Музыкальная гостиная в старшей группе, посвященная "Детскому альбому" П.И. Чайковского
Автор:Микляева Резеда Сиреневна, музыкальный руководитель ГБОУ д/с №2352, г. Москва
Цель: проведение совместного мероприятия для детей, родителей, педагогов
Задачи:
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.
- способствовать созданию условий для совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Дидактический материал:
-
демонстрационный: портрет П.И.Чайковского
-
раздаточный: музыкальные инструменты – колокольчики, трещотки, деревянные ложки; кленовые листья из ткани; разноцветные ленточки.
Музыкальный материал:
"Вальс" из балета "Спящая красавица"
"Ноктюрн"
"Марш" из балета "Щелкунчик"
"Детский альбом":
"Нянина сказка"
"Старинная французская песенка"
"Игра в лошадки"
"Полька"
"Сладкая греза"
"Марш деревянных солдатиков"
"Болезнь куклы"
"Новая кукла"
"Камаринская"
"Вальс"
"Песенка-чудесенка" (сл. В.Гудимова, муз. О.Девочкиной)
Участники: ведущая – музыкальный руководитель; родители; воспитатели; учащиеся музыкальной школы; дети в роли Пети, гостей, няни, куклы, бабочек.
Данное мероприятие стало своеобразным итогом изучения «Детского альбома» П.И. Чайковского. На занятиях дети не только слушали, анализировали пьесы русского композитора, большое внимание также уделялось музыкально-ритмическим движениям (Т.Ф.Коренева "Музыкально-ритмические движения", часть I). Благодаря этому они научились еще более глубоко воспринимать и переживать эту прекрасную музыку. Также дошкольники познакомились с иллюстрациями Веры Павловой, стихами Виктора Лунина, написанные специально для "Детского альбома". Свои чувства дети отразили в своих рисунках, которые украсили нашу музыкальную гостиную. Этот вечер проводился после осеннего праздника, поэтому в сценарии есть стихи и музыкальный материал на осеннюю тематику.
Музыкальный зал по-осеннему празднично украшен. На стене висит портрет П.И.Чайковского. Приглушенно звучит "Вальс" из балета "Спящая красавица" Чайковского. Входят дети, занимают заранее отведенные места.
Ведущая. Дорогие ребята, гости! Сегодня у нас необычный вечер – мы собрались в музыкальной гостиной. Раньше люди часто ходили друг другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому.
Звучит "Ноктюрн" Чайковского, фрагмент в аудиозаписи.
Ведущая.Тихо – тихо рядом сядем-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
(К.Ибряева, Р.Папкова)
А сейчас ребята предлагаю вместе с музыкой отправиться в прошлое. Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, небольшом городке на Урале. Петя рос в большой и дружной семье. Маленького Петю все очень любили за его доброту, отзывчивость. С ним всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но иногда Петя вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. Петя был очень впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать.
Выходит мальчик – Петя.
Петя.
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков полноводье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук…
Ведущая. Однажды произошел такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали.
Звучит фрагмент "Марша" из балета "Щелкунчик".
Выбегают несколько детей, вместе с Петей импровизируют под музыку.
Ведущая. Петя сначала был оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех.
Музыка смолкает, дети садятся на свои места, Петя ложится на кровать, расположенную у стены зала. Выходит девочка (в роли няни).
Тихо звучит "Ноктюрн".
Ведущая. В комнату вошла няня и увидела, что Петя еще не спит, а просто лежит в своей кроватке и плачет.
Няня. Мой милый мальчик, что с тобой?
Петя. Музыка звучит у меня здесь! (держится за голову). Избавьте меня от нее. Она не дает мне покоя!
Ведущая. А на самом деле в комнате никакой музыки не было. Няне пришлось успокаивать его до тех пор, пока он не заснул.
Звучит "Нянина сказка" из "Детского альбома"
Дети садятся на свои места.
Ведущая. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом все люди на земле. Он долго не знал, что будет музыкантом. Но музыка преследовала его как тень, Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к родине, к родной природе. В звуки Петя вкладывал всю свою душу, все переживания, все то, что он увидел в жизни, и о чем мечтал.
Ребята, а вы любите мечтать? Мы послушаем пьесу, которая называется «"Сладкая греза", и вы каждый помечтаете о своем.
Звучит "Сладкая греза".
Выходит родитель, под музыку читает стихотворение.
Что за звуки! Неподвижно внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе они опять рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
(М.Лермонтов)
Ведущая. Пётр Ильич очень любил детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. "Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни", - писал композитор.
У П.И. Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему он и посвятил свой "Детский альбом". Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский и написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия, а так как он умел играть на пианино, то и исполнить сам эти пьесы.
В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. Вы найдете и сказки, и игры, узнаете новые истории о кукле и много, много другого.
Выходят мальчики, читают стихи.
1. Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
(В.Лунин)
2.Они в коробочке лежат,
Но если их достать-
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем?
Все: Деревянные солдатики!
Мальчики исполняют музыкально - ритмическую композицию под "Марш деревянных солдатиков".
Ведущая. Но настоящий солдат должен уметь не только маршировать. Когда-то в профессиональное обучение военного входило и обучение танцам. Да, да именно танцам. Настоящий офицер должен был уметь танцевать. Ведь вальсы, мазурки, польки – танцы, которые звучали на балах.
Дети исполняют "Польку".
Садятся, выходит ребенок, читает стихотворение.
Тихо-тихо, тишина-
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
(В.Берестов)
Ученица музыкальной школы исполняет песню "Болезнь куклы". (Стихи В. Лунина).
Выходит девочка-кукла, садится на стул, изображает больную. Перед ней порхают бабочки, как бы хотят вылечить ее, импровизирует под музыку. По окончании кукле дают большую бутафорскую конфету, она показывает свое восхищение, радуется.
Ребенок.Кукла вальс танцует старый,
Пара кружится за парой.
А юла, юла, юла!
Себе пары не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот и сам закружится.
(В.Берестов)
Звучит пьеса "Новая кукла". Девочка-кукла исполняет танец.
Ведущая. А теперь послушайте немного о том, как Чайковский начинал писать свой «Детский альбом». Петр Ильч преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:«Вот, эти пичуги, - он указал на детей, - непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!» И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми. Играл даже в лошадки – пожалуй, любимое занятие всех ребятишек. Итак, звучит «Игра в лошадки».
Скрипачка - ученица музыкальной школы исполняет пьесу "Игра в лошадки"
Воспитатель. И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой,
Могут песней - полусказкой
Нас, шутя развеселить
И веселой русской пляской
В хороводе закружить
Ну-ка парни, ну девицы!
Вам ли в танце не кружиться!
Все танцуют до упаду.
Музыкантов ждет награда.
Скрипка, флейта, контрабас
Постараются для нас.
Нам нельзя остановиться,
Белый свет в глазах кружится!
Пляшут сердце и душа,
Больно пляска хороша!
(К.Ибряева, Р.Папкова)
Звучит пьеса "Камаринская".
Дети играют на колокольчиках, трещотках, ложках.
Ведущая. Но вот музыка замолкает. Петр Ильич садится в кресло. Как задорно и весело играли дети. Какие они веселые, розовощекие. И вдруг вспомнился мальчик со стариком, которого когда-то увидел Петр Ильич напротив своего окна. Старик крутил ручку шарманки, лились красивые звуки, а мальчик - худенький и маленький пел, да так красиво.
Звучит "Старинная французская песенка".
Девочки исполняют музыкально-ритмическую композицию с кленовыми листьями.
Ведущая. Ребята, о каком времени года напомнила вам эта музыка? Конечно, об осени. Как красиво вы танцевали под музыку Чайковского с осенними листочками. Осенью нам очень грустно. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Осенью природа прощается с цветами, листочками… Вы видели, как собираются в стаи перелетные птицы? С ними мы тоже прощаемся до весны.
Ребенок.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
Ведущая. Чайковский очень любил это время года. Он целые дни проводил на воздухе: наблюдал как меняются краски природы, дышал запахами влажной земли, грибов... И долго всматривался в радугу, иногда появляющуюся после дождя.
Ребенок.
Дождь прокапал и прошел,
Солнце улыбнулось,
И над городом большим
Радуга нагнулась…
Звучит "Вальс".
Девочки исполняют танец с разноцветными ленточками.
Ведущая. Концерт окончен.
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго, долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам "Жар-птицу" в руки дали
И напоили всех "живой водой"…
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан безбрежною она…
Тот каждый день с волнением будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять!
(К.Ибряева, Р.Папкова)
Дети исполняют "Песенку-чудесенку" (сл. В.Гудимова, муз. О.Девочкиной)
Ведущая. Чайковский всегда мечтал о том, чтобы все люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Надеюсь, что вы прониклись музыкой этого величайшего композитора и стали добрее, внимательнее, стали понимать, что такое красота и высокое искусство!
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальная гостиная в детском саду. Сценарий
Музыкальная гостиная в детском саду
Музыкальная гостиная в детском саду. Струнные музыкальные инструменты
Сценарий музыкальной гостиной для детей старшей группы