Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией. Как звери готовятся к зиме
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Образовательная область «Познание» для старшего возраста «Как звери готовятся к зиме?»
Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» станицы Тацинской Ростовской области. Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии. Цель: воспитание у детей познавательного интереса к диким животным . Задачи:
- Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об их повадках.
- Развивать познавательный интерес, формировать экологическое мировоззрение
- Уточнить и систематизировать представления о способах подготовки диких животных к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
- Работать над развитием словарного запаса
- Вызвать желание делиться своими знаниями со сверстниками.
- Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь. Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных.
Ход занятия: Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (осень)
- По каким приметам определили? (дети называют осенние приметы)
- А после осени какое будет время года? (зима)
- Да, наступит холодная, снежная, морозная зима. Что же станет с нашими лесными братьями? Вы хотите узнать? (да)
- Давайте отправимся на прогулку в лесную чащу и узнаем, как готовятся звери к зиме.
Звучит медленная, плавная музыка по своему выбору и дети отправляются на «прогулку в лес».
- Как нужно вести себя в лесу? (не шуметь, не кричать, не пугать лесных жителей) Воспитатель: Вам не страшно в лесу? Здесь живут животные, как можно назвать? (звери)
- А кто им еду добывает? (сами)
- Как можно назвать животных, которые живут в лесу и сами добывают себе еду? (дикие животные)
- Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами кустарников и деревьев, другими животными)
- Как мы назовём животных, которые едят траву? (травоядные)
- А животных, которые питаются себе подобными? (хищники)
- А есть животные, которые питаются и растениями и животными? (всеядные) Воспитатель: Вот кто – то по тропинке поскакал, отгадайте загадку:
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. Кто это? (Это заяц).
- Заяц – ночное животное. Чем питается зайчик? (травой, грибами, грызёт кору деревьев) Значит зайчик ….травоядное животное.
- Дети, летом про косого говорят заяц – русак, а зимой заяц – беляк, почему? (потому что заяц меняет шубку серую на белую)
- Для чего он это делает? (чтобы маскироваться от хищников, на белом снегу его не заметят)
- Смена окраски шерсти на другую – покровительственную - называется линькой. Зайчик линяет постепенно: сначала белеет хвост, затем ноги. А потом спина и уши. Лишь кончики ушей остаются тёмными.
Воспитатель: Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой (белка)
Воспитатель: Как готовится к зиме белка? (собирают шишки и орехи и хоронят в дуплах, сушат грибочки на суках)
- Да, белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут в дуплах. Часто белки забывают о закопанных орехах и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, плоды, грибы, насекомых. Этих пушистых зверьков можно приучить брать еду с рук.
Белки, живущие в садах и парках, давно усвоили, что человек является источником продовольствия, но кормить белок с рук всё же не рекомендуется. Они могут быть поражены болезнями, а так же могут поранить руку. Из шерсти белок изготавливают кисти для рисования, которыми мы рисуем.
Воспитатель: Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
- В чём разница? (белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от мороза, у зайца – нет)
Давайте поиграем в игру: «Две белки». Ход игры:
Выбирается «две белки», раздать корзинки или ведёрки. На полу разбросать орехи. «Белки» собирают орехи, а дети произносят слова:
- Белки по лесу гуляют
И орехи собирают
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора их сосчитать.
«Белки» останавливаются, подсчитывают орехи, побеждает тот, у кого больше и игра продолжается с новыми участниками.
Воспитатель: Все ли животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм и почему?
- А медведь запасает корм на зиму? Почему? (он спит зимой)
- Верно, медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную зиму. Что любит медведь больше всего на свете? (мёд)
- Да, медведь страшный сладкоежка. Бывают случаи, что медведи приходят за мёдом на пасеку. Чем ещё питаются косолапые? (ягодами, мышками, грибами) Вот и загадка про это:
Зимой спит,
Летом ульи ворошит
- А ещё медведь может напасть на лосей, кабанов, оленей и других животных. Он относится к всеядным животным.
- Как называется домик медведя, где он спит зимой? (берлога)
- Осенью медведь готовит себе место, где будет проводить всю зиму. Выстилает углубление под буреломом сухими листьями, мхом и впадает в спячку. Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.
Подвижная игра: «У медведя во бору»
Выбирается «медведь» и «спит» Дети подходят со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
Он на нас глядит
«Медведь» догоняет и пятнает детей.
Игра «Закончи предложение»
Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как ….
Колючий, как …
Воспитатель:
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок свивается (ёж)
- Как готовится к зиме ёж? (усиленно питается)
- Как проводит зиму ёжик? (впадает в спячку)
- Совершенно верно, ежи заботливо устилают гнёзда сухими листьями, мхом и травой и укладываются спать на зиму. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. Но чем питаются наши колючие друзья? (грибами, растениями)
- Ежи – всеядные животные. Основу их питания составляют гусеницы, мыши, ягоды и фрукты. Ежи приносят пользу лесному и сельскому хозяйству, истребляют опасных насекомых и мелких грызунов.
Игра: «Кто где живёт?»
Показать картинку, отвечающую на вопрос
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.
Воспитатель: Дети, пора возвращаться домой в группу из нашего путешествия к лесным друзьям.
- Так какие же изменения происходят в жизни диких животных осенью?
- чем питаются разные дикие животные?
- В какое время года готовятся к зиме дикие животные?
Почему животные запасают корм в конце лета и осенью?
Всем ли животным нужно запасать корм?
Что такое линька?
Что такое спячка?
- А вот и подарок: красные, наливные яблочки передали нам пушистые белочки, угощайтесь!
Занятие неплохое, но с учетом того, что время НОД по старшему дошкольному возрасту 20-25 минут, мне кажется очень объемным. Кроме того, подвижная игра "У медведя во бору" проводится чаще в более большом помещении, а не в группе.
Большое спасибо, Елена Андреевна, за комментарий. Интенсивность занятия зависит от возраста и если это занятие для старшего дошкольного возраста, то работоспособность детей этого возраста намного быстрей, чем у младшего дошкольного возраста. Тем более, что в требованиях не указано, что использование материала должно быть точь - в - точь, его можно варьировать по своему усмотрению.
Прекрасное познавательное занятие,большая предварительная работа,конспект красочно оформлен.Материал конечно большой,но интересный.Тем более ,дети постоянно в движении:играют в игры и занятие в виде путешествия ,ничего нет страшного,если его провести подольше.Раиса Владимировна,большое спасибо ,мне всё понравилось!Голосую за Вас!
Здравствуйте, Раиса Владимировна!
С удовольствием побывала на Вашем занятии и прогулялась по лесу вместе с детворой!
Очень понравилось оригинальное оформление презентации: по мимо образов животных в натуральном виде вы знакомите со стилизованными жителями леса. Поставленная цель достигнута, все задачи решены, зрительный ряд - красочный и привлекательный! Голос!
Здравствуйте, Раиса Владимировна. Спасибо за приглашение. Занятие получилось насыщенным, интересным, увлекательным. Цель и задачи выполнены в полном объеме. В течении занятия присутствуют игры, физкультминутки, так что дети не устанут. Великолепная презентация! Очень понравилась! Дальнейших творческих успехов! голос
Раиса Владимировна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Раиса Владимировна! Спасибо за приглашение! Интересное занятие, подобран увлекательный материал и использованы красочные слайды.Все задания прекрасно развивают у детей мышление, логику, проверяют знания об окружающем мире. Оформление достаточно яркое. С удовольствием голосую! Спасибо.
Добрый вечер, Раиса Владимировна! Спасибо за приглашение. Для занятия материал хорошо подобран, ярко проиллюстрирован. Уверенна, что поступив в 1 класс, можно будет опереться на их знания, продолжив изучение этой темы в "Окружающем мире" МОЛОДЕЦ! Голосую!
Раиса Владимировна, занятие понравилось. Много подобрано материала, можно применять в работе с детьми. Яркие и красочные иллюстрации, использованные в презентации дополняют впечатления. Оформление профессиональное, на высоком уровне. Спасибо!
Здравствуйте! Очень понравилось Ваше занятие! Во-первых, бывает достаточно сложно найти именно такие иллюстрации, которые удовлетворяли бы на 100% по своему качеству, красочности, натуральности изображения и чёткости различения различных частей животного.Так как я работаю с детьми с нарушениями зрения, мне это особенно важно. Вам это удалось. То же касается и стихотворных текстов, видно, что они подбирались тщательно. В занятии дано очень много информации, но не смотря на это оно не перегружено, нет ничего лишнего, всё чётко и по делу. Логическое построение занятия таково, что запоминается всё легко и информация закрепляется в играх.Большая работа по развитию словарного запаса, логического мышления, памяти. Большое спасибо! Желаю дальнейших успехов!
Добрый вечер, Раиса Владимировна!
Занятие очень интересное по содержанию! Занятие способствует активизации речи детей. Для расширения знаний детей о том, как звери готовятся к зиме, Вы использовали различные игровые приемы, тем самым переключая детей, не давая им заскучать. Поэтому, на протяжении всего занятия Вам удавалось поддерживать активное внимание и живой интерес у детишек. Очень красивая презентация! С уважением и голосом 8, И.В.
Здравствуйте, Раиса Владимировна! Очень понравилось Ваше занятие! Во-первых, бывает достаточно сложно найти именно такие иллюстрации, которые удовлетворяли бы на 100% по своему качеству, красочности, натуральности изображения и чёткости различения различных частей животного.Так как я работаю с детьми с нарушениями зрения, мне это особенно важно. Вам это удалось. То же касается и стихотворных текстов, видно, что они подбирались тщательно. В занятии дано очень много информации, но не смотря на это оно не перегружено, нет ничего лишнего, всё чётко и по делу. Логическое построение занятия таково, что запоминается всё легко и информация закрепляется в играх.Большая работа по развитию словарного запаса, логического мышления, памяти. Большое спасибо! Голосую и желаю дальнейших успехов!
Раиса Владимировна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом занятия по окружающему миру в старшей группе «Как звери готовятся к зиме?»
Информационное, содержательное, насыщенное занятие получилось.
Публикация ярко проиллюстрирована, грамотно оформлена в соответствии с правилами сайта.
Вы создаёте условия для развития познавательного интереса, формирования экологических знаний.
Мой голос +11, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Доброго времени суток! Спасибо за приглашение. С удовольствием прочла материал и внимательно посмотрела к нему иллюстрации. Материал ёмкий, но и темп бывает разный. От системы работы и набора детей это зависит. Доступно, интересно, увлекательно. Расширяет кругозор по данному вопросу. Множество форм, которые не дадут дремать и на лицо здоровье сберегающие факторы. Оформление материала замечательное и удобное для пользователей Портала. Спасибо! Молодец! Голос Ваш! Закладку сделала!
Занятие составлено методически грамотно, по содержанию очень интересное, динамичное. Понравилось четкость и ясность в преподнесении материала, замечательные игры, прекрасное оформление. Примите мой голос+ 13 и пожелание УДАЧИ! С уважением, В.П.
Спасибо за приглашение. Очень насыщенное занятие: и речевой материал и презентация с яркими картинным материалом. Думаю дети получили хорошие знания по данной теме. Все анализаторы задействованы. Здорово! Мой ГОЛОС)))
Здравствуйте, Раиса Владимировна!
С удовольствием побывала на Вашем занятии. Познавательная прогулка по лесу обязательно понравится ребятам! Материал насыщенный, интересный, прекрасно оформлен. Позволяет решить поставленные задачи.
Спасибо! Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Раиса Владимировна, рада знакомству с Вами и Вашей работой!
Понравилось, что перед этим занятием Вы провели большую, плодотворную работу. Дети были готовы к "прогулке в лесу". Хорошо, что повторяете правила поведения в лесу, подробно пишите вопросы и ответы на них. Мне было интересно на занятии, значит и ребята были вовлечены в процесс. Много познавательного материала, доступного, и в то же время развивающего, способствующего обогащению словарного запаса. А в конце занятия спрашиваете, на сколько хорошо ребята усвоили новые понятия, закрепляете - это хорошо!
Что касается презентации - яркая, красочная, но можно было бы изменить текст немного, убрать ответы из загадок, а картинки (ответы) - вставить всплывающими (по щелчку) после прочтения текста. Конечно, ребята еще не умеют читать, но все же, по иллюстрациям им будет проще назвать ответ.
Понравились игры - и два зайца, и медведи во бору, и закончи предложение, и кто где живет.
Спасибо за приглашение, мне очень понравилось Ваше занятие! С удовольствием голосую!
Добрый день, Раиса Владимировна! Спасибо за приглашение на занятие, которое достигло поставленной цели: воспитание познавательного интереса у детей. Очень красиво оформлены слайды, грамотно продуман ход занятия. Здорово, что ваши ребята знают классификацию животных по способу питания. В старшей группе можно было бы не ограничиваться количеством животных, и вместо трех слайдов о ежике включить слайд о барсуке, который тоже зимой спит. Можно было поговорить о лисе, о волке,о бобре, они ведь как и заяц тоже не залегают на зиму в спячку. Важно, что на протяжение всего занятия ведется обогащение словарного запаса. Желаю дальнейших творческих успехов. Мой голос!
Конспект организации совместной образовательной деятельности составлен грамотно, дополнен красочной презентацией. Поставленные задачи в процессе НОД решены в полном объеме. Используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.
Примите мой голос, а я возьму конспект в закладки.
Раиса Владимировна, мне очень понравился Ваш материал. Познавательно, занимательно, интересно. Думаю, что смогу его использовать при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями на занятиях в уголке живой природы. Рекомендую добавить настройку эффектов анимации, будет ещё лучше. Голосую.
Здравствуйте, Раиса Владимировна. Занятие очень интересное, насыщенное. С задачами справились на все 100. Понравилось, что после знакомства с каждым животным есть игра, как некая разгрузка. Единственное, можно было бы разнообразить презентацию. Сделать ее ярче, интереснее. Например, чтобы ответы на загадки выскакивали по щелчку. И убрала бы мультяшных животных. А в целом очень интересно. Спасибо, что поделились своими идеями!
Раиса Владимировна!
Конспект занятия по окружающему миру «Как звери готовятся к зиме?» заслуживает внимания. Конспект замечательный, разнообразие форм и приёмов. Главное, что сквозит в каждом Вашем конспекте - желание воспитать в детях - умение думать, анализировать.
Вы - хороший воспитатель, надеюсь, что Ваши дети это понимают и ценят.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.