Педагогическая находка "Мир в коробке"
Профессия воспитателя не простая, но в то же время интересная, процветающая и ответственная. Каждый день в своей деятельности воспитатель «проживает» неожиданные, занимательные, веселые и интересные события. Я считаю, что обязательным для воспитателя является постоянное самосовершенствование и повышение уровня своих знаний, так как современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени. Педагог должен помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели, т.е. быть функционально грамотным человеком.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
• формирование речевой активности дошкольников;
• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Данная педагогическая находка «Мир в коробке» способствует формированию математической грамотности у детей дошкольного возраста.
Главная особенность образовательной деятельности в нашем детском саду - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая
технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
- игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
- используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
- игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
«Дары Фрёбеля» является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных способностей через игровую деятельность.
«
Дары Фрёбеля» — это разработанная автором Фридрихом Фрёбелем дидактическая система, тренирующая различные умения и навыки ребенка. Каждый Дар подразумевает, определенные правила использования и привносит свой вклад в их развитие.
В нашем ДОУ «Дары Фрёбеля» используются значительно недавно.
Дидактический комплект соответствует стандарту дошкольного образования и основной образовательной программе ДОУ. Дары Фрёбеля являются составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Система воспитания по Ф. Фрёбелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми дошкольного возраста, учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я использую для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром.
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно- моторной координации.
Комплекты - дары изготовлены из качественного натурального материала
(дерева, хлопка) и упакованы в отдельные коробки с маркировкой.
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11
(J1) «Цветные тела»
• Модуль 12
(J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13
(5B) «Башенки»
• Модуль 14
(5Р) «Арки и цифры»
Работа с игровыми наборами Фрёбеля создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельных видов детской деятельности, обозначенных во ФГОС ДО.
Вся работа с детьми по дидактической системе Фридриха Фрёбеля проходит в игровой форме и касается всех образовательных областей:
- речевого развития;
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития
Первые наши занятия были посвящены знакомству с дарами. После того как дети ознакомились, мы начали работать с дарами.
Модуль №1 «Шерстяные мячики»
В речевом развитии для заучивания стихотворения после его прочтения, предлагаю ребенку изобразить эту картинку на столе, используя пособие «Дары Фрёбеля». Получается схематичный рисунок.
Наша елка велика,
(сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока.
(продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы,
(сложить человечка из наборов)
Выше мамы.
(сложить второго человечка из набора)
Достает до потолка.
(выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки,
(выложить на елочку игрушки из деталей с набора)
Бусы да хлопушки.
(выложить на елочку бусы из набора)
Мне очень нравится проводить с ребятами такое упражнение. Я раздаю 4 мячика из набора №1: синий мячик – это стихи, фиолетовый- загадки, оранжевый –пословицы, красный – приметы. Ребята под музыку передают мячики друг-другу и как только музыка останавливается, по цвету шарика дети выполняют задание. Тему я формулирую заранее. Например: весна. Значит стихи, загадки, пословицы должны быть о весне и конечно приметы наступления весны. Очень интересная и познавательная игра. Ребята стремятся выучить больше стихов. Сейчас уже знают много пословиц и поговорок и удивляют родителей своими знаниями.
Еще один прием, который я люблю применять во время занятия по развитию речи «Волшебный мешочек». В начале занятия обсуждаю с ребятами тему будущего рассказа, например, путешествие в Африку. Затем детям предлагаю достать из мешочка предмет, придумать, что же это такое может быть и составить связный рассказ с предметами из «Даров Фрёбеля». Здесь приходится применять все свое воображение и словарный запас. У моих воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи.
В познавательном развитии работа шла по формированию элементарных математических представлений с применением данного дидактического материала
(например, сравнение палочек по длине, знакомство с геометрическими фигурами и формами и т.д.). В дальнейшем изучали часть и целое, закрепляли количество и счет, работали с кубиками из третьего набора Ф. Фрёбеля, считали их слева направо и наоборот, сверху и снизу-вверх. решали логические задачи, формировали пространственно-ориентировочные представления.
