Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией. Как звери готовятся к зиме

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Образовательная область «Познание» для старшего возраста «Как звери готовятся к зиме?»

Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: воспитание у детей познавательного интереса к диким животным .
Задачи:
- Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об их повадках.
- Развивать познавательный интерес, формировать экологическое мировоззрение
- Уточнить и систематизировать представления о способах подготовки диких животных к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
- Работать над развитием словарного запаса
- Вызвать желание делиться своими знаниями со сверстниками.
- Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных.

Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (осень)
- По каким приметам определили? (дети называют осенние приметы)
- А после осени какое будет время года? (зима)
- Да, наступит холодная, снежная, морозная зима. Что же станет с нашими лесными братьями? Вы хотите узнать? (да)
- Давайте отправимся на прогулку в лесную чащу и узнаем, как готовятся звери к зиме.

Звучит медленная, плавная музыка по своему выбору и дети отправляются на «прогулку в лес».
- Как нужно вести себя в лесу? (не шуметь, не кричать, не пугать лесных жителей)
Воспитатель: Вам не страшно в лесу? Здесь живут животные, как можно назвать? (звери)
- А кто им еду добывает? (сами)
- Как можно назвать животных, которые живут в лесу и сами добывают себе еду? (дикие животные)
- Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами кустарников и деревьев, другими животными)
- Как мы назовём животных, которые едят траву? (травоядные)
- А животных, которые питаются себе подобными? (хищники)
- А есть животные, которые питаются и растениями и животными? (всеядные)
Воспитатель: Вот кто – то по тропинке поскакал, отгадайте загадку:

Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. Кто это? (Это заяц).


- Заяц – ночное животное. Чем питается зайчик? (травой, грибами, грызёт кору деревьев) Значит зайчик ….травоядное животное.
- Дети, летом про косого говорят заяц – русак, а зимой заяц – беляк, почему? (потому что заяц меняет шубку серую на белую)

- Для чего он это делает? (чтобы маскироваться от хищников, на белом снегу его не заметят)
- Смена окраски шерсти на другую – покровительственную - называется линькой. Зайчик линяет постепенно: сначала белеет хвост, затем ноги. А потом спина и уши. Лишь кончики ушей остаются тёмными.

Воспитатель:
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой (белка)


Воспитатель: Как готовится к зиме белка? (собирают шишки и орехи и хоронят в дуплах, сушат грибочки на суках)
- Да, белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут в дуплах. Часто белки забывают о закопанных орехах и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, плоды, грибы, насекомых. Этих пушистых зверьков можно приучить брать еду с рук.

Белки, живущие в садах и парках, давно усвоили, что человек является источником продовольствия, но кормить белок с рук всё же не рекомендуется. Они могут быть поражены болезнями, а так же могут поранить руку. Из шерсти белок изготавливают кисти для рисования, которыми мы рисуем.
Воспитатель: Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
- В чём разница? (белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от мороза, у зайца – нет)

Давайте поиграем в игру: «Две белки».
Ход игры:
Выбирается «две белки», раздать корзинки или ведёрки. На полу разбросать орехи. «Белки» собирают орехи, а дети произносят слова:

- Белки по лесу гуляют
И орехи собирают
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора их сосчитать.


«Белки» останавливаются, подсчитывают орехи, побеждает тот, у кого больше и игра продолжается с новыми участниками.

Воспитатель: Все ли животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм и почему?
- А медведь запасает корм на зиму? Почему? (он спит зимой)

- Верно, медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную зиму. Что любит медведь больше всего на свете? (мёд)
- Да, медведь страшный сладкоежка. Бывают случаи, что медведи приходят за мёдом на пасеку. Чем ещё питаются косолапые? (ягодами, мышками, грибами) Вот и загадка про это:
Зимой спит,
Летом ульи ворошит

- А ещё медведь может напасть на лосей, кабанов, оленей и других животных. Он относится к всеядным животным.
- Как называется домик медведя, где он спит зимой? (берлога)
- Осенью медведь готовит себе место, где будет проводить всю зиму. Выстилает углубление под буреломом сухими листьями, мхом и впадает в спячку. Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.

Подвижная игра: «У медведя во бору»
Выбирается «медведь» и «спит» Дети подходят со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
Он на нас глядит


«Медведь» догоняет и пятнает детей.

Игра «Закончи предложение»

Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как ….
Колючий, как …

Воспитатель:

Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок свивается (ёж)


- Как готовится к зиме ёж? (усиленно питается)
- Как проводит зиму ёжик? (впадает в спячку)
- Совершенно верно, ежи заботливо устилают гнёзда сухими листьями, мхом и травой и укладываются спать на зиму. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. Но чем питаются наши колючие друзья? (грибами, растениями)

- Ежи – всеядные животные. Основу их питания составляют гусеницы, мыши, ягоды и фрукты. Ежи приносят пользу лесному и сельскому хозяйству, истребляют опасных насекомых и мелких грызунов.

Игра: «Кто где живёт?»

Показать картинку, отвечающую на вопрос
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.

Воспитатель: Дети, пора возвращаться домой в группу из нашего путешествия к лесным друзьям.
- Так какие же изменения происходят в жизни диких животных осенью?
- чем питаются разные дикие животные?
- В какое время года готовятся к зиме дикие животные?
Почему животные запасают корм в конце лета и осенью?
Всем ли животным нужно запасать корм?
Что такое линька?
Что такое спячка?
- А вот и подарок: красные, наливные яблочки передали нам пушистые белочки, угощайтесь!
Презентация на тему: Как звери готовятся к зиме

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Зоопарк Итоговое интегрированное занятие в старшей группе с презентацией Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе ДОУ на тему: Осень НОД для детей старшей группы с ОНР на осеннюю тематику

Похожие статьи:

Прогулки в ноябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Участник №94 творческого конкурса для детей и педагогов «Щедрая осень» с 1 сентября по 30 ноября 2016 года
Пластилигография «Корзина с цветами» для детей 6-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото | Петушок своими руками в технике торцевания для детей 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2936 дней назад (7 ноября 2016)
Просмотров: 17413
+27
Голосов: 27
Елена Андреевна Матвеева # 7 ноября 2016 в 14:06 +1
Занятие неплохое, но с учетом того, что время НОД по старшему дошкольному возрасту 20-25 минут, мне кажется очень объемным. Кроме того, подвижная игра "У медведя во бору" проводится чаще в более большом помещении, а не в группе.
Раиса Владимировна Коломыцева # 7 ноября 2016 в 14:41 +1
Большое спасибо, Елена Андреевна, за комментарий. Интенсивность занятия зависит от возраста и если это занятие для старшего дошкольного возраста, то работоспособность детей этого возраста намного быстрей, чем у младшего дошкольного возраста. Тем более, что в требованиях не указано, что использование материала должно быть точь - в - точь, его можно варьировать по своему усмотрению.
Марина Анатольевна Гацко # 7 ноября 2016 в 15:29 +5
Прекрасное познавательное занятие,большая предварительная работа,конспект красочно оформлен.Материал конечно большой,но интересный.Тем более ,дети постоянно в движении:играют в игры и занятие в виде путешествия ,ничего нет страшного,если его провести подольше.Раиса Владимировна,большое спасибо ,мне всё понравилось!Голосую за Вас!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 7 ноября 2016 в 16:11 +3
Здравствуйте, Раиса Владимировна!
С удовольствием побывала на Вашем занятии и прогулялась по лесу вместе с детворой!
Очень понравилось оригинальное оформление презентации: по мимо образов животных в натуральном виде вы знакомите со стилизованными жителями леса. Поставленная цель достигнута, все задачи решены, зрительный ряд - красочный и привлекательный! Голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 7 ноября 2016 в 18:17 +3
Здравствуйте, Раиса Владимировна. Спасибо за приглашение. Занятие получилось насыщенным, интересным, увлекательным. Цель и задачи выполнены в полном объеме. В течении занятия присутствуют игры, физкультминутки, так что дети не устанут. Великолепная презентация! Очень понравилась! Дальнейших творческих успехов! голос
Ольга Сергеевна Дьякова # 7 ноября 2016 в 19:28 +1
Раиса Владимировна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Ирина Анатольевна Князева # 7 ноября 2016 в 19:34 +1
Раиса Владимировна! Спасибо за приглашение! Интересное занятие, подобран увлекательный материал и использованы красочные слайды.Все задания прекрасно развивают у детей мышление, логику, проверяют знания об окружающем мире. Оформление достаточно яркое. С удовольствием голосую! Спасибо.
Ирина Александровна Гусева # 7 ноября 2016 в 20:18 +1
Добрый вечер, Раиса Владимировна! Спасибо за приглашение. Для занятия материал хорошо подобран, ярко проиллюстрирован. Уверенна, что поступив в 1 класс, можно будет опереться на их знания, продолжив изучение этой темы в "Окружающем мире" МОЛОДЕЦ! Голосую!
Валентина Николаевна Разумова # 7 ноября 2016 в 20:29 0
Раиса Владимировна, занятие понравилось. Много подобрано материала, можно применять в работе с детьми. Яркие и красочные иллюстрации, использованные в презентации дополняют впечатления. Оформление профессиональное, на высоком уровне. Спасибо!
Казакова Лилия Сергеевна # 7 ноября 2016 в 22:03 +1
Здравствуйте! Очень понравилось Ваше занятие! Во-первых, бывает достаточно сложно найти именно такие иллюстрации, которые удовлетворяли бы на 100% по своему качеству, красочности, натуральности изображения и чёткости различения различных частей животного.Так как я работаю с детьми с нарушениями зрения, мне это особенно важно. Вам это удалось. То же касается и стихотворных текстов, видно, что они подбирались тщательно. В занятии дано очень много информации, но не смотря на это оно не перегружено, нет ничего лишнего, всё чётко и по делу. Логическое построение занятия таково, что запоминается всё легко и информация закрепляется в играх.Большая работа по развитию словарного запаса, логического мышления, памяти. Большое спасибо! Желаю дальнейших успехов!
Ирина Владимировна Жабина # 7 ноября 2016 в 22:04 +1
Добрый вечер, Раиса Владимировна!
Занятие очень интересное по содержанию! Занятие способствует активизации речи детей. Для расширения знаний детей о том, как звери готовятся к зиме, Вы использовали различные игровые приемы, тем самым переключая детей, не давая им заскучать. Поэтому, на протяжении всего занятия Вам удавалось поддерживать активное внимание и живой интерес у детишек. Очень красивая презентация! С уважением и голосом 8, И.В.
Алла Ивановна Ефимова # 7 ноября 2016 в 23:37 0
Прекрасная презентация, яркий и достойный материал.
А слайды просто прелесть.
Детишки любят такие замечательные занятия.
Примите голос.
Лилия Сергеевна Казакова # 8 ноября 2016 в 00:15 +1
Здравствуйте, Раиса Владимировна! Очень понравилось Ваше занятие! Во-первых, бывает достаточно сложно найти именно такие иллюстрации, которые удовлетворяли бы на 100% по своему качеству, красочности, натуральности изображения и чёткости различения различных частей животного.Так как я работаю с детьми с нарушениями зрения, мне это особенно важно. Вам это удалось. То же касается и стихотворных текстов, видно, что они подбирались тщательно. В занятии дано очень много информации, но не смотря на это оно не перегружено, нет ничего лишнего, всё чётко и по делу. Логическое построение занятия таково, что запоминается всё легко и информация закрепляется в играх.Большая работа по развитию словарного запаса, логического мышления, памяти. Большое спасибо! Голосую и желаю дальнейших успехов!
Софья Владимировна Юхнина # 8 ноября 2016 в 08:36 +1
Раиса Владимировна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом занятия по окружающему миру в старшей группе «Как звери готовятся к зиме?»
Информационное, содержательное, насыщенное занятие получилось.
Публикация ярко проиллюстрирована, грамотно оформлена в соответствии с правилами сайта.
Вы создаёте условия для развития познавательного интереса, формирования экологических знаний.
Мой голос +11, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Ольга Владимировна Перковская # 8 ноября 2016 в 12:07 +1
Доброго времени суток! Спасибо за приглашение. С удовольствием прочла материал и внимательно посмотрела к нему иллюстрации. Материал ёмкий, но и темп бывает разный. От системы работы и набора детей это зависит. Доступно, интересно, увлекательно. Расширяет кругозор по данному вопросу. Множество форм, которые не дадут дремать и на лицо здоровье сберегающие факторы. Оформление материала замечательное и удобное для пользователей Портала. Спасибо! Молодец! Голос Ваш! Закладку сделала!
Валентина Петровна Чурепкина # 8 ноября 2016 в 13:45 +1
Занятие составлено методически грамотно, по содержанию очень интересное, динамичное. Понравилось четкость и ясность в преподнесении материала, замечательные игры, прекрасное оформление. Примите мой голос+ 13 и пожелание УДАЧИ! С уважением, В.П. v
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 8 ноября 2016 в 17:28 +1
Спасибо за приглашение. Очень насыщенное занятие: и речевой материал и презентация с яркими картинным материалом. Думаю дети получили хорошие знания по данной теме. Все анализаторы задействованы. Здорово! Мой ГОЛОС)))
Елена Викторовна Багрова # 8 ноября 2016 в 19:18 +1
Здравствуйте, Раиса Владимировна!
С удовольствием побывала на Вашем занятии. Познавательная прогулка по лесу обязательно понравится ребятам! Материал насыщенный, интересный, прекрасно оформлен. Позволяет решить поставленные задачи.
Спасибо! Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Галина Александровна Смекалова # 8 ноября 2016 в 22:36 +3
Раиса Владимировна, рада знакомству с Вами и Вашей работой!
Понравилось, что перед этим занятием Вы провели большую, плодотворную работу. Дети были готовы к "прогулке в лесу". Хорошо, что повторяете правила поведения в лесу, подробно пишите вопросы и ответы на них. Мне было интересно на занятии, значит и ребята были вовлечены в процесс. Много познавательного материала, доступного, и в то же время развивающего, способствующего обогащению словарного запаса. А в конце занятия спрашиваете, на сколько хорошо ребята усвоили новые понятия, закрепляете - это хорошо!
Что касается презентации - яркая, красочная, но можно было бы изменить текст немного, убрать ответы из загадок, а картинки (ответы) - вставить всплывающими (по щелчку) после прочтения текста. Конечно, ребята еще не умеют читать, но все же, по иллюстрациям им будет проще назвать ответ.
Понравились игры - и два зайца, и медведи во бору, и закончи предложение, и кто где живет.
Спасибо за приглашение, мне очень понравилось Ваше занятие! С удовольствием голосую!
Ирина Викторовна Прокопенкова # 9 ноября 2016 в 14:09 +2
Добрый день, Раиса Владимировна! Спасибо за приглашение на занятие, которое достигло поставленной цели: воспитание познавательного интереса у детей. Очень красиво оформлены слайды, грамотно продуман ход занятия. Здорово, что ваши ребята знают классификацию животных по способу питания. В старшей группе можно было бы не ограничиваться количеством животных, и вместо трех слайдов о ежике включить слайд о барсуке, который тоже зимой спит. Можно было поговорить о лисе, о волке,о бобре, они ведь как и заяц тоже не залегают на зиму в спячку. Важно, что на протяжение всего занятия ведется обогащение словарного запаса. Желаю дальнейших творческих успехов. Мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 9 ноября 2016 в 18:06 0
Отличное занятие. И загадки, и картинки так удачно подобраны. Всё увлекательно. Такой урок запомнится деткам. Примите голос!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 9 ноября 2016 в 18:31 0
Голосую с удовольствием! Раиса Владимировна, вы справились с поставленной целью на все 100% Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 ноября 2016 в 19:57 +1
Замечательное занятие! Очень рада за Ваших малышей! цель и задачи достигнуты, материал подобран согласно возрасту ребят.Голос!
Елена Владимировна Иванова # 12 ноября 2016 в 20:09 0
Конспект организации совместной образовательной деятельности составлен грамотно, дополнен красочной презентацией. Поставленные задачи в процессе НОД решены в полном объеме. Используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.
Примите мой голос, а я возьму конспект в закладки.
Елена Геннадьевна Савчук # 14 ноября 2016 в 05:35 0
Раиса Владимировна, мне очень понравился Ваш материал. Познавательно, занимательно, интересно. Думаю, что смогу его использовать при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями на занятиях в уголке живой природы. Рекомендую добавить настройку эффектов анимации, будет ещё лучше. Голосую.
Шилайкис Анастасия # 14 ноября 2016 в 20:57 0
Здравствуйте, Раиса Владимировна. Занятие очень интересное, насыщенное. С задачами справились на все 100. Понравилось, что после знакомства с каждым животным есть игра, как некая разгрузка. Единственное, можно было бы разнообразить презентацию. Сделать ее ярче, интереснее. Например, чтобы ответы на загадки выскакивали по щелчку. И убрала бы мультяшных животных. А в целом очень интересно. Спасибо, что поделились своими идеями!
Сидорова Зоя Григорьевна # 17 ноября 2016 в 20:46 0
Раиса Владимировна!
Конспект занятия по окружающему миру «Как звери готовятся к зиме?» заслуживает внимания. Конспект замечательный, разнообразие форм и приёмов. Главное, что сквозит в каждом Вашем конспекте - желание воспитать в детях - умение думать, анализировать.
Вы - хороший воспитатель, надеюсь, что Ваши дети это понимают и ценят.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Татьяна Гуляева # 10 декабря 2016 в 21:29 0
Раиса Владимировна!
Содержание занятия насыщенное, интересное. Работа великолепно оформлена.
+1!