Статья на тему: "Эмоционально - эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях ДПИ"
Автор: Преподаватель изобразительного искусства, МБОУ ДОД ДШИ п. Маслова Пристань - Шабельникова Инна Сергеевна
Предназначено: для учителей художественных и общеобразовательных школ.
Множество лет общество искало ответы о природе происхождения людей с физическими, психическими либо умственными отклонениями, а точнее сказать людей с ограниченными возможностями здоровья. Их гнали, избегали, ограждали не давая им шанса жить. Видели мистику и колдовство в происхождении . Но не мало известный факт, то что с развитием всех структур, развивалось и сознание, что нужно помочь, обучить, научить, дать шанс на нормальную жизнь. Но как бы не были радужны перспективы, весь этот путь от нетерпимости к пониманию занял сотни лет и не пришел еще к завершению.
В наше время наметилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, что привело к увеличению количества детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в основе которой лежат разные причины и факторы. Так как только в России насчитывается около пятидесяти тысяч детей инвалидов из которых половина не получает достойной медицинской помощи и соответственно образования.
В данной статье мы не будем обсуждать причины и классификацию детей с ограниченными возможностями, а рассмотрим какие виды деятельности доступны детям с ОВЗ. И с помощью чего мы можем давать детям эмоциональную подпитку и эстетически образовывать.
Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь - то музыка, поэзия, театр. Но больше всего школьника радует и воодушевляет непосредственное участие процессе творчества. Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности,
декоративно прикладное искусство (ДПИ) занимает важное место в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этот вид деятельности связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Уроки ДПИ играют огромную роль в эмоционально - эстетическом развитии детей . Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает взгляд и радует глаз. Огромным плюсом является то, что школьнику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Они могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.
Главной целью развития каждого ребенка, является освоение социального опыта, включение в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков. А наличие каких либо отклонений, говорит о том что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Так и декоративно прикладное искусство помогает развивать мышление, мелкую