветок с лепестками из кругов разного цвета, соответствующих числу, которое находится в центре и объяснить, каким способом получено это число.
«Что потерялось?»
Задачи: закреплять знание геометрических фигур, основных цветов; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: ребёнку предлагается карточка, которая разбита на 9 окошек. В каждом ряду в одном окошке пропущена фигура определённого цвета. Ребёнок должен догадаться, какая же. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторяться формой и цветом.
«Выложи из палочек»
Задачи: упражнять в выкладывании из палочек предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу, развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: карточки с рисунками - образцами, палочки из набора № 8.
Содержание игры: ребёнок выбирает карточку-шаблон, на которой выложен из палочек предмет, ему предлагается этот предмет повторить. Задания в головоломках могут быть разные. Можно, например, убрать лишние детали, чтобы получился другой рисунок, добавить недостающие элементы или поменять палочки местами. Ещё можно предложить такие логические задачи: составь из 7 элементов 2 равных квадрата. На столе 5 палочек. Как при помощи их сделать два одинаковых треугольника? Как из 7 палочек сделать 3 треугольника? Перед ребёнком 9 палочек, нужно составить 4 треугольника.
«Укрась торт для друзей»
Задачи: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др.) и называть их, развивать логическое мышление, воображение.
Оборудование: круги из фетра, геометрические фигуры из набора № 7.
Содержание игры: воспитатель предлагает детям украсить торт геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребёнок может рассказать: какими фигурами украсил, как их располагал.
«Космическое путешествие»
Задачи: формировать представления об объектах окружающего мира, развивать логическое мышление, память, внимательность.
Оборудование: разноцветные фишки из набора № 10.
Содержание игры: воспитатель предлагает детям игру «Космос», выясняет, что они знают о космосе (на чём можно полететь, что можно увидеть, кто был первым космонавтом и т.д.), затем предлагает «полететь» на своей ракете. Дети делают из набора ракету, метеориты, звёзды и пр. Модификация игры: дети делают из наборов предметы из обихода космонавтов.
«Повтори узор»
Задачи: развивать внимание, мыслительные операции, умение анализировать положение предметов в пространстве, закреплять знание основных цветов; развивать мелкую моторику.
Оборудование: двойные карточки: слева поле с геометрическим узором, справа поле с пустыми окошками; плоские геометрические фигуры, например, треугольники из набора № 7.
Содержание игры: воспитатель предлагает детям выбрать треугольники определенного цвета и справа выложить такой же узор, как слева.
«Составь из фигур животное»
Задачи: ориентироваться в пространстве, развивать образное и логическое мышление, воспитывать усидчивость, внимательность.
Оборудование: геометрические фигуры из набора № 7, палочки из набора № 8, фишки из набора № 10.
Содержание игры: детям предлагается из геометрических фигур составить животных. (фото 8)
«Геометрическая дорожка»
Задачи: закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, логику.
Оборудование: карточки с изображением лабиринта из геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: педагог предлагает помочь белочке найти её любимое угощение, выложив дорожку к нему только из квадратов (аналогично выполняется задание на других карточках, но дорожку ребенок выкладывает из других геометрических фигур).
«Чего не стало?»
Задачи: различать и называть геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб и др.), развивать логическое мышление, память, внимательность.
Оборудование: геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры. Дети вместе с педагогом рассматривают их, называя каждую фигуру. Затем детям предлагается закрыть глаза, а воспитатель убирает одну из фигур. Дети открывают глаза и называют фигуру, которой не стало. Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счёт добавления других геометрических фигур (ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т.д.) и увеличения их количества (от 5 и более).
«Угадай фигуру»
Задачи: обследовать геометрические фигуры на ощупь и называть их (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб и др.), развивать логическое мышление, память, внимательность.
Оборудование: мешочек, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: воспитатель кладет в мешочек несколько геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). По очереди каждый ребёнок опускает руку в мешочек, берет одну фигуру, ощупывает (не глядя) и описывает её. Остальные дети угадывают, какая это фигура. Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (прямоугольник, ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т.д.)
Рекомендуем посмотреть:
Дары Фребеля. Мастер-класс для педагогов в ДОУ
Из опыта работы воспитателя детского сада. Дары Фребеля
Похожие статьи:
Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям