Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятельности на уроках музыки
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной и основной школе является включение учащихся в коллективно-групповую работу.
Цели и задачи данного вида деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции учащихся в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Коллективно-групповая деятельность должна быть организована так образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация коллективных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для учеников представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, которые возможно впоследствии войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Коллективно-групповая деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащихся, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации КТД является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.
Участие в разных видах учебно-творческой деятельности обусловлено как разнообразием этих видов, так и многочисленными учебными задачами, решаемыми в ходе приобщения к ним школьников. Данная работа регламентируется построением программы по музыке и тематическим планированием занятий по ней. Учебно-творческая деятельность школьников проявляется в разных формах их общения с музыкой: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, работа с источниками информации, творческие проекты.
Реализация каждого из компонентов в КТД пред¬полагает владение учащимися определёнными умениями.
Постановка вопросов, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение коллективного решения с аргументированием решением, не только помогает решать задачи музыкального образования, но и комплексно развивать все виды универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Для формирования УУД школьников, повышения мотивации и эффективности обучения в методической и учебной литературе существуют разнообразные задания, которые многие педагоги используют в своей практике. Это задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и т.д. Следует указать, что задания на формирование тех или иных приёмов (умение задавать вопросы, смысловое чтение и др.) могут использоваться на разных этапах КТД и в соответствии с их целями и задачами.
Урок музыки сегодня, по-моему, мнению, не стоит на должном уровне с другими предметами. Многие дети считают, что это не интересно. Поэтому, придя в школу мне пришлось полностью изменить своё отношение к предмету, много искать способов и методик, чтобы интерес к музыки у детей стал истинным, неподдельным, а урок приносил не только радость, но и знания. Мои ожидания оправдались, я нашла «ключи» к детским сердцам и открыла им другой урок, новый, современный, интересный, на который им хочется не только идти, но и познавать, творить, достигать, дополнительно добывать информацию и делиться с классом успехами. Урок стал эффективным, динамичным, мотивация школьников изменилась к лучшему, а результативность и продуктивность улучшилась на 30 %.
Следует заметить, что формирование коллективно-групповой деятельности целесообразно начинать с овладения учащимися отдельными компонентами, составляющими поэтапную работу из отдельных творческих заданий, постепенно увеличивая и время работы, и трудность поставленных задач, и проблемность в постановке вопросов. Сегодня я готова поделиться своим опытом и предложить познакомиться с заданиями, которые предполагают работу учащихся в КТД на уроках музыки. Начинать давать задания следует уже с 1 класса, конечно, дозировано, с чётким инструктажем и соответственно возрастными особенностями детей, согласно программному материалу. Итак, не только опробированным, но и проверенным, результативным и эффективным методом в моей работе является коллективно-групповая форма работы на уроках музыки.
Принцип метода заключается в том, что весь класс делится на 3-4 группы – экипажи. В каждом экипаже по 6-8 человек. Допускается, что учащиеся комплектуют экипажи по интересам и симпатиям. На каждый экипаж учитель выдаёт оценочный лист. Учащиеся выбирают своего руководителя (проходит голосование быстро и демократично). Учащиеся вписывают свои фамилии в таблицу. Следующим этапом ребята придумывают название для своего экипажа, девиз и значок (эмблему). Такая форма работа развивает у детей толерантность, воспитывает коммуникативные качества. Учитель должен напомнить, что название экипажей должны отражать музыкальную направленность. Если учащиеся выходят за рамки времени, то учитель предлагает учащимся продумать данные вопросы дома, т.е. даёт творческое домашнее задание. Далее учителю предстоит правильно и чётко объяснить функции руководителей экипажей. Каждый руководитель обычно выбирается из лидеров или учащихся с хорошими показателями в учёбе. Задача руководителей состоит в том, чтобы своевременно фиксировать правильные отчеты учащихся «+» напротив фамилии в графах. Таким образом, отслеживается эффективность работы каждого ученика. Помимо того, что учащиеся соревнуются за большее количество «+», которые влияют на оценку в конце урока, а также помогают учителю выявить малоактивных учащихся, которым необходимо уделять больше времени, давать индивидуальные задания, дополнительно побуждать их ответы и поощрять за выступления. Помимо оценки каждого учащегося, экипажи соревнуются между командами и получают баллы за правильные ответы. Полученные баллы фиксируются на доске учителем (при начальной форме работы по группам). В оценочном листе руководители экипажей могут самостоятельно выставлять баллы, но только когда учитель понимает объективность выставленных баллов. В конце каждого урока совместно команды подсчитывают общие баллы, заработанные в процессе урока, экипажи получают свои места: 1, 2, 3, которые фиксируются на оценочном листе, учитель фиксирует итоги своей подписью. В зависимости от полученных мест, команды получают оценки, которые предварительно обсуждаются и выставляются в экипажах, обсуждаются учителем и после выставляются в классный журнал (не более 3 минут времени на всё). По количеству заработанных «+» выявляется самый музыкальный ученик (фиксируется в листке). В конце каждого триместра выбирается лучший экипаж, который большее количество раз являлся победителем. Команда лучших музыкантов получает символический «Скрипичный ключ» на свой стол, а лучший музыкант – получает значок «Юный музыкант».
Примерные задания по музыке для работы в группах:
Задание «Ходит песенка по кругу»
Цель: развитие музыкального слуха, ритма, памяти на основе исполнения знакомых песен, изученных ранее, воспитание интереса к музыке. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого исполнения.
Возраст: 9 —14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Этапы проведения КТД:
1.Пение известных песен по кругу (по экипажам).
2. Учащиеся рассаживаются по командам (экипажам) в круговом направлении, и каждый запевает песню по предлагаемому заданию. Команда получает максимально 3 балла, за быстроту выполнения задания, чёткость и правильность исполнения песни.
Задания:
а) спеть песню, припев или куплет которой начинается на слово:
- «Во» (Во поле берёзка стояла)
- «Пусть» (Пусть бегут неуклюже)
- «Я» (Я иду и пою обо всё на свете)
б) спеть песню, где есть числительные: («Три белых коня», «Дважды два четыре»)
в) спеть песню, где есть мужские, женские имена: («Сёмка влюбился», «Антошка», «Катюша»).
3. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.
4. Подведение итогов по набранным баллам
Задание «Юный сказочник»
Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев, составлять сюжет сказки из данных героев, с использованием знакомых музыкальных инструментов.
Возраст: 8—11 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах по 5—8 человек.
Описание задания: учащимся предлагается провести самостоятельную работу по распределению ролей, выбрать автора, придумать сюжет с героями кукольного театра. Продумать, какими голосами должны говорить герои, какие песенки исполнять.
Этапы проведения КТД:
1. Формулирование задачи учителем.
2. Систематизация ранее полученных знаний:
- Кто из композиторов является «Сказочником», почему? (Н.А. Римский-Корсаков, написал много музыкальных сказок). Какие оперы вы можете назвать, созданные по известным сказкам?
- Какие песенки вы можете спеть о сказочных героях?
- Какой бы музыкальный инструмент подошёл бы для изображения характера зайца, медведя?
3. Инструктаж и изложение задачи учителем.
4. Выдача кукольных героев на группы (по 3-5 кукол на группу)
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Слушание музыкальных сказок.
7. Оценивание сказки другими группами (экипажами) по 3- х балльной шкале.
8. Совместный анализ прослушанных сказок.
Задание «Сочиняем сказку»
Цель: развитие музыкального воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к фольклору и музыке.
Возраст: 9 —14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами (экипажами).
Этапы проведения КТД:
1. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг от друга взятых слов (слова должны быть связанные с музыкой: мажор, скрипичный ключ; мюзикл, квартет; контрабас, минор).
2. Двум детям (по желанию) предлагается произнести любое слово (из музыкальных терминов) так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя.
3. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в которых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль.
4. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует активность детей.
5. Сказка оценивается общим открытым (3-х балльным) голосованием учащихся.
Задание «Логические цепочки»
Цель: развитие музыкального воображения, памяти, формирование интереса к музыке.
Возраст: 9 —14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается определить о каком произведении, композиторе идёт речь по логической цепочке.
Этапы проведения КТД:
1. Каждая группа получает на обсуждение «цепочку», если отвечает сразу и правильно, то получает 3 балла максимально.
2. примеры цепочек:
- С.С. Прокофьев, 1242 год, Ледовое побоище, хор «Вставайте, люди русские» (ответ: «Кантата Александр Невский»)
- Тар, кувички, саз, колокольчики (музыкальные инструменты)
- Канты, коломыйка, заклички (песни)
- Краковяк, кадриль, трепак (танцы)
- Бобыль и бобылиха, Мизгирь, Купава, леший, Лель (герои из оперы «Снегурочка»)
Задание «Узнай и спой песню по рисунку»
Цель: развитие творческого и музыкального воображения, памяти, слуха, ритма, формироание интереса к музыке.
Возраст: 9 —14 лет.
Учебные дисциплины: музыка.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается по рисункам спеть песню своей командой.
Этапы проведения КТД:
По заранее подготовленным рисункам (см. Приложение с фото)
1. каждая команда должна вспомнить песню (за 30 секунд отведённого времени). Исполнить один куплет песни или припев совместно с командой.
2. Оценивание исполнения по 3-х балльной системе.
3. Итоги подводятся в конце по командам, по количеству набранных баллов.
Таким образом, можно сделать выводы: в коллективно-творческой деятельности помимо развития музыкальной грамотности, происходит положительный эмоционально-нравственный отклик учащихся на уроки музыки, повышается эффективность уроков. Новизна и актуальность моего метода кроется в самом подходе к музыкальному воспитанию и образованию, которое строится на коллективно-групповой деятельности при помощи методических заданий и игровых методов. Предлагаемая мною новая форма работы призвана не только пробудить неподдельный интерес учащихся к музыке, но и создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» О. Уальд
Список источников и литературы
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. И.А. Перфильева «Через игру на уроках музыки – к познанию эстетической сущности человека» Москва-Самара 1996, с. 12-13.
3. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1978, с. 23-25.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки
Координация между музыкальным слухом и голосом
Организация домашних занятий
Обучение игре на курае в учреждениях дополнительного образования детей
Похожие статьи:
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика