Конспект урока по обществознанию для 7 класса. Права и обязанности граждан
Методическая разработка по обществознанию. Тема урока: Права и обязанности граждан
Класс: 7 Введение
«Поэтом можешь ты не быть
Но гражданином быть обязан,
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
Важнейшей задачей школы является воспитание правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. На современном этапе развития общества очень важно, чтобы дети знали свои права, ведь «Незнание закона – не освобождает от ответственности».
Актуальность правового просвещения очевидна, ведь жизнь не стоит на месте и даже не шагает, она достаточно быстро меняется, меняются порядки и законы, о которых должно быть известно всем. Необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.
В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются.
Новизна данного урока заключается в применение на уроке ИКТ технологий, что позволяет детям не только услышать, но и увидеть материал по данной теме, принимать участие в обсуждении темы урока, рассматривать и анализировать ситуации, в которых нарушены права человека или наблюдается неисполнение каких-либо обязанностей.
При переходе от этапа актуализации знаний по теме прошлого урока рекомендуется проведение игровой разминки, которая позволит детям настроиться на тему урока. Цель работы - повышение правовой грамотности несовершеннолетних. Задачи:
- формировать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- способствовать воспитанию у учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством. Механизм реализации урока предполагает совершенствование форм и методов работы педагога в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений.
Разработка рассчитана на один учебный урок. Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе в 6-11классах. В результате проведения урока учащиеся смогут:
- получить представление о четырех основных группах прав человека;
- закрепить знания о своих правах и обязанностях;
- осознать, что недостаточно только владеть юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться.
Данный урок может быть реализован и применен в любом образовательном учреждении при возможности использовании ИКТ.
Ход урока:
Добрый день, меня зовут Надежда Петровна, сегодня я проведу у вас урок обществознания, а вы постараетесь мне в этом помочь. Т.к. вы уже прошли тему «Права и обязанности» мы с вами ее успешно повторим и закрепим. Давайте сформулируем цель нашего урока.
Цель нашего урока:
Для начала давайте проведем небольшую разминку-игру:
«Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).
- Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)
- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Потому что законы права и обязанности это тоже важные правила игры нашей с вами жизни, поэтому мы обязательно должны их соблюдать.
Поясните выражение: «незнание закона не освобождает от ответственности».
Международные? Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка…
Дайте определение, что такое права?
Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека, которые не могут быть нарушены. Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»: слайд
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, ни лягушку,
А неведому зверюшку».
Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»
Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод»
Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, нет нельзя отнять жизнь у человека это право дано ему от рождения)
Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина.
Все права человека можно разделить на 4 группы: Гражданские: Право на:
• жизнь
• свободу
• личную неприкосновенность
• честь
• достоинство и др. Политические: Право на:
• возможность участия граждан в политической жизни страны Культурные: право на:
• участие в культурной жизни страны
• доступ к культурным ценностям
• свободу творчества и др. Социально-экономические:
Право на:
• благосостояние
• социальную защиту
• достойный уровень жизни
• быть собственником
• наследовать имущество
У вас на столах лежат листочки с названием групп и листочки с отдельными правами человека. Ваша задача, работая в паре соотнести право с той группой прав к которой оно относится.
Очень хорошо. Давайте теперь проверим. Молодцы хорошо справились.
Правам человека дают характеристики, что они обладают всеобщим характером, неотчуждаемым характером, недилимым характером? Слайд
1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.
2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.
3. Недилимый характер - Каждый человек обладает всей совокупностью прав.
1. Назовите основной закон государства?
2. Нужен ли он в нашем государстве?
3. Что значит выражение «Конституция имеет прямое действие»
Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены.
Право на свободу, право на тайну и невмешательства в личную жизнь, право на достойное существование.
А сейчас я каждому из вас раздам карточки с одним вопросом и вы попытаетесь за 3 минуты ответить на него.
1) Что такое свобода? Может ли быть свобода безграничной? Почему?
2) В нашем государстве огромное количество прав, нет ли среди них лишних? Поясните.
3) Каким образом власть обеспечивает исполнение прав в нашем государстве?
4) Объясните смысл этого права: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
5) Согласно ст. 22 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
6) Выскажите свое мнение об отмене смертной казни. Ответ аргументируй.
- Рассмотрение ситуации: «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».
- Чьи права были нарушены? Какие?
Теперь давайте рассмотрим, на примере сказок, какие права нарушены в каждой из них:
«Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Золушка», «Красная шапочка».
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
5. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- право на жизнь;
- право на получение образования;
- право на владение имуществом.
Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на справедливый суд;
- право на труд.
Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право на труд.
Как и молодцы, очень быстро все назвали, теперь давайте прослушаем отрывки из хорошо знакомых вам песен и определим о каких правах в них идет речь
Рефлексия Игра крестики – нолики. Отвечаем на вопросы Да – Х, Нет – 0
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Перед вами листочки с таблицей и вопросами. Каждый вопрос требует утвердительного или отрицательного ответа. В таблицу вы должны внести либо х - если считаете что на этот вопрос должен быть положительный ответ или 0 - если отрицательный, 3 мин. Взаимоконтроль: меняемся тетрадями со своими соседями и проверяем
Обведите вашу ладошку и напишите те права, которых у вас нет, но вы хотели бы получить.
Здравствуйте, Надежда!
Благодарю за приглашение, Методическая разработка урока дана подробно.
Рассматриваются важные вопросы.
Хочется обратить Ваше внимание на оформление работы. очень много лишних значков, все написано одним цветом и шрифтом, что затрудняет восприятие материала.
Желаю новых творческих побед!
Голос! С уважением!!!
Здравствуйте, Надежда. Спасибо за приглашение.
Сразу отмечу, что предыдущие работы были оформлены отлично. С этой много непонятных знаков, шрифтов...
Согласна с коллегами - затрудняет восприятие материала. Хотя есть что почитать и с чем познакомиться. Хорошие фотографии, методически интересный материал. Думаю, после Прав и будут и обязанности!
Удачи!
С уважением, ННН.
Надежда, здравствуйте! Я впервые на вашей странице. Материал для меня новый. Я биолог и эколог. Не буду повторяться про оформление, а остановлюсь на методике. Считаю, что урок выстроен грамотно с учётом современных требований. Прекрасно проведена активизация познавательной деятельности. Просто замечательное погружение в тему. Очень понравились все этапы изучения и первичного закрепления материала. Урок получился познавательным и развивающим, а ещё воспитывающим. Чувствуется творческий подход педагога. Здорово используются сказки. Молодец, учитель! Думаю, что практическая направленность урока позволит прекрасно понять материал! Спасибо!
Здравствуйте, Надежда. Спасибо за приглашение.Тема очень интересная и актуальная для подростков. Замечательная презентация и оформление. С Вашего разрешения возьму в закладки. У нас в декабре будет проходить информационный час для воспитанников Центра по этой теме. Желаю творческих успехов и новых идей. Примите голос.
Надежда!
С искренним интересом прочитала Вашу публикацию "Права и обязанности граждан"
Уверена, что материалы публикации будут интересны многим педагогам.
Удачи Вам,
спасибо за публикацию.
Голос!
Зоя.