Мастер-класс для педагогов «Мир в коробке» по использованию дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов старших дошкольников. Презентация
Цель:
Ознакомление с дидактической системой «Дары Фрёбеля» и возможностью его использования в познавательном развитии дошкольников. Знакомство с возможностями игрового набора через выполнение заданий из различных образовательных областей. Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях применения методического комплекта «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Развивать внимание, творчество, познавательно-исследовательскую деятельность, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы, показать практическое применение методического комплекта «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми.
3. Воспитывать интерес к инновационной технологии «Дары Фребеля» и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов. Методы:
• Игровой (дидактические игры).
• Наглядный (рассматривание методического комплекта).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат: Формирование умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Формы организации:
• групповая;
• подгрупповая;
• в парах
Ход
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами. Наш мастер – класс «Мир в коробке» посвящен ознакомлению с методическим комплектом «Дары Фрёбеля».
Моё глубокое убеждение, что в нашей с вами профессиональной деятельности очень важно самим уметь делать то, чему мы хотим научить детей. Поэтому сегодня я предлагаю вам овладеть знаниями по методике работы с дидактической системой « Дары Фрёбеля».
- Предлагаю познакомиться: Упражнение «Знакомство»
Я сейчас подниму одну из цветных «ладоней», а вы уважаемые коллеги выполните по сигналу движение, красная “ладонь”- вам предстоит помахать рукой для приветствие, соблюдая все профилактические меры ковид-19 , синяя “ладонь” – поздороваться кивком головы, желтая “ладонь” – улыбнуться.
- А мне хотелось бы поинтересоваться, уважаемые коллеги, знаете ли вы характеристику своего имени. Меня зовут Ольга, означает – «святая, светлая». Находчивых знатоков имени приглашаю для совместной и продуктивной работы.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам путешествие в страну Детская академия развития (ДАР). А путешествовать мы туда отправимся на Фребель-экспрессе. (шаблон автобуса), используя ДАР № 1.
У Фребеля-экспресса есть нижний ряд, средний и верхние ряды. Вы по сигналу рассаживайте фигуры-пассажиры по моей словесной инструкции.
Красный шар у нас поедет в среднем ряду в 1 окне слева.
Голубая призма поедет в нижнем ряду во 2 окне справа.
Оранжевый куб поедет в верхнем ряду Фребель экспресса во 2 окне слева.
А цилиндр любого цвета поедет в среднем ряду в 1 окне справа.
Молодцы! Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»!
- Как вы думаете, что еще можно использовать, когда будете играть в данную игру с детьми? (пуговицы, монетки, конструктор…).
- А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )
- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками…)
- Вот мы и с вами прибыли в страну «Детская академия развития» ДАР.
И сейчас мы познакомимся с дарами № 8,9,10.
Посмотрите Дар №10 - это точки
9-й ДАР - кольца, полукольца
8-й ДАР - разноцветные палочки
- В саду у Фрёбеля работали женщины, раньше их называли садовницами. И мы с вами сейчас будем составлять для них LOOK (образ) в стиле дымковской росписи. Украшение составляем Дарами № 8,9,10. Это задание выполните, пожалуйста, в паре. А элементы дымковской росписи Вы сможете увидеть на экране.
«Волшебная змея»
Для того, чтобы всем очутиться в стране ДАР, вам предстоит преодолеть небольшие препятствия. Для начала – встретиться с волшебной змеёй.
Однажды я увидела Змею
И сама себе задала вопрос:
Где у нее кончается шея
И начинается Хвост?
Рулеткой я измерила Змею.
Ответ был абсолютно прост:
Где у него кончается шея,
Там начинается хвост.
Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одним нанизанным красным цилиндром Дара №1 G.
- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает признак) красной или круглой, длинной, прекрасной и. т. д. змеи, при этом, надевает любую другую деталь.
- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет 2 слова, сказанное ранее и новое своё, обозначающее признак… и т.д. пока не закончатся слова.)
– Задание понятно? Начали «Я змея….
Перемещать набор с предметами для нанизывания.
- Чем эта игра полезна? (обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков работы в группе).
- Какие замечательные образы барышень-садовниц получились здесь и сейчас. Садовницам эти ЛУКИ очень понравились. А Вам понравилось выполнять это задание?
- Как вы думаете, что развивает эта игра у детей? (тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию, творческие способности, игровую деятельность ребенка. Знакомит детей с понятием «симметрия»; способствует развитию детского воображения).
- Следующее задание будете выполнять с помощью Даров № 7,9,10.
А какое это будет задание вы сейчас узнаете, разгадав загадку. А затем вы будете конструировать отгадку. Слушайте внимательно!
Увидев на клумбе, прекрасный цветок
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
Сразу цветок- улетел! Кто это? (бабочка).
- Сейчас мы будем «рисовать конструктором». Я буду рассказывать , а Вы будете работать в паре.
Однажды летом прекрасная бабочка, можете брать точки любого цвета . Прекрасная бабочка летала, перелетала с лепестка на лепесток, и возле одного лепестка остановилась, отложив туда яички свои: они были вот такими. Положила она их на цветок и полетела. Они висели, висели, на этом лепестке и стали расти. И вскоре из них появились маленькие гусенички. Они тоже росли, росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она вот такая. Потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими ниточками-паутинками. Обматывала-обматывала и превратилась вот в такую куколку. Наступила зима. Куколка перезимовала, а весной, когда растаял снег, куколка зашевелилась и, когда уже стало совсем тепло, кожица куколки лопнула, и оттуда появилась сначала вот такая головка с усиками.
А потом- длинное туловище. Во что превращается у нас куколка?( в бабочку). А что ей не хватает? С Вами согласна. Не забывайте, что крылья у бабочки – симметричные, красивые, с одинаковыми узорами.
-Что развивает эта игра? (формирует представление о разнообразии мира, развивает кругозор, воображение, тренирует взаимодействие в паре, сотрудничество)
- Очень красивые бабочки у вас получились. Они такие прекрасные, что даже к ним прилетели другие бабочки ( на экране).
Уважаемые педагоги, как вы думаете, а современному ребенку будет ли интересно играть с набором « Дары Фребеля»?
А где еще можно использовать данный игровой набор?
- Наше путешествие подходит к завершению, и пора отправляться в обратный путь. Бабочка нам в этом поможет: стоит вам только прикоснуться к её левому крылу и вы снова окажетесь в уютной, творческой обстановке.
Итог
- Добро пожаловать в творческую мастерскую. Прошу нанизывать геометрические фигуры, символизирующие образовательные области, в реализации которых можно использовать Дары Фребеля на проволочку. Используем ДАР № 9.
Замечательно справились. Мне нравятся ваши яркие браслеты-рефлекторы.
Просим коллег, сидящих в зале оценить мастер-класс, выстроив башню определенного цвета. Цвет зеленый означает «педагоги удовлетворены проведенным мероприятием», а красный «непонятна значимость данной технологии, есть нераскрытые вопросы» Упражнение «Башня» с залом.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией, отражающей современные тенденции дошкольного воспитания и образования.
Мастер-класс предполагает фото, как делать и что получится. Здесь только фото самого набора, всё очень интересно, ярко и красиво. Спасибо Вам за рассказ, но, наверное, это всё-таки "Опыт работы", а не мастер-класс. Без фото ничего не понятно