Дополнительная общеобразовательная программа в средней группе ДОУ по изодеятельности
Дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего дошкольного возраста «Цветные фантазии»
Автор: Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №114. Описание материала: предлагаю вам дополнительную общеобразовательную программу для детей среднего дошкольного возраста «Цветные фантазии».
Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Данная дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего дошкольного возраста, содержит серию занятий по развитию творческих способностей у детей в изобразительной деятельности, и подразумевает применение современных педагогических методов и технологий, таких как: ТРИЗ, нетрадиционные техники рисования, арт-педагогика.
Занятия организуются в свободное от основных занятий время и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего дошкольного возраста «Цветные фантазии». 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего возраста «Цветные фантазии», реализуемая в средней группе дошкольного возраста спроектирована с учётом ФГОС (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество.
Рисование приносит много радости дошкольникам: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, непосредственно образовательная деятельность в дошкольном учреждении сводится к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи получения информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей детей.
Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество дошкольников. Можно утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом, что является актуальностью данной программы. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Новизна данной программы состоит в том, что наряду с физкультминутками и динамическими паузами, во время творческой и практической деятельности детей, использую разнообразные пластические этюды (для рук, для тела), ведь развитие пластики, освоение динамической красоты движений, богатство мимического рисунка, ощущение пространства составляют важный аспект эстетического воспитания.
Цель Программы: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественно – творческих способностей и положительного эмоционального восприятия окружающего мира путём экспериментирования с различными материалами; развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности; формирование эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи Программы:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры.
Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
В соответствии с ФГОС ДО рабочая программа построена на следующих принципах:
• индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей;
• от простого к сложному;
• единство и постепенность погружения в мир искусства;
• доступность изучаемого материала (ярко, доступно, интересно);
• личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
• гармонии, познания и творчества;
• вариативности, динамичности, разнообразия видов и форм работы с детьми (я играю, творю, отдыхаю);
• сотрудничества (субъект – субъектные отношения, ребенок активный участник образовательного процесса).
Возрастные особенности изобразительной деятельности детей 4 - 5 лет.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты ориентированы не только на пробуждение и укрепление у ребенка эстетического отношения к действительности и разностороннего художественно-творческого развития, но и на творческую самореализацию детей в изодеятельности, на умение проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей. Ребёнок:
• проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
• знает особенности изобразительных материалов; использует разнообразные композиционные решения и способы создания изображения, применяет знания и умения рисования нетрадиционными способами на практике, умеет пользоваться художественным материалом;
• обладает фантазией, воображением, проявляет интерес к свободной творческой деятельности;
• умеет экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
• находит связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, изобразительных материалов;
• создаёт прекрасное своими руками;
• выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
• владеет азами цветоведения, использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; умеет с помощью цвета выражать свои эмоции и чувства;
• владеет навыками по составлению сюжетов;
• создаёт индивидуальные и коллективные рисунки.
2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образовательной деятельности по ИЗО Занятия по развитию творческих способностей у детей в изобразительной деятельности организуются в свободное от основных занятий время и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. Программа позволяет индивидуализировать детское творчество: дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому в художественно-творческой деятельности я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Тематический план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения которых, у ребенка формируются знания и навыки в художественном творчестве.
Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей (по мере необходимости помогать советом и проводить индивидуальную работу).
Заключительная часть – анализ результатов детского художественного творчества.
Программа «Цветные фантазии» предназначена для детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет, и рассчитана на 1 год обучения.
Занятия по решению задач дополнительного образования детей по программе «Цветные фантазии» проводится во вторую половину дня не более 20 минут, 1 раз в неделю (пятница), в месяц – 4 раза, всего в год 34 раза.
Скачать Дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего дошкольного возраста «Цветные фантазии»