Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. История возникновения колоколов на Руси

Занятие по окружающему миру в детском саду. Старшая группа

Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам и родителям.

Цель: Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов.

Задачи:
- Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
- Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
- Выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании записи «Колокольные звоны»
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Материалы и оборудование: «Колокольчик» (слова Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава), запись «Колокольные звоны» (музыка Э. Грига), репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки»
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?
Слушание песни «Колокольчик» (слова Рождественского, музыка С. Чикобава)
- С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Какой цветок нам напоминает форма колокола? (рассматривание небольшого колокола)

- Ну, конечно, это всеми любимый цветок колокольчик. Даже существует легенда : когда-то давным-давно, епископу Ноланскому, приснился сон, в котором он увидел красивые полевые цветы - колокольчики, от дуновения которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

- Для чего нужен колокол? (чтобы созывать народ)
- С помощью колокола созывали народ на службу в церковь и христианские праздники. В давние времена телефонов не существовало и при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь. Тревожный звон колоколов назывался набатом.

Но и часов в те далёкие времена не изобрели и колокол служил отсчётом времени – по сигналу люди ориентировались, когда нужно вставать, когда идти на работу или на праздник.
Посмотрите на картинки с животными, что мы можем о них сказать? (на шее висит колокольчик)


- Для чего вешали колокольчики домашним животным? (чтобы не потерялись) Правильно, при движении колокольчик издаёт звон, тем самым оповещая хозяина о своём местонахождении, а ещё этот звон отпугивал диких животных и не подпускал их близко.
- Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики (дать детям позвонить в приготовленные заранее, колокольчики)
- Все одинаково звучат или нет и от чего зависит разный звук (от размера и материала)
- Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. У каждого колокола своё особое звучание. Человек, который понимает язык колокола, называется звонарём. Этому искусству нужно долго учиться и только с годами приходит виртуозное владение звуком.


Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.

Слушание колокольных звонов (запись)
- «В светлую седмицу, кто не звонарь» - эта пословица говорит о том, что на светлый праздник Пасхи разрешается звонить в колокол всем желающим. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя или подходили к Храму, обнимали и стояли рядом. Мы возьмём свои колокольчики и побудем немного звонарями, сначала позвоним по – одному, а затем все вместе.

Физ. минутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел, (махи руками)
Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)
Порезвился в вышине ( руки вверх)
Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)
Будет весел целый год (хлопают в ладоши и прыжки на месте)

- Почётной работой считалось изготовление колокола. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением, этому искусству обучались долго. Из какого материала отливали колокол? Я недаром уточнила, отливали, потому – что выкапывали яму глубокую и изготавливали форму, обкладывали кирпичом и внутри устраивали печь для обжига и выливали колокол из красной и зеленой меди, олово, железо и других материалов. Исполняли эту работу человек сто, сначала молились для благополучной работы, а затем приступали. В настоящее время изготовление колокола проходит на более высоком уровне, но принцип работы остаётся тот же.




- Самый большой колокол – Царь колокол, он весит 200 тонн,
его отлили в первые годы царствования Петра 1. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился сильный пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, лили воду и от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.


Подвижная игра: «Колокольчик»
«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!


У воспитателя или ребёнка два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

- Давайте посмотрим на картину К. Юона «Купола и ласточки». Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких башнях? (чтобы слышно было далеко) Совершенно верно, для этих целей строили высокие звонницы и колокольни.

- Привозить колокольчики из разных стран – стало традицией, разнообразие форм и звучания просто удивительно. Колокольчики полюбились народу и стали составляющей частью национальной культуры. Скоро вы пойдёте в школу и прозвучит ваш первый школьный звонок, который позовёт вас в мир знаний и открытий. Но спустя некоторое время так же прозвенит, но уже последний звонок и возвестит о приходе во взрослую, серьёзную жизнь.





- Сегодня, дети, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.

- О чём мы беседовали?
- Что нового узнали?
- Какой самый большой колокол на Руси?
- Что понравилось?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Веточка вербы из бисера. Мастер-класс с пошаговыми фото Пасхальные поделки для дошкольников своими руками Сценарий воспитательного мероприятия на тему Пасха

Похожие статьи:

Стихи для детей о Пасхе

Красивые открытки поздравления и пожелания с Пасхой

Великий пост. Обычаи и традиции

Вербное воскресенье. Обычаи и традиции

Страстная неделя

Участник №112 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Творческий проект ко Дню Победы в детском саду «Никто не забыт, ничто не забыто!». Старшая группа | Конспект НОД по рисованию в старшей группе детского сада ко Дню Победы
Опубликовано: 2750 дней назад (23 апреля 2017)
Просмотров: 9872
+10
Голосов: 10
Татьяна Юрьевна Суховерша # 23 апреля 2017 в 16:32 +2
Здравствуйте, Раиса Владимировна!
Благодарю Вас за приглашение. Замечательный конспект, интересный познавательный материал, красивые фотографии. Ребята смогли оценить красоту колокольного звона, попробовали себя в роли маленьких звонарей. Все очень здорово! Голосую с пожеланием успеха!
С уважением, Татьяна Суховерша
Ольга Владимировна Перковская # 23 апреля 2017 в 17:21 +1
Раиса Владимировна, здравствуйте! Интересно, увлекательно и занимательно! Новизна материала завлекает!
С удовольствием сама читала и открывала для себя новое! Думаю, формирование уважения русских традиций и почитание колокола как символа русской земли состоялось! Спасибо большое за экскурс в страну "колокольную"!
Наталья Блудилина # 23 апреля 2017 в 18:19 +3
Отличный материал! Увлекательно и познавательно!
Анна Владимировна Сергеева # 23 апреля 2017 в 18:48 +2
Здравствуйте! С огромным удовольствием побывала на вашем занятии.Было интересно, узнала немало нового.
Спасибо! От меня голос.
Софья Владимировна Юхнина # 23 апреля 2017 в 19:12 +2
Раиса Владимировна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашим конспектом занятия по окружающему миру в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси».
Интересно! Информационно! Познавательно! Музыкально! Вы создаёте условия для формирования знаний дошкольников о колоколах. Примите мой голос в Вашу копилочку, УСПЕХОВ!!!
Ольга Вячеславовна Варламова # 23 апреля 2017 в 21:51 +3
Здравствуйте, Раиса Владимировна! Очень интересное, необычное занятие знакомство с колоколом и особенностями его звучания. Много нового и интересного узнала. Прекрасный фото материал. Примите голос! Успехов!
Наталия Юрьевна Мурашова # 25 апреля 2017 в 02:30 +1
Очень интересная тема приподнесена познавательно и музыкально. Браво!
Сирануш Григорьевна Мартиросян # 25 апреля 2017 в 10:59 +1
Спасибо за отличный материал и замечательную идею. Особенно такая тема будет интересна музыкальным руководителям, ведь здесь можно совместить и познавательную деятельность и музыкальную, а также патриотическое воспитание. Тема позволяет задействовать виды деятельности из самых различных сфер детской деятельности. Обязательно возьму в работу!
Ольга Васильевна Яковлева # 27 апреля 2017 в 15:58 +1
Здравствуйте, Раиса Владимировна! Мне очень понравилась тема, затронутая Вами на занятии. Само занятие интересное, актуальное, познавательное. Цель и задачи выполнены. Прекрасное оформление! Я думаю, детям было очень интересно! Дальнейших творческих успехов! голос
Виктория Анатольевна Бессонова # 19 июля 2020 в 10:49 0
Здравствуйте Раиса Владимировна! Какая прекрасная тема занятия! Здесь Вы подобрали замечательный музыкальный материал, использовали в наглядности репродукции картин. Я думаю, что для ребят было интересна информация об изготовлении колоколов. После слушания песни "Колокольчик" и ознакомления с новым материалом дети устали и Вы правильно сделали, что провели физ.минутку. Занятие методически продумано и увлекательно. Большое спасибо!