Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по обществознанию для 7 класса. Права и обязанности граждан

Методическая разработка по обществознанию. Тема урока: Права и обязанности граждан
Класс: 7
Введение
«Поэтом можешь ты не быть
Но гражданином быть обязан,
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

Важнейшей задачей школы является воспитание правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. На современном этапе развития общества очень важно, чтобы дети знали свои права, ведь «Незнание закона – не освобождает от ответственности».
Актуальность правового просвещения очевидна, ведь жизнь не стоит на месте и даже не шагает, она достаточно быстро меняется, меняются порядки и законы, о которых должно быть известно всем. Необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.
В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются.
Новизна данного урока заключается в применение на уроке ИКТ технологий, что позволяет детям не только услышать, но и увидеть материал по данной теме, принимать участие в обсуждении темы урока, рассматривать и анализировать ситуации, в которых нарушены права человека или наблюдается неисполнение каких-либо обязанностей.
При переходе от этапа актуализации знаний по теме прошлого урока рекомендуется проведение игровой разминки, которая позволит детям настроиться на тему урока.
Цель работы - повышение правовой грамотности несовершеннолетних.
Задачи:
- формировать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- способствовать воспитанию у учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством. Механизм реализации урока предполагает совершенствование форм и методов работы педагога в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений.
Разработка рассчитана на один учебный урок. Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе в 6-11классах.
В результате проведения урока учащиеся смогут:
- получить представление о четырех основных группах прав человека;
- закрепить знания о своих правах и обязанностях;
- осознать, что недостаточно только владеть юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться.
Данный урок может быть реализован и применен в любом образовательном учреждении при возможности использовании ИКТ.
Ход урока:
Добрый день, меня зовут Надежда Петровна, сегодня я проведу у вас урок обществознания, а вы постараетесь мне в этом помочь. Т.к. вы уже прошли тему «Права и обязанности» мы с вами ее успешно повторим и закрепим. Давайте сформулируем цель нашего урока.

Цель нашего урока:
Для начала давайте проведем небольшую разминку-игру:
«Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

- Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)
- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Потому что законы права и обязанности это тоже важные правила игры нашей с вами жизни, поэтому мы обязательно должны их соблюдать.
Поясните выражение: «незнание закона не освобождает от ответственности».


Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс…


Международные? Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка…

Дайте определение, что такое права?

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека, которые не могут быть нарушены.
Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»: слайд
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, ни лягушку,
А неведому зверюшку».
Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»
Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.
«Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод»

Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, нет нельзя отнять жизнь у человека это право дано ему от рождения)
Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина.
Все права человека можно разделить на 4 группы:
Гражданские: Право на:
• жизнь
• свободу
• личную неприкосновенность
• честь
• достоинство и др.
Политические: Право на:
• возможность участия граждан в политической жизни страны
Культурные: право на:
• участие в культурной жизни страны
• доступ к культурным ценностям
• свободу творчества и др.
Социально-экономические:
Право на:
• благосостояние
• социальную защиту
• достойный уровень жизни
• быть собственником
• наследовать имущество
У вас на столах лежат листочки с названием групп и листочки с отдельными правами человека. Ваша задача, работая в паре соотнести право с той группой прав к которой оно относится.

Очень хорошо. Давайте теперь проверим. Молодцы хорошо справились.

Правам человека дают характеристики, что они обладают всеобщим характером, неотчуждаемым характером, недилимым характером? Слайд
1.Всеобщий характер - Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.
2. Неотчуждаемый характер - Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.
3. Недилимый характер - Каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1. Назовите основной закон государства?
2. Нужен ли он в нашем государстве?
3. Что значит выражение «Конституция имеет прямое действие»
Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены.
Право на свободу, право на тайну и невмешательства в личную жизнь, право на достойное существование.
А сейчас я каждому из вас раздам карточки с одним вопросом и вы попытаетесь за 3 минуты ответить на него.
1) Что такое свобода? Может ли быть свобода безграничной? Почему?
2) В нашем государстве огромное количество прав, нет ли среди них лишних? Поясните.
3) Каким образом власть обеспечивает исполнение прав в нашем государстве?
4) Объясните смысл этого права: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
5) Согласно ст. 22 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
6) Выскажите свое мнение об отмене смертной казни. Ответ аргументируй.
- Рассмотрение ситуации: «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».
- Чьи права были нарушены? Какие?
Теперь давайте рассмотрим, на примере сказок, какие права нарушены в каждой из них:
«Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Золушка», «Красная шапочка».
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
5. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- право на жизнь;
- право на получение образования;
- право на владение имуществом.
Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на справедливый суд;
- право на труд.
Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право на труд.
Как и молодцы, очень быстро все назвали, теперь давайте прослушаем отрывки из хорошо знакомых вам песен и определим о каких правах в них идет речь
Рефлексия Игра крестики – нолики. Отвечаем на вопросы Да – Х, Нет – 0
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Перед вами листочки с таблицей и вопросами. Каждый вопрос требует утвердительного или отрицательного ответа. В таблицу вы должны внести либо х - если считаете что на этот вопрос должен быть положительный ответ или 0 - если отрицательный, 3 мин.
Взаимоконтроль: меняемся тетрадями со своими соседями и проверяем
Обведите вашу ладошку и напишите те права, которых у вас нет, но вы хотели бы получить.
Презентация на тему: Права и обязанности

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обществознания с презентацией, 7 класс. Реклама в современном мире Правовые задачи по обществознанию для школьников 7-9 классов

Похожие статьи:

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Конспект урока по истории Удмуртии | Флаг Кезского района Удмуртской Республики
Опубликовано: 2550 дней назад (12 ноября 2017)
Просмотров: 20670
+8
Голосов: 8
Ирина Николаевна Ступченко # 12 ноября 2017 в 14:48 +2
Отличная работа! Голос!
Надежда Трефилова # 12 ноября 2017 в 16:23 +2
Спасибо, Ирина Николаевна. hoho
Елена Викторовна Багрова # 12 ноября 2017 в 17:28 +5
Здравствуйте, Надежда!
Благодарю за приглашение, Методическая разработка урока дана подробно.
Рассматриваются важные вопросы.
Хочется обратить Ваше внимание на оформление работы. очень много лишних значков, все написано одним цветом и шрифтом, что затрудняет восприятие материала.
Желаю новых творческих побед!
Голос! С уважением!!!
Надежда Трефилова # 12 ноября 2017 в 19:50 +2
Спасибо большое за ваш комментарий! Учту пожелания
Наталья Николаевна Никонова # 12 ноября 2017 в 20:47 +3
Здравствуйте, Надежда. Спасибо за приглашение.
Сразу отмечу, что предыдущие работы были оформлены отлично. С этой много непонятных знаков, шрифтов...
Согласна с коллегами - затрудняет восприятие материала. Хотя есть что почитать и с чем познакомиться. Хорошие фотографии, методически интересный материал. Думаю, после Прав и будут и обязанности!
Удачи!
С уважением, ННН.
Надежда Трефилова # 13 ноября 2017 в 07:06 +2
Здравствуйте. Да спасибо за комментарий, работа отредактирована.
Ольга Владимировна Перковская # 12 ноября 2017 в 21:31 +4
Надежда, здравствуйте! Я впервые на вашей странице. Материал для меня новый. Я биолог и эколог. Не буду повторяться про оформление, а остановлюсь на методике. Считаю, что урок выстроен грамотно с учётом современных требований. Прекрасно проведена активизация познавательной деятельности. Просто замечательное погружение в тему. Очень понравились все этапы изучения и первичного закрепления материала. Урок получился познавательным и развивающим, а ещё воспитывающим. Чувствуется творческий подход педагога. Здорово используются сказки. Молодец, учитель! Думаю, что практическая направленность урока позволит прекрасно понять материал! Спасибо!
Надежда Трефилова # 13 ноября 2017 в 07:08 +2
Здравствуйте, спасибо за такие приятные слова и вашу оценку.
Елена Юрьевна Деришева # 13 ноября 2017 в 10:59 +2
Конспект урока по обществознанию интересный и познавательный. Успехов. Голос.
Надежда Трефилова # 13 ноября 2017 в 17:32 +2
Спасибо Вам большое за ваш голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 19 ноября 2017 в 17:14 +4
Здравствуйте, Надежда! Спасибо за приглашение. Отличный, познавательный, грамотно составленный урок! Прекрасное оформление! Дальнейших творческих успехов! голос
Надежда Трефилова # 19 ноября 2017 в 18:08 +2
Здравствуйте, Ольга Васильевна! Большое спасибо за теплые слова и ваш голос. И вам я желаю творческих успехов!!!
Наталия Владимировна Пуханова # 22 ноября 2017 в 22:20 +4
Здравствуйте, Надежда. Спасибо за приглашение.Тема очень интересная и актуальная для подростков. Замечательная презентация и оформление. С Вашего разрешения возьму в закладки. У нас в декабре будет проходить информационный час для воспитанников Центра по этой теме. Желаю творческих успехов и новых идей. Примите голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 10 декабря 2017 в 15:38 +1
Надежда!
С искренним интересом прочитала Вашу публикацию "Права и обязанности граждан"
Уверена, что материалы публикации будут интересны многим педагогам.
Удачи Вам,
спасибо за публикацию.
Голос!
Зоя.