Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя

Обществознание, 5 класс. Конспекты уроков
Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя
Описание материала: Познание как человеческая потребность. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное, рациональное познание. Самопознание. Материал будет интересен и полезен учителям обществознания, психологам, так как в конспекте есть психологические тесты.
Назначение данной темы заключается в формировании на доступном пятиклассникам уровне представлений о познании человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер. Имеющийся у пятиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Тема: Как человек познает мир и самого себя
Цели и задачи: сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; объяснить, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; определить роль познания и самопознания в жизни человека и общества; познакомить с понятиями и терминами: познание, знания, мышление, самопознание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать уровни познания; сравнивать социальные объекты; находить сходство и различие познания и самопознания; смогут объяснить механизм познания мира и самого себя; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополни¬тельный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задачи; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; осознание важности процесса познания и самопознания.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с тестами, мультимедийная презентация.
Тип урока: исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. Для этого проведём тест. У вас на партах лежат листочки с задание теста. Подпишите и приступайте к выполнению.
Тест.
Фамилия уч-ся ___________________________ класс 5 -
Тест № 1 по теме «Общество и человек»
1. В Обществознание входят элементы нескольких наук. В том числе:
1) социологии, политологии
2) географии, физики
3) биологии, математики
4) астрономии, химии.
2. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:
1) ученика
2) друга
3) личность
4) сына
3. Пятиклассница Вера каждый день совершает действия и поступки. Что из перечисленного является поступком?
1) заходит в автобус
2) уступает место пожилой женщине
3) поднимается в квартиру на лифте
4) садится делать уроки
4. Духовные и социальные потребности – это высшие потребности человека. К ним относятся:
1) пища, одежда
2) общение, знание
3) вещи, деньги
4) автомобиль компьютер
5. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это биологическое и социальное существо.
Б. Человек – это только социальное существо
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения верны
6. Верны ли следующие суждения о самооценке?
А. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, достоинств и недостатков.
Б. Самооценка всегда должна быть завышенной.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
(На выполнение теста 8-10 минут, после этого работы сдаются учителю)
III. Мотивационно-целевой этап
Послушайте притчу.
Однажды к старцу пришел послушник и спросил:
Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Вопросы к классу
- О чем притча?
- В чем ее смысл?
- Какое отношение эта притча, по-вашему, имеет к нашему уроку?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Как человек познает мир и самого себя».
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Что такое познание.
2. Способы познания.
3. Самопознание.
IV. Введение в новый материал
- Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм?
- Что ему помогло выжить на острове?
- При помощи чего он разжигал огонь, как он определял время, каким способом он добывал себе пищу?)
(Рассуждение детей)
Вывод: значит, Робинзон Крузо знал, как разжечь огонь, добыть пищу, мог определить время, не имея часов.
V. Работа по теме урока
1.Что такое познание.
Ответьте на вопросы.
- Что человека отличает от от других живых существ?
(Способность мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них.)Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и благодаря этому учимся жить, радоваться и добиваться своих целей. Ученые утверждают, что потребность в познании дана человеку от природы.
Задание: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: о каком человеческом качестве идет в нем речь?
Бабушка-энциклопедия.
Н.Иванова
У бабули — внук и внучка
Почему и Почемучка.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«Почему зеленый лист?
Почему поет артист?
Почему усы у кошки?
Почему у стула ножки?
Почему огонь горит?
Почему орел парит?
Почему растет трава?
Почему шумит листва?»
- О чём же идёт речь? (О любопытстве)
Итак, речь идет о любопытстве. Любопытство подвигало людей к постижению законов природы. Эти знания зачастую приходили как озарение, открытие. Например, знаменитый физик Исаак Ньютон, как гласит легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда с дерева прямо ему на голову упало яблоко. А химик Дмитрий Иванович Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне.
— Вспомните, обладают ли любопытством животные?
— Если да, приведите примеры любопытства животных.
— Какие чувства используются ими в процессе познания?
(Ответы учеников.)
Животные любопытны от природы. Так они удовлетворяют свои природные потребности. Принюхиваются, оглядываются, прислушиваются — и в основе этого лежит инстинкт безопасности, самосохранения.
- Для чего человек участвует в процессе познания? (Ответы детей.)
А для чего человеку нужны эти знания?
Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.
- При помощи чего мы получаем знания?
При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.
- А что такое информация? Каким образом мы получаем информацию?
Читаем в учебнике на странице 49 определения.
2. Способы познания
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир?
Послушайте стихотворение, про что оно?
Органы чувств.
С.Волков
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-Как по-вашему про что это стихотворение? (Органы чувств.)
- Для чего они нужны? (Познавать мир, себя)
- Как назовём это вид познания? (Чувственный)
- Как вы понимаете слово чувственный?
- Как вы можете объяснить, и перечислить, что именно и при помощи каких органов чувств можно познать. (Примеры детей.)
- А как ещё можно познавать мир? (С помощью разума, ума, мышления).
- Как назовём этот вид познания? (Ответы детей)
Называют его рациональный, то есть который осуществляется с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности.
- Найдите в учебнике определение мышления.(Зачитывает ученик.)
Давайте посмотрим с вами на картинку в учебнике, на странице 51. Посмотрите, какие способы познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Существует два основных способа:
•чувственный;
•рациональный.
- Что объединяет эти две ступени познания?
(Ответы учеников, запись общих выводов.)
1. Процессы познания находятся в единстве.
2. Процессы познания взаимно дополняют друг друга.
3. Две ступени познания создают целостное впечатление об увиденном.
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Познакомьтесь с тремя высказываниями и скажите, с помощью каких способов познания была определена истина.
1. Планета Земля представляет собой шар. Как люди убедились, что Земля — шар? (Эта истина — результат научных исследований, результат рационального познания.)
2. Не зная брода, не суйся в воду. (Эта истина повседневная, результат здравого смысла.)
3. Унылая пора, очей очарованье... (Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись) — способ чувственного познания.)
V.Физическая пауза
Назовите виды деятельности, присутствующие на нашем уроке (учебная, творческая, трудовая, общение)
- Какой вид деятельности ещё не назвали? (игровую деятельность)
- А можем мы включиться в игровую деятельность?
- Каким образом? Что вы предложите? (Провести физкультминутку)
- Кто из вас сможет провести её? (Желающие учащиеся 2-3 человека проводят физпаузу)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3.Но человек познает не только окружающий мир, но и себя. Как вы думаете, как называется этот процесс? (Самопознание.)
- А с чем связанно самопознание? (С самооценкой.)
Правильно, самопознание связанно с самооценкой. Оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад.Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.Таким образом, процесс познания направлен не только на то, чтобы пополнять информацию, человек познает и самого себя. Этот процесс называется так и называется самопознание.
Великий философ Сократ любил повторять вот такое изречение: «Познай себя самого».
- А зачем человек познает себя?
(Ответы учеников.)
Познать себя — значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?
Практикум. Психологи разработали большое количество тестов — несложных, но эффективных способов, с помощью которых можно найти ответы практически на все интересующие вопросы. Причем с помощью тестов можно узнать много интересного не только о самом себе, но и об окружающих людях.
Сегодня мы попробуем разобраться, что вам ближе, хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам надо предпочесть.
Задание
Во время выполнения задания важно записывать ответы.
I. Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на кружки и определите, где вы? Поставьте в выбранном кружочке галочку.
II. Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально выделен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу. Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.
III. Нарисуйте две группы кружков — девять и два два кружка отдельно. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.
(Можно заранее для учащихся заготовить карточки к этому заданию, то есть нарисовать кружки, как того требует задание, а ученики только расставят и подпишут в них, что требуется.)
Оценка результатов
I. Быстрота выполнения. Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало.
Галочка слева — вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский.
Галочка справа — с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество.
Галочка посередине — все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.
II. Кого первым написали — тот и является для вас в жизни главным.
Написали маму — вы ориентируетесь на маму, больше с ней общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней. Написали папу — такое бывает. Значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.
Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные и искренние отношения с родителями.
Вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты — 3-4-й кружки от начала.
Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.
III. Насколько вы хорошо себя чувствуете в «стае».
Вы нашли себя среди девяти кружочков. Стая принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из них. Вы чувствуете себя чуть выше стаи (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд).
Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и мечтаете витать далеко- далеко отсюда? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать § 7, с. 48—53 учебника.
2. Подготовиться к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?».
VII. Рефлексия (У детей на листочках или на слайде в презентации написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)
- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?
- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?
- Что хорошего было на уроке?
- Какие у меня возникли чувства?
- Дает ли урок возможности для творческого роста?
- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?
Китайский философ, житель царства Чу, Лао-цзы (579—499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себе себя!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обществознания в 5 классе. Труд - основа жизни Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Образование в жизни человека Методическая разработка урока обществознания с презентацией в 5 классе: Особенности подросткового во Учебные задания по обществознанию для 5 класса
Участник №101 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Рекомендации для родителей по воспитанию детей | Тесты для проверки самооценки учащихся средней школы
Опубликовано: 3025 дней назад (22 июля 2016)
Просмотров: 9856
+13
Голосов: 13
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 июля 2016 в 19:40 +3
Римма Ахатовна!
С интересом почитала конспект урока по обществознанию "Как человек познаёт мир и самого себя". Конспект урока мне понравился целостностью. Хорошо, что начинаете рок с тестирования, что позволит Вам оценить на каком уровне учащиеся знакомы с данной темой.
Главное, что сквозит в Вашей работе - желание воспитать в детях - умение думать, анализировать. Публикация заинтересует многих педагогов.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Римма Ахатовна Афанасьева # 23 июля 2016 в 20:01 +2
Спасибо большое за комментарий.
Оксана Николаевна Однобурцева # 23 июля 2016 в 22:39 +3
Мой голос за вашу работу. Вы очень грамотно составили конспект по ФГОС, удивили подборкой материала, очень насыщенное и интересное занятие. Браво!
Ирина Николаевна Ступченко # 24 июля 2016 в 13:20 +4
А мне очень было интересно побыывать на подобном уроке. Так увлекательно. И порадовало разнообразие заданий. Всё отлично. Голос!
Римма Ахатовна Афанасьева # 14 августа 2016 в 17:38 0
Ирина Н. большое спасибо за отзыв о работе.
Мира Симеунович # 24 июля 2016 в 15:26 +2
Здравствуйте, Римма Ахатовна! Познание мира и самого себя конечно, начинается в детстве. Этой работой Вы учите детей о способах и уровнях познания, о его результатах. Кроме того, Вы воспитываете любопытство, способность к самопознанию посредством самооценки, что подразумевает присутствие критического взгляда у детей, а это часто нелёгкая задача. Задания, которые Вы подобрали для детей, увлекательные, а весь урок содержательный: есть познавательная его сторона, есть и рефлексия в конце. Дети активные, им интересно до самого конца урока. С удовольствием голосую! Успехов в конкурсе!
Римма Ахатовна Афанасьева # 14 августа 2016 в 17:39 0
Мира, большое спасибо за комментарий! Очень признательна Вам за внимание к моей страничке и работам.
Ольга Ивановна Симакина # 25 июля 2016 в 13:35 +2
Римма Ахатовна,добрый день! Спасибо за приглашение на увлекательный урок - «Как человек познает мир и самого себя». Структура урока чёткая, соответствует типу и целям урока. Начало урока организованное, Вы мобилизовали и настроили на работу весь класс. Проверка домашнего задания проведена в виде теста. что позволяет проверить подготовку к уроку всего класса. После проведения теста надо обязательно по требованиям педкопилки написать или выделить верные ответы. Интересная притча использована Вами. Очень понятно раскрыты чувственные и рациональные способы познания человека. Мне понравился психологический тест, обязательно использую его в своей работе. Вами на уроке использованы различные приёмы активизации познавательной деятельности. За счёт постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, я думаю, дети не устали. На протяжении урока учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Единственный совет цели и задачи надо писать отдельно. Примите мой голос!
Римма Ахатовна Афанасьева # 26 июля 2016 в 07:17 0
Спасибо за комментарий, Ольга Ивановна. И за рекомендации.Учту обязательно.
Светлана Михайловна Киселёва # 27 июля 2016 в 16:51 +1
Римма Ахатовна благодарю за приглашение на Ваш урок "Как человек познаёт мир и самого себя". Восприятие материала зависит от того, как он подаётся, как он осмысливается и усваивается,как он излагается.Вы справились на все 100... Подготовленный Вами материал разнообразен: и тест, и притча, и стихотворение;понятно раскрыты чувственные и рациональные способы познания человека.Ведь если учащиеся будут знать свои сильные и сла­бые стороны, то смогут развить свои способности для того, чтобы достичь какой-либо цели, например успехов в спорте, в музыке, в танцах, или овладеть выбранной профессией. Спасибо Вам за урок. Творческих Вам идей! Голосую
Римма Ахатовна Афанасьева # 27 июля 2016 в 16:59 0
Спасибо за комментарий, Светлана Михайловна! Вы и правда прилежная ученица и прилежный педагог.Рада общению и знакомству с Вами, и с Вашими работами.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 29 июля 2016 в 21:42 +1
Римма Ахатовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с вашей разработкой урока о познании мира и самопознании. Тема чрезвычайно актуальна для детей данного возраста, ведь чем раньше они начнут задумываться над этим вопросом, тем лучше. Урок соответствует требованиям ФГОС, задания разнообразны и выстроены в логической последовательности. Занятие завершается рефлексией, что даёт возможность детям проанализировать то, с чем они познакомились во время урока и высказать своё мнение. Уверена, все планируемые результаты будут достигнуты. Успехов! Голос!
Римма Ахатовна Афанасьева # 10 августа 2016 в 19:50 0
Татьяна Леонидовна, спасибо за отзыв о моей работе.Желаю взаимно и Вам успехов.
Вера Александровна Орехова # 31 июля 2016 в 15:57 +1
Римма Ахатовна, спасибо за приглашение.
Полезный, интересный, познавательный материал.
Примите мой голос +1.
Желаю только удачи!!!
Римма Ахатовна Афанасьева # 10 августа 2016 в 19:51 0
Вера Александровна, благодарю за голос Ваш.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 8 августа 2016 в 12:22 0
Римма Ахатовна, здравствуйте. Вами опубликован подробный авторский конспект урока по обществознанию в 5 классе "Как человек познаёт мир и самого себя". Видна большая подготовительная работа. Голос.
Римма Ахатовна Афанасьева # 10 августа 2016 в 19:52 0
Благодарю, Татьяна Алексеевна, за голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 14 августа 2016 в 07:29 +1
Здравствуйте! Ваше занятие очень интересное. Присутствует смена деятельности. Ребята не пассивны. Видна большая проделанная работа и опыт педагога! Удачи!
Римма Ахатовна Афанасьева # 14 августа 2016 в 17:37 0
Спасибо, Оксана А.!
Алла Ивановна Ефимова # 14 августа 2016 в 17:35 +1
Интересная разработка. Прекрасный урок.
Голос.
Римма Ахатовна Афанасьева # 14 августа 2016 в 17:37 0
Спасибо.
фреш # 7 ноября 2017 в 17:29 0
ураааааа!! спасибо сайту