Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса

Конспект внеклассного занятия по краеведению во 2 классе «Коми посиделки на день Кузьмы и Демьяна»
Автор: Нигматуллина Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г.Усинска Республики Коми.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, руководителям кружков по краеведению. В занимательной форме дети знакомятся с традициями коми народа, их бытом, культурой.

Цель: Расширение знаний детей об истории, культуре, традициях коми народа.
Задачи: Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к её богатствам.

Действующие лица: хозяйка, гости, охотники.
Ход праздника:
Хозяйка входит в горницу в коми костюме. У центральной стены столы для угощения. Дети за порогом.
Хозяйка накрывает стол, ставит рыбники, шаньги, варенья и приговаривает:
- Сегодня ко мне много гостей придет. Будем веселиться, ведь сегодня праздник – день Кузьмы и Демьяна, так в народе говорили.

Звучит коми народная музыка. В зал заходят дети в национальных костюмах, с блюдами национальной кухни.

Хозяйка: Видза оланныд, дона гостьяс! Здравствуйте, гости дорогие! Рада я гостям!
Дети: Бур лун, дона козяйка! Праздник сегодня – День Кузьмы и Демьяна. На праздник Кузьмы и Демьяна наши угощения да наши песни, игры, танцы. (блюда ставят на стол)
Хозяйка: Гости дорогие, проходите, садитесь.
Хозяйка: Ребята, а кто такие Кузьма и Демьян? Почему в честь них устраивают праздник?
На экране проецируется иллюстрация иконы с изображением Кузьмы и Демьяна.

Дети: Братья Кузьма и Демьян жили давно в Древнем Риме. Получив в юности прекрасное по тем временам медицинское образование, они к тому же понимали толк в целебных травах и даже умели лечить наложением рук. С равным успехом они излечивали людей и животных. За свои труды угодники не брали платы, напротив помогали бедным, обездоленным. Взамен они хотели от больных лишь одного – веры в Христа. Были они лекарями от Бога, не даром много позже иконописцы изображали Кузьму и Демьяна с коробочками – аптечками в руках, а иногда в окружении больных.
Естественно, все это очень не понравилось другим лекарям, у которых братья перебивали клиентуру. Они заманили братьев в горы, якобы собирать лечебные травы, и там их забили камнями.
Хозяйка: Вот такие славные люди жили на земле - братья Кузьма и Демьян. Праздник в честь них устраивали после сбора урожая (14 ноября), когда осень плавно переходила в зиму, землю окутывал снежок, а речки покрылись тонким слоем льда. На празднике водили хороводы, пели, плясали, в игры играли.
Дорогие гости, давайте и мы будем веселиться. Начнем веселье с хоровода «Доли-шели».

Хоровод «Доли - шели»
Дети водят хоровод и поют коми народную песню «Доли-шели».
1. Широкая улица, улица.
Припев: Доли-шели, ноли-шели,
Широкая улица.
2. Ходит, ходит девушка, девушка.
Припев: Доли-шели, ноли-шели,
Ходит, ходит девушка.
3. К ней приходит молодец, молодец.
4. -Что ты ходишь, молодец, молодец?
5. -Ступай домой, миленький, миленький.
6. -Следит за мной батюшка, батюшка.
7. -Бранит меня матушка, матушка.
8. -Когда-нибудь встретимся, встретимся.
9. -Уходи-ка, молодец, молодец.
10.-Придёт время – свидимся, свидимся.

Хозяйка: Спасибо, дорогие гости, садитесь, отдохните.
На праздники накрывали праздничные столы, угощали друг друга.
У каждого народа своя кухня. Коми народ к праздникам готовил свои национальные блюда. А какие блюда знаете вы?
Дети: Рыбники, картофельный суп, шаньги, сочни, пироги, колобки, картошка с грибами, творог со сметаной, топлёное молоко.
Хозяйка: Конечно же, были блюда из овощей, ведь праздник проводили после уборки урожая. А какие овощи выращивали коми, вы узнаете, отгадав загадки.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочнее …
(помидора)

Летом в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные.
(огурец)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом…(картошка)

Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)
Хозяйка: Очень любил коми народ капусту, готовили заварную всем селом, улицей на празднике «Чомор». Народ составил много пословиц, загадок и песен о капусте. Давайте поиграем в игру «Капуста».
Игра «Капуста».
Дети берутся за руки, водящий ведёт за собой по кругу, образуя несколько кругов. Все приговаривают «Капуста растёт, растёт...»

Хозяйка: Хорошая и крепкая выросла капуста, видно, в среду семена сеяли. Коми народ говорил: Не сей капусту в четверг, а сей в среду, тогда и капуста вырастет.

Стук в дверь.
Хозяйка: Кто-то пришел.
Дети: Кодi сэнi? (Кто там?) Пырой! (Заходите!)
Охотники: Видза оланныд, дона войтыр! Здравствуйте, ребята!
Дети: Видза оланныд! Здравствуйте!
Охотники: Мы охотники. Ходили в лес ноги поразмять, силки проверить. Скоро зима. Деревья стоят голые. Несколько листочков мы нашли на земле. Кто скажет, с каких деревьев листья упали?
Дети: С осины, ивы, рябины, березы.
Охотники: А с каких деревьев эти веточки?
Дети: С сосны, ели.

Хозяйка: Древесина сосны – прекрасный строительный материал. Из неё изготавливают мебель, добывают скипидар, смолу, дёготь. Хвоя используется для производства витаминной муки, хвойного экстрата.
Из древесины ели делают бумагу, искусственный шелк, музыкальные инструменты.

Дети: А мы знаем коми народную песню «Козйо, козйо!» («Ёлка, ёлка!») и сейчас её исполним.
Что, зелёная, стоишь ты?
Ёлка, я тебя срублю.
На полешки поколю да
Жарко печку истоплю.
На углях твоих калёных
Сто лепёшек испеку.
А в золе твоей горячей
Сто картошек испеку.

Хозяйка: Вся жизнь народа, живущего в Коми Республике, связана с лесом. Лес наше богатство, его нужно беречь и охранять! Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать?(ответы детей)
Мы должны любить и благодарить всю природу, за то, что она нам даёт.

Стихотворение Павла Малова «Ода благодарности природе» читают дети.
Благодарю тебя, природа,
За то, что я в твоём лесу
Дышу, пою и год за годом
По жизни дальше я иду.

Благодарю тебя, природа,
За всё, что ты способна дать,
За неизбежность ледохода.
За красоту и благодать.

Благодарю тебя, природа.
За твой простор, луга и лес,
За ночь и день, огонь и воду,
За мир из сказок, и чудес.

Благодарить тебя, природа,
Впредь буду я и воспевать,
И вдаль к заветному восходу
Поход по жизни совершать.

Охотники: А вот вам гостинцы из лесу. Что это? (клюква)Угощайтесь.
Хозяйка: Клюква растет на болотах. Она любит сырые места в лесу. На юге клюква не растет, поэтому клюкву называют северной ягодой. Клюква – вкусная и полезная ягода, в ней много витаминов. И из нее можно сделать клюквенный морс, кисель, клюкву добавляют в разные блюда. А какие ягоды еще у нас растут? (брусника, черника, голубика, морошка, малина.) Из ягод готовят варенье, морс, компоты, сушат их и делают отвары от болезней.
А сейчас, давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет ягодки». Играющие берут туесочки, на полу разбросаны ягодки, кто быстрее соберёт ягоды.

Охотники : Мы видим среди вас много мальчиков, они тоже будущие охотники, надо быть сильным, ловким и смелым. Хотите с нами силу свою богатырскую померить?

Игра «Перетяни палку»
Два игрока встают напротив друг другу, берутся за палку и тянут. Кто вытянет, тот и победил.

Хозяйка: Когда собирались на посиделки, на праздники, каждый старался показать своё умение: кто пел, кто плясал, а кто-то своё умение мастерить. Коми народ богат своими народными умельцами. Посмотрите на нашу выставку «Творчество коми народных умельцев», какие красивые изделия можно здесь увидеть, и всё это сделано руками коми мастеров.

Хозяйка: А теперь давайте спляшем. (Коми пляска)

Хозяйка:Мы живем у самого полярного круга. У нас суровая зима с длинными ночами и короткое лето. Но, не смотря на суровость, наш край по - своему красив в любое время года. Мы любим свой Коми край, радуемся и гордимся, что живем и растем на земле Коми.
Дети читают стихи А.Ванеева.
1. ученик
Нет белоночья безбрежней,
Когда цветут тополя…
Нет в мире земли белоснежней,
Чем Коми- родная Земля!

2. ученик
Я скажу, своих чувств не тая,
Что люблю Коми Край свой родной!
Он влечет чарует меня
Величавой своей красотой.

3. ученик
Это Коми земля, это наша краса,
Край родной и навеки любимый!

Хозяйка: Убран хлеб, и тише стало,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Сверху пар, снизу пар,
Вот кипит наш самовар.
Милости прошу вас на чашку чая.
Литература:
1. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. «Рассказы для детей об истории Коми края». - Сыктывкар:ООО «Контекст», 2008.
2. Клейман Т.В. «Детям о культуре народа коми». - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1994.
3. «Коми- край далёкий и близкий». - М., Коми книжное издательство, 2001.
4. Коми легенды и предания. Составитель Ю.Г.Рочев. - Сыктывкар, 1984.
5. Лянцевич В.М., Захарова А.Г. «Наш край родной». - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по праву в начальной школе Сценарий развлекательной программы в начальной школе «Мы разные, но мы вместе» Конспект урока краеведения в 3 классе Внеклассное мероприятие для 1 класса "Путешествие в страну Здоровья"

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе. Знатоки природы

Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс

Краеведческий материал на уроках окружающего мира

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Опубликовано: 3950 дней назад (28 января 2014)
Просмотров: 9688
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!