Игра «Морской бой»: ребенок берет из набора 5 кружков любого цвета и распределяет на игровом поле по своему усмотрению. Один игрок прицеливается «В 3». Если удар попал в цель и корабль уничтожен, то игрок ставим взамен черный квадрат, если мимо – синюю горошинку
(цвет моря). Выигрывает тот, кто быстрее уничтожит корабли противника. Играть можно как в паре, так и группой детей.
Игра «Расположи предметы»: дети играют парами, перед каждым ребенком лист бумаги и по семь геометрических фигур разного цвета и размера. По сигналу дети раскладывают фигуры по все сторонам и углам листа и одну в центре. Дети рассказывает какая фигура и где живет: «У меня круг находится в верхнем правом углу, а квадрат в центре, а у тебя?» Дети поочередно задают вопросы. Второй вариант игры: ребенок закрывает глаза, в это время другой ребенок прячет одну фигурку или меняет фигуры местами. Открыв глаза, ребенок смотрит и рассказывает об изменениях на листе.
В художественно-эстетическом развитии пособие используем во время выкладывания картинки по образцу, затем, усложняя, по самостоятельно выстроенному замыслу. Детям гораздо легче выполнить аппликацию сначала дарами, затем перенести на бумагу. Практически все наборы эффективны при организации конструктивной деятельности с детьми как в самостоятельной, так и организованной педагогом. Кубические конструкции можно складывать и разбирать различными способами. Во время строительства дети научились не разрушать здания, а превращать их в новые, а в дальнейшем надстраивать и перестраивать, не разрушая первоначальную конструкцию.
В социально - коммуникативном развитии использую разнообразные игры и задания на сплочение группы. Упражнение «Бусы дружбы» особенно нравится ребятам в моей группе. Воспитанники делятся на команды, собирают бусы, чередуя красные шары, синие кубики и т.д. Побеждает команда, собравшая бусы дружбы первой.
В физическом развитии мы активно применяем набор № 1. Мячики помогают нам тренировать ловкость, глазомер. С их помощью у детей очень хорошо развивается координация движения, этот факт отмечает наш инструктор по физическому развитию. Мы применяем следующий прием: ребенок вытягивает руку и задает амплитуду руке по заданию воспитателя
(вправо, влево, вперед, назад), выполняем зарядку для глаз: раскачивая мяч, ребенок следит за его движением только глазками.
Далее будем создавать игры, которые позволят шире использовать пособие «Дары Фрёбеля». Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Таким образом, игровой набор «Дары Фрёбеля» можно рассматривать как авторскую технологию интеллектуально-творческого развития детей, которая широко используется в современной практике дошкольной педагогики.
Результативность опыта отслеживалась посредством проведения мониторинга в декабре 2021г., который показал, что в разделе «Формирование элементарных математических представлений» процент детей с высоким уровнем развития увеличился с 30% до 48%, снизился процент детей со средним уровнем развития с 60% до 44%. А именно: в подразделе «Количество»
(состав числа, счет на ощупь, часть-целое), «Величина»
(систематизация предметов, сравнение по величине), «Форма»
(анализ и сравнение предметов, их преобразование), «Ориентировка в пространстве»
(на плоскости).
Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей. Они вызвали живой интерес у детей, развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач. Опыт работы по данной теме показывает, что выбранная технология дала положительные результаты.
В заключение хочу сказать, несмотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Мы можем использовать их в любой образовательной области. А приложив к этому еще и свою фантазию, можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.
Мы все разные педагоги, у каждого из нас свои методы и приемы, особые секреты, направленные на всестороннее развитие наших воспитанников. Мы стараемся сделать пребывание наших детей в детском саду интересными, веселыми и комфортными. А в ответ получаем необыкновенные минуты общения с нашими воспитанниками.
Рекомендуем посмотреть:
Дары Фребеля. Мастер-класс для педагогов в ДОУ
Дидактические игры для дошкольников с набором «Дары Фребеля»
Похожие статьи:
Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям