Программа факультативного курса для начальной школы "Ступени в мир искусства"
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский
Нравственный облик личности в конечном счете зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
В. А. Сухомлинский
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны… Необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства в целях духовного развития личности школьника».
Важнейшей задачей педагогики искусства во всех звеньях образовательной системы является формирование духовной культуры учащихся, развитие яркой, самобытной, мыслящей, творчески активной личности с широкими запросами в области искусств, осознающей нравственную и социальную значимость художественных ценностей. Сегодня для подготовки специалиста любой области одних знаний недостаточно. Нужны люди, способные к эвристической деятельности, обладающие значительным личностным, творческим и профессиональным потенциалом.
Как приобщить ребенка к прекрасному, воспитать в нем способность к художественному восприятию окружающего мира, ощущению своего неповторимого внутреннего мира, внутреннего голоса? Как воспитать разносторонне развитую, гармоничную личность и в то же время обеспечить необходимую базу для последующего саморазвития и самосовершенствования?
Значимость проблемы настолько велика, что привела к выводу о необходимости создания самостоятельного факультативного курса «Ступени в мир искусства», в котором авторы предлагают полихудожественный, интегрированный подход к обучению и освоению искусства.
Тенденция к интеграции гуманитарно-эстетических дисциплин возникла давно. Как правило, проводятся разовые интегрированные уроки, внеклассные мероприятия. Однако для педагогов важно зарождение нового уровня мышления – интегрированного, не замкнутого в своей узкой специализации, а для учащихся – формирование единства в восприятии предметов гуманитарно-эстетического цикла. Важность осуществления подобного интегрированного курса обуславливается следующими факторами:
необходимостью формирования духовной культуры учащихся, развития яркой, самобытной, мыслящей, творчески активной личности при минимальном количестве часов, отводимых на освоение искусства в школе;
оторванностью провинциальных школьников от художественной среды – театров, музеев, выставок;
межпредметной разобщенностью, изолированностью в преподавании искусств.
Курс адресован учащимся основной школы (3 - 7 кл.), рассчитан на 34 часоа в каждом из классов. Авторы полагают, что целесообразнее вести данный курс с 3 класса, т.к. у учащихся сформирован первоначальный опыт эмоционально-образного восприятия искусства и возможно углубленное эстетически-нравственное обучение и воспитание.
Комплексное эстетическое воспитание в программе выстраивается во взаимодействии трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства, охватывающих духовную жизнь человека всесторонне и полно. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. В процессе занятий возможно приобщение и к таким видам, как драматургия, скульптура и архитектура, кино.
Учащимся разъясняется специфика языка каждого из видов искусств как средства создания поэтического, музыкального и художественного образов. Содержание программы позволяет использовать разнообразные подходы, методы и приемы для достижения поставленных целей.
Структура программы
Цели курса:
• Дать представление о назначении и месте искусства в жизни человека и общества.
• Развивать представление о различиях и взаимосвязи видов искусств.
• Показать отличие мира искусства от мира жизни.
• Раскрыть понятия пользы и удовольствия в жизни и искусстве.
• Воспитывать продуктивную общественно- самостоятельную личность.
Задачи курса:
• формировать ценностные эстетические ориентации;
• прививать вкус к исполнению художественных произведений;
• развивать устную и письменную речь учащихся;
• развивать творческие способности учащихся.
Предполагаемый результат:
Повышение мотивации познавательной деятельности.
Сформированность качеств общественно- самостоятельной личности.
Тонкое восприятие красоты окружающего мира и воплощение ее в своих собственных литературных, музыкальных, изобразительных работах.
№ Тема занятия. Кол-во
часов Дата
1. Вводное занятие. Путешествие в страну волшебных звуков, слов, красок. Жизнь-человек-искусство. Специфика каждого вида искусства. Взаимосвязь музыкального, изобразительного и выразительного начал в искусстве. 1
2. Устное народное творчество.
Детский фольклор.
Устойчивые, традиционные образы и картины в фольклорных произведениях. Своеобразие таких жанров детского фольклора, как пестушки, потешки, заклички, поговорки, считалки др. Календарные праздники и колядки. 1
3. Музыкальный фольклор. Многообразие жанров казахской народной песни. Музыкальная мастерская.Сочинение колыбельных песен, потешек, частушек, музыкальное инсценирование хороводно-игровых песен. 1
4-5. Фольклорный праздник «Казахский дом» Прекрасная Гакку(Музыкальное исполнение, чтение, каз.народные игры, викторины.) 2
6. Сказка в творчестве русских художников. Устойчивые герои и сюжеты в народных сказках. Сказка в изобразительном искусстве. 1
7. Сказка в музыке. Мир детских игр, игрушки, любимые сказки в «Детском альбоме» П.Чайковского. История создания «Альбома». Красота, добро, милосердие — духовно-нравственная основа музыки П.Чайковского. Рисование иллюстраций к выбранной пьесе. 1
8. Значение сказки для оперного и балетного жанров. Сказочные оперы Римского-Корсакова, балеты-сказки П.Чайковского. Образы Русалки, Лешего, Бабы-Яги в произведениях А. Лядова, П.Чайковского.
1
9. А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила» Сюжет, персонажи поэмы. Нравственная красота героев, их стремление к добру. Анализ эпизодов «Бой Руслана с Головой» и «Бой Руслана с Черномором». 2
10. «…Музыка-душа моя». В гостях у М. И. Глинки Глинка и Пушкин – «солнце русской музыки» и «солнце русской поэзии». Правдивость, гуманизм, нравственная сила, красота и чистота – главные черты творчества М. Глинки и А. С. Пушкина. 1
11. «Дела давно минувших дней…» Опера М.Глинки «Руслан и Людмила». Эпичность оперы. Основной конфликт- столкновение добра и зла. 1
12. А.Кунанбаев. Время и вечность в жизни природы и человека. Стихотворения А.Кунанбаева 1
13. Музыка моего сердца…» Место музыки в жизни М.Лермонтова. Истоки музыкальности, круг музыкальных интересов. Музыка лермонтовского времени. 1
14. «А стихи его – музыка…» (Интегрированное занятие). Стихи, ставшие народными песнями. («Отырар сазы», «Казачья колыбельная», «Молитва») 1
15. Причудливая фантазия в сказке писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана
«Щелкунчик и мышиный король» Сюжет о заколдованном принце. Сон, сказка, реальность, их соотношение. Внимание и милосердие к малому, готовность к самопожертвованию – подлинный смысл сказки. 1
16. Кино и музыка. Музыка в мультфильмах 1
17. Роль дирижера в оркестре. Болат Сарыбаев вернул забытые инструменты. Новая жизнь древних инструментов. Как создавался оркестр народных инструментов? 1
18. «Оркестровые симфонии красок и форм»
(И. Э. Грабарь) Зима в русской живописи. Пейзаж как выражение человеческой души, «отклик на свое безотчетное стремление вдаль. 1
19. «Путешествие по зимней дороге». Неповторимая красота зимней природы в произведениях композиторов П.Чайковского, Г.Свиридова, А. Вивальди. 1
20. «Поёт зима, аукает…». Урок-концерт. Слушание любимых произведений, исполнение песен, стихов по выбору. Выставка рисунков учащихся. 1
21. Народная музыкально-поэтическая традиция празднования масленицы (Музыкальное исполнение, чтение, русские народные игры, викторины.) 1
22. «Весна идёт, весне дорогу!» Весенняя природа в произведениях художников, поэтов, композиторов: И.Левитан, А.Саврасов, К. Юон, Ф.Тютчев, А.Плещеев, Е.Баратынский,, А.Затаевич Народные песни о весне. 1
23. Поздравляем маму с праздником! Песни,стихи,рисунки,танцы. 1
24. Мэтр казахской оперы. Мукан Тулебаев. 1
25. Героическое прошлое казахского народа в живописи. Историческая живопись как сокровищница казахского изобразительного искусства. 1
26. «Только доблесть бессмертно живет…» Подвиг казахского народа, воспетый в стихах. 1
27. «Пусть всегда будет солнце…» Стихи о мире. Мир глазами детей. Образы мамы, дома и друзей. Детские рисунки. 1
28. Голубь мира Ахмета Жубанова «Таджикские танцы» Ахмета Жубанова 1
29. «Чтобы утро было добрым» Д. Кабалевский – композитор, писатель, учёный, педагог. Мир, дружба, детство в творчестве Д. Кабалевского. Кантата «Песня утра, весны и мира». «Реквием» на стихи Р.Рождественского – призыв к защите мира на земле. 1
30. Творческая мастерская. Подготовка музыкального, литературного материала к итоговому занятию. Оформление выставки художественных работ учащихся. 1
31. Итоговое занятие. 1
32. Праздник «Первая ступенька в большой мир искусства».
Экскурсии 1
Рекомендуем посмотреть:
Программа кружка для учащихся 7-8 классов
Программа дополнительного образования
Программа факультативного курса по русскому языку, 3 класса
Разработка внеурочного занятия по экономике в начальной школе, 2 класс
Похожие статьи:
Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс