Статья. Дон родная сторона здесь живу сегодня – Я!
Автор: Маркина Наталья Ивановна педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр внешкольной работы, ст.Романовская, Волгодонской район, Ростовская область.
Описание материала: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования для проведения исследовательских работ.
Цель: Познакомить детей с самой большой рекой Ростовской области – Доном, с ее древней легендой.
Задачи:
•формировать бережное отношение к воде;
•привитие любви и бережного отношения к природным богатствам родного края;
•воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
•воспитывать любовь к родному краю.
Прекрасна жизнь в донских краях
В придонье, на лугах, степях...
Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига,
Когда природы ты читаешь книгу.
А если лебеди в краю живут,
Без страха по воде плывут...
Знать жизнь прекрасна на Дону!
Любите Родину свою!
Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Когда в южных районах нашего края уже идет весенний сев, в северных районах еще лежит снег.
По донской земле протекают множество рек и речушек. Но самая крупная из них – река Дон. Течение Дона медленно, величаво. Недаром в народе Дон зовется тихим. Плавны изгибы его русла, спокойные плесы, похожие на большие озера.
Дон, четыре раза меняя направление, протекает по территории Тульской, Воронежской, Ростовской и Волгоградской областей.
По территории нашей области Дон протекает дважды: на севере по Верхнедонскому и Вёшенскому районам на протяжении 120 км и от Цимлянского водохранилища до Азовского моря – 300 км. А общая длина Дона 1870 км.
Слово «Дон» в переводе с аланского (осетинского) означает просто «река» или «вода». Название реки упоминается уже в первых русских рукописях. Так, в замечательном памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве», относящемся к XII веку, есть такие слова: «Посмотри на синий Дон», «Испити шеломом Дону…».
В народных песнях, сказаниях Дон часто величают «Ивановичем». Это говорит о том, что встарь люди связывали реку с Иван-озером (близ г. Новомосковска Тульской области), из которого якобы вытекала река Дон. В наши дни Иван-озеро исчезло с географических карт. За исток могучего Дона приняли безымянный ручеёк в центральном парке города Новомосковска. Струйка воды заключена в каменное ложе. А рядом установлен столб со старославянской надписью названия реки, построена дамба в виде старинной крепости, у причала стоит резная ладья с парусами. Неподалеку от города ручеек, собирает воду десятка родников, у села Непрядвы (близ известного миру Куликова поля) становится настоящим Доном, стремительно несущим воду к Азовскому морю.
Уклон реки небольшой – всего 100 м на 2 км. Скорость течения невелика – 0,5 м/сек. За медленное, спокойное течение народ и назвал Дон тихим.
Почему Дон Ивановичем зовут? Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого – Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьёй. Поначалу дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал. Только Шат не послушал отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шёл туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошёл, стал знатен да славен…
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это – Дон. Другой широкий да бурный – Шат. Дон всё на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на её берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович.
Литература: «Песни и сказки тихого дона» Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса
Игра по краеведению для школьников
Организация и проведение городского краеведческого ориентирования
Использование цифровой техники на занятиях, как способ мотивации к изучению Малой Родины у учащихся
Похожие статьи:
Деловая игра по краеведению для школьников 7-9 класса
Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс
Краеведческий материал на уроках окружающего мира