Методическая разработка
«Организация и проведение городского краеведческого ориентирования»
Чтобы ориентироваться и комфортно существовать в городском пространстве, уметь прокладывать в нем собственные маршруты, необходимо знать его структуру, городские ориентиры, правила безопасного поведения. Этому способствует проведение городского краеведческого ориентирования, которое позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве. Ребятам предлагается изучить архитектурные памятники нашего города по определенной тематике (согласно положению). В ходе проведения краеведческого ориентирования учащиеся в соответствии с маршрутным листом, находят архитектурные памятники и выполняют определенные исследовательские задания.
Краеведческое ориентирование, является инновационной формой проведения городских краеведческих мероприятий. В краеведческом ориентировании сочетается интеллектуальная игра и ориентирование в городе. Оно дает возможность применения знаний учащихся на практике. Одной из его положительных сторон является использование познавательного потенциала памятников истории и культуры нашего города для патриотического воспитания учащихся, а различные виды деятельности дополняют друг друга в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ходе игры было проведено анкетирование среди участников и их руководителей, которое показало, что проведение подобных мероприятий необходимо в дальнейшем для ознакомления школьников с памятниками истории и культуры нашего города, а также их творческой самореализации в процессе игры.
Цель проведения краеведческого ориентирования: патриотическое воспитание школьников через изучение историко-культурного наследия родного города.
Классификация видов ориентирования.
По месту проведения:
1. Парковое ориентирование – данный вид ориентирования ограничен территорией парка, на которой располагаются объекты ориентирования (памятники архитектуры, мемориальные объекты и т.д.)
2. Ориентирование по мемориальным объектам – этот вид ориентирования, включает в себя ориентирование в городской среде по различным мемориальным объектам (мемориальные доски, памятники, бюсты)
3. Ориентирование по памятникам архитектуры – это ориентирование включает в себя ориентирование по архитектурным памятникам определенной эпохи
По способу организации маршрута:
1. Краеведческое ориентирование в заданном направлении – объекты ориентирования определяются маршрутным листом или картой
2. Краеведческое ориентирование по выбору – маршрут ориентирования определяется участниками самостоятельно, из предложенных организаторами памятников
3. Краеведческое ориентирование с интеллектуальными заданиями – объекты ориентирования определены маршрутным листом, на каждом участники выполняют интеллектуальные задания.
Порядок организации краеведческого ориентирования.
1. Определение темы ориентирования, составление положения, составление методического пособия для подготовки участников ориентирования.
2. Определение вида ориентирования, разработка маршрута.
3. Составление заданий, карт, маршрутных листов (в зависимости от вида ориентирования)
4. Собрание руководителей команд, проведение инструктажа по технике безопасности
5. Проведение ориентирования по городу
6. Подведение итогов.
Примеры проведения краеведческого ориентирования (из опыта работы)
Городское краеведческое ориентирование
«Победа во имя живущих…»
(пример проведения паркового ориентирования)
Данное мероприятие проводилось на Мемориале «Боевая и трудовая слава забайкальцев в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». участникам мероприятия было предложено изучить материал по теме Великая Отечественная война, а также виды боевой техники находящейся на Мемориале. Участники также приготовили поздравление ветеранам. Началось ориентирование театрализованным представлением и возложением цветов к Вечному огню. Затем участники получили маршрутные листы и приступили к выполнению заданий.
В маршрутных листах, которые назывались «Дневник неизвестного солдата», были зашифрованы образцы боевой техники. Расшифровав задание, участники подходили к определенному виду техники по порядку и выполняли предложенные им
интеллектуальные задания:
1. «Третий лишний» Из трех предложенных в каждой строчке слов, фраз и выражений вычеркните одно лишнее.
2. «Военный архив». Установите соответствие между документами и событиями Великой Отечественной войны.
3. «Песни великого подвига». Из предложенных фраз составить песню, указанную в карточке.
4. «Окна ТАСС» Правильно подберите лозунги к агитационным плакатам
5. «Шифровальщик». Правильно расшифруйте предложенные аббревиатуры
6. «Города». По описанию отгадайте город-герой.
7. «Азбука Морзе». Составить слово зашифрованное Азбукой Морзе и объяснить его значение.
8. «Реставраторы». Вставить в текст, пропущенные слова.
9. «Найди пару». Правильно соединить фотографии: вид боевой техники и его часть.
10. «Военная тайна». Участникам предложен кроссворд по теме «Забайкалье в годы Великой Отечественной войны»
Участники, выполнив задание, должны были найти вблизи образца военной техники условное обозначение, затем в соответствии с картой, найти на мемориале контрольный пункт и сделать там отметку.
После прохождения этой части игры, учащиеся подходят к ведущему, сдают маршрутный лист и карточку с отметками и получают последнее задание «Операция поиск». Участники должны найти на зашифрованном обелиске фамилию забайкальца – участника ВОВ и записать ее в карточку.
Критерии оценки:
1. Правильность выполнения заданий на этапах игры.
2. Правильность заполнения маршрутного листа
3. Правильность отметки КП.
Городское краеведческое ориентирование
«Чита знакомая и незнакомая»
(пример проведения ориентирования в заданном направлении)
Ориентирование проводится в центральной части г. Читы, поэтому сразу важно решить вопрос о безопасности передвижения участников по маршруту. Для этого руководители команд передвигаются вместе с ними.
Нами было разработано 2 варианта проведения этого вида ориентирования.
1 вариант - участники выполняют теоретическое задание самостоятельно, в нем приведены загадки о памятниках архитектуры, имитирующие новости из газет того времени. Затем переносят свои ответы в маршрутный лист. Передвигаясь по маршруту, они выполняют задания, приведенные в маршрутном листе (сфотографировать элемент или объект городской инфраструктуры).
2 вариант – участникам предлагается маршрутный лист, в котором указана тема, объединяющая памятники и дано историческое описание шести памятников. Участники должны его отгадать, найти приведенные в графе «Задания» архитектурные элементы и сфотографировать их.
Общие правила для проведения ориентирования в заданном направлении:
1. Участники для прохождения маршрута должны иметь канцелярские принадлежности и фотоаппарат с установленными на нем датой и временем.
2. При прохождении маршрута участники проходят объекты в порядке, указанном в маршрутном листе. Кроме заданий они делают еще и групповую фотографию на объекте.
3. Устанавливается контрольное время прохождения дистанции, в зависимости от ее протяженности – от 2 до 3 часов.
4. Старт участников проходит одновременно, финиш – по мере прохождения участниками маршрута, но в рамках контрольного времени.
5. По дистанции участники передвигаются только пешком, не пользуясь общественным транспортом.
6. По истечении контрольного времени участники приходят в условленное место, сдают маршрутные листы и сделанные на маршруте фотографии.
Критерии оценки:
1. Правильность ответов на поставленные вопросы
2. Правильность выполнения заданий в маршрутном листе
3. Порядок фотографий должен соответствовать порядку в маршрутном листе
4. Соблюдение контрольного времени.
Городское краеведческое ориентирование «Эстафета Памяти»
(пример проведения ориентирования по выбору)
Это ориентирование также проводится в городской среде. Участникам предлагается изучить методическое пособие по теме ориентирования, например, «Чита в годы Великой Отечественной войны». В этом виде ориентирования участники могут использовать транспортные средства, с соблюдением правил техники безопасности.
Участникам предлагается маршрутный лист, в котором загаданы памятники и дана их оценка в баллах. Чем дальше памятник, тем выше балл, но если рядом с этим памятником располагаются другие, то их балл ниже. Участники самостоятельно выбирают объекты для посещения. Не обязательно посещать все объекты, нужно заработать как можно больше баллов, продумав свой маршрут. В графе «Ответ» маршрутного листа, участники указывают ответ на поставленный вопрос, а в графе «Порядок прохождения» - порядковый номер прохождения объекта. Контрольное время работы на дистанции определяется ее протяженностью.
Критерии оценки:
1. Правильный ответ на вопрос -загадку
2. Правильно сфотографированные объекты - определенное в маршрутном листе количество баллов за каждый
3. Если участники неправильно внесли объект в маршрутный лист, то выполненное на этом объекте задание считается недействительным
4. Если участники не уложились в контрольное время, то независимо от правильности выполнения заданий они перемещаются в конец итоговой таблицы
5. Если порядок прохождения объектов ориентирования не совпадает с порядком определенным участниками в маршрутном листе, то каждое несовпадение аннулируется как неправильный ответ.
Бесспорно то, что краеведение само по себе, как наука, изучающая край и воспитывающая гражданина-патриота, увлекательно, но только для того, кто углубился в нее, и сложно для тех, кто только начинает ее познавать. По отношению к нему оптимальным, является краеведческое ориентирование, которое побуждает мысль работать, а душу прикасаться к истории родного города.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
2. Город, открываемый заново. Методические материалы по изучению истории г. С-Петербурга / Под общ. ред. Ванюшкиной Л.М. М.: Просвещение, 2009.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). - М. : Просвещение, 2009.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для юных туристов 6-8 классов
Игра по краеведению для школьников
Конспект открытого занятия для 5-6 класса. Ориентирование на местности
Детям о донском крае
Похожие статьи:
Деловая игра по краеведению для школьников 7-9 класса
Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс
Краеведческий материал на уроках окружающего мира