Разработка урока по истории культуры народов. Хозяйство села и близлежащих деревень в прошлом
Автор: Трефилова Надежда Петровна Цель: формировать у учащихся чувство патриотизма, прививать уважительное отношение к своему краю, селу, в котором ты живешь Задачи:
• Познакомить с хозяйством села и близлежащих деревень в прошлом.
• Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за родную страну, .
• Воспитывать у детей интерес к изучению истории своей республики, своего города. План урока:
1. Организационный момент
2. Опрос беседа
3. общая характеристика села
4. Характеристика близлежащих деревень
5. Закрепление материала
6 Домашнее задание
1. Организационный момент
-запись темы урока
-стихи о Родине
2. Опрос беседа
1. столица Удмуртии
2. государственные символы РФ, УР
Есть своя родная земля
У ручья,
И у журавля.
И у нас с тобой есть она,
И земля родная одна.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В прошлые века местность современного Кезского района была покрыта дремучими лесами. Единственным путем продвижения через эти леса были реки.
Более трех тысяч русского населения, проживающего на территории Кезского района – старообрядцы. Несмотря на почти 400-летнюю историю старообрядчество сохранило свою самобытную веру, культуру, обряды и традиции. А сохранившиеся до наших дней древние очаги старообрядчества представляют собой огромную ценность для изучения традиций русской культуры.
В познании прошлого важная роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений. В селе Кулига силами энтузиастов создан музей старообрядческой культуры, единственный в Республике, который стоит на учете в ЮНЕСКО.
Кезский район имеет удивительно богатую историю. На территории района сохранились уникальные памятники истории, архитектуры и культуры. Это 4 городища и 10 могильников, изученных археологами и позволяющими представить уклад жизни наших предков.
Сибирский тракт – «великая государева дорога» - вне времени. История этого пути насчитывает пять веков. По Кезскому району через деревни Юрук, Озон, Бани, село Полом проезжали императоры государства Российского – Екатерина II, Александр I и будущий царь Александр II в сопровождении своего наставника – поэта Василия Жуковского. По Сибирскому тракту со звоном кандалов шли арестанты и ссыльные, которых гнали по этапу на каторгу в Сибирь. В селе Полом сохранился этапный пункт, запомнивший в своих стенах политических заключенных, декабристов и революционеров. По этой дороге в разное время шли в Сибирь Радищев, Герцен, Чернышевский.
Строительство железной дороги в Вятской губернии в 1899 году, которая связала центр России и Сибирью, привело к следующему этапу исторического развития нашего района. В глухом лесисто-болотистом крае было выбрано место для станции вблизи речки с целью устройства водокачки для заправки паровозов водой. Так на реке Лып возникла станция Кез. 1 ноября 1899 года специальной комиссией железная дорога была сдана в эксплуатацию. Эту дату и принято считать днем рождения станции и поселка Кез.
Большое старообрядческое в прошлом село в Кезском районе Удмуртской республики, за пару километров от границы с Пермской областью и за несколько десятков километров от Кировской области. Находится на Верхнекамской возвышенности.
Вотчина староверов-кержаков
В XVII веке, скрываясь от гонений официальной церкви, охваченной реформами патриарха Никона, жители Нижегородской губернии с реки Керженец (отсюда название - кержаки) бежали в глухие заволжские леса. Большинство их продвинулось дальше на восток, но часть осела в северных районах современной Удмуртии (Кулига, Карсовай). Старообрядцы жили очень замкнуто, сторонясь общения с местным населением, с официальными властями.
Почему их называют староверами и почему они были гонимы и должны были скрываться? При патриархе Никоне произошел церковный раскол. Т.Е. ранее существовала одна вера – молились, пели, крестились – 2 перстами, принимали крещение – в проруби, по старым книгам, обычаям. Но к власти пришел патриарх Никон, и его сторонники, которые стали молиться и совершать обряды по новым книгам и заставили делать это всех, т.к. в старых книгах много ошибок, описок, стали креститься 3 перстами, произносить аминь 3раза, крестить не в проруби, отбивать не земные поклоны, а поясные и т.п. Но как это обычно бывает все с этим согласиться не могли, кто-то оставался приверженцем старых традиций, а приверженцы новых традиций пытались всех склонить к новой вере, вот поэтому-то некоторые вынуждены были скрываться и бежать лишь бы не были казнены.
Здешние жители - беспоповцы. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Службы совершаются при свечах, так как электричество по мнению староверов - плод дьявольской выдумки. Назначенное общиной духовное лицо (духовник) читает на общих сборах древние дониконианские книги. Молятся в старинной одежде - в сшитых своими руками дубасах-сарафанах. Кулигинские староверы делятся на «мирских» и «соборных». В собор (так называется объединение молящихся) не так-то просто вступить. При вступлении в собор каждый из них получает свою ложку и чашу размером с пиалу, из которой питается всю последующую жизнь. И никто, кроме него, не имеет права прикасаться к ним. У староверов - старинные металлические иконы, особые нательные крестики - отдельные для мужчин, женщин и детей. Кулигинцы по-прежнему уверены, что все современное - греховно. Одна здешняя бабулька даже отказалась от пенсии. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки - все это появилось вместе с "новой верой". Алкоголь не употребляют, если не считать томлёнки - бражки, сделанной без дрожжей и сахара. Здесь запросто можно встретить людей, носящих ныне редкие имена: Фотиния или Прокл, Ефросиния или Евлампий.
Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же языка название переводится как "выжженная среди леса поляна, расчищенная для вспашки".
Раньше село Кулига входило в Юсовскую волость Глазовского уезда Вятской губернии. Первоначально селились семьями, которые разрастались, сохраняя имена своих первых жителей: Карпушата, Егоры, Степаненки, Митенки, Гришата. Некоторые деревни получили названия от рода занятий: Пестери, Коробы..., названия некоторых не поддаются объяснению: Звяга, Шляшор, Кульбака, Орехово... Старожилы помнят, что их деды называли своей родиной Новгород, Архангельск, Москву, некоторые вспоминали, что они казацкого роду и носят фамилию Казаковы. Селом Кулига стала после открытия Ильинской церкви. Борясь со староверами и распространяя православие был открыт приход, а в 1837 построена церковь. Но далеко немногие перекрестились в новую веру и остались верны старой. В село Кулига изначально вошли: д. Антипята, где находилось волостное управление, починок казенный Кулигинский и хутор Устиновский, перед ВОВ вошли Саватьенки, в 80-е годы 74 в д. Шляшор, д. Карпушата. Позже деревня Карпушата переименована в ул. Пушкина. Здесь и находится исток Камы. Сегодня на месте шести деревень большое село из 17 улиц.
Русские на территории Юсовской волости Глазовского уезда Вятской губернии поселились после церковного раскола 17 века.
Село Кулига было образовано из д. Антипята, починка Саватенки, хутора Устиновский, починка Кулигинское.
Впервые в переписях, а точнее в Ведомости о селениях Вятской губернии за 1802 год упоминается лишь деревня Антипята, в которой было 5 дворов и проживало 17 душ мужского пола,
В Азбучном списке селений Вятской губернии, Глазовского уезда Юсовской волости, составленном в мае 1836 года числятся:
_-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
!Число церквей! Число душ! Число дворов !Расстояние от
! !муж. !жен, ! !уездного города
------------------------------------------------_-_----------------------------------------------------------------
Антипятское - 26 16 4 78
Кулигинское - 25 31 4
Первая церковь деревянная, перевезена из села Балезино в 1837 году и построена в 1838 г. С одним престолом в честь Рождества Христова. / эта церковь упразднена в 1890 г./
В том же году построена новая тоже деревянная, однопрестольная, Престол Освящен 22 июля 1890 года в честь св. пророка Ильи. –ильинский молебный дом
Известно, что если в населенном пункте / деревне/ строилась церковь, оно переименовывалось в село, таким образом , датой основания села является 5/21/ апреля 1837 года.
В книге «Вятская епархия» --историко-географическое и статистическое описание 1912 г. Дана характеристика Ильинской церкви в с. Кулига:
«Село Кулига /Юсовское/ Ильинская церковь деревянная, построена в 1890 г. От Вятки 290 верст, от Глазова 80 верст, от благочиния /Полома/ 60 верст. Притч по штату- 1 священник, 1 псаломщик, 1 диакон, Квартиры для притча казенные. Земли—усадьбы 1 десятина 1800 сажен; пахотная- 17 десятин 260 сажен, в 184 году прирезано66 десятин. На этой землей притч не пользуется. Братский денежный доход : содержание от казны588 руб. На притч, кружечный раздел- священнику 129 руб., псаломщику 43 руб. Собирали на весь притч до 2 пудов ржи, 30 пудов овса, 2 пудов ячменя. Прихожане: православных русских 60 мужчин, 58 женщин ; крещенных удмуртов- 217 мужчин, 216 женщин; старообрядцев- 1842 мужчины, 1939 женщин. Приход состоит из 52 селений, расстояние от 1 до 16 верст. В селе имеются 2 школы- земская и братская; медпункта в селе нет; железнодорожная станция в 40 верстах. Основное занятие прихожан- хлебопашество, земля довольно плодородная и не требует большого удобрения, пастбищ и лесов нет».
Церковь закрыли в 1924 году и приспособили под клуб, который сгорел в 1975 г.
В списке селений Вятской губернии в 1887 г. / за подписью волостного старосты Семена Ведерникова и писаря Максимова/ числятся всего 1823 населенных пункта, среди них-
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
название населенного пункта число душ
мужчин женщин
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лученки 22 22
Карпушинской 35 48
Бузмаковский 55 62
Юклята /Орешата/ 20 20
Конешиной 23 23
Шляшорской /Васьенки/ 47 40
Зинковский 4 5
Веденеевский /Силенки/ 26 24
Деревня Юса Верхречки /Доронятской/ 82 91
Село Кулига 15 18
Антипятской /при нем волостное правление/ 34 35
Миронятской 10 12
Дурмановской 73 70
Мазаевской 19 19
Еловской 13 16
Гришатской 25 18
Пестерятский 22 23
Степанятский 7 10
Эти населенные пункты входили в Кулигинский сельсовет.
Основными занятиями жителей Кулиги и близлежащих деревень были земледелие, скотоводство. Сеяли ячмень, овес, рожь, из технических культур- лен и коноплю. Выращивали овощи, особенно много репы, до сих пор пожилые люди ямы для хранения картофеля называют репными. Разводили коров, лошадей овец, коз, кур, уток.
Крепостного права в наших районах не было, но население должно было платить большие налоги государству. Кроме того нужно было выполнять разные принудительные работы: строительство казенных зданий, содержание дорог.
Необходимость уплаты налогов, удаленность от городов, суровые природные условия вынуждали жителей Кулиги заниматься ремеслом- охотой, рыболовством, собирательством, бортничеством, торговлей.
В округе Кулиги много глины и здесь было немало гончаров, с небольших солоночек до огромных корчаг умели изготавливать гончары. – гончарное ремесло
На ярмарках, на базаре Кулиги, был всегда разнообразный выбор посуды- кринки, кувшины различных форм и размеров, кружки, корчаги…Многие мастера, чтобы посуда была прочнее, обвивали ее берестой. Гончарное дело развивалось хорошо до 30 годов ХХ века, затем было задушено высокими налогами советского правительства. торговля
Многие предметы обихода изготовлялись из дерева, бересты, ивовых веток – лапти, вилы, сохи, бороны, лопаты, туески, коробы, прялки, ткацкие станки, корзины, веретена, столы, стулья, почти все предметы домашнего обихода делал крестьянин своими руками. – резьба по дереву, плотничество
Село Кулига стояло на торговом пути из Глазова в Сепыч Пермской губернии. На базар в Кулигу съезжалось много народу и покупателей и продавцов. Купец первой гильдии Снигирев Мартемьян Иванович имел лавку, много складов.
Село Кулига лежало в глухих лесах, далеко от губернского и уездного центров, поэтому было местом ссылки.
В «Ведомости о лицах, состоящих под гласным надзором полиции в г. Глазове и уезде по делам уголовным и вообще нравственной неблагонадежности» за 1899 год значится- мещанин местечка Кручана Могилевской губернии –Эльям Янкелевич Круль /он же Кроль/ 22 лет. Подвергнут надзору по распоряжению Господина министра внутренних дел за подстрекательство рабочих к стачкам и забастовкам. Под надзором с 31 октября 1897 года на 3 года гласного надзора. Выслан в с. Кулига Юсовской волости, ничем не занимается, получает из казны на содержание 1 руб.50 коп., семью не имеет, ведет себя хорошо…»
Старожилы вспоминают ,что с ссыльными местные жители особо не контактировали, но драки с уголовниками были.
В последнем доме д. Антипята был своеобразный пересыльный пункт для осужденных, которые здесь ночевали, а дальше отправлялись до Сибирского тракта и в Сибирь. Дом, к сожалению, не сохранился.
По воспоминаниям самого Ф.Э. Дзержинского –в 1898 г. Он бежал из села Кайгородское Слободского уезда Вятской губернии, где находился в ссылке , через Сергино- Кулигу-Кез.
В конце 19- начале 20 в. Оживает жизнь и в нашей глуши. На основании сведений Государственного архива Кировской области «Об открытии учебных заведений Вятской губернии 172-1900 гг». имеются сведения, что в Кулиге было открыто училище при церкви 15 ноября 1839 г., в нем был 1 наставник и 2 ученика мужского пола.
Кулигинская церковно- приходская школа открыта в 1863 г., кроме того была миссионерская школа, которая впоследствии преобразована в 1898 г. В школу грамоты.
В книге «Исследование начального народного образования Вятской губернии», вып. 2;Вятка, 1902г. По состоянию на 1897-98 учебный год в с. Кулигинском Юсовской волости Глазовского уезда есть только одна братская школа / дата открытия не указана/ , в которой обучается 25 человек- 21 мальчик и 4 девочки, из них 14 человек- русские. Планировалось открытие второй школы на 126 учеников /это было число детей школьного возраста в проектируемом школьном районе/.
В 1914 году, когда началась 1 мировая война, многие мужчины ушли на фронт, реквизированы были и лошади. Пока мало сведений об участии наших земляков в этой войне, но все- таки внуки, правнуки помнят, что их деды, прадеды погибали на фронтах 1 мировой, приходили с фронта калеками и ранеными, умирали от тифа и ран. Кое- кто был в плену, но увидел жизнь народа Австро- Венгрии, услышал презрительное «Русские свиньи, пьяницы». Среди них- Иванов Роман Терентьевич- удмурт, который воевал под Санкт- Петербургом, выучил русский и научился грамоте. А житель деревни Карпушата Бузмаков Кирилл Петрович был награжден Георгиевским крестом за мужество, проявленное в боях и спасение раненого офицера…
Скачать Хозяйство села и близлежащих деревень в прошлом
Добрый день, очень нужный и полезный материал. Прививает любовь к малой родине. Написано хорошо и понятно. Воспользуюсь данным материалом. Спасибо вам за информацию. Мой голос за вас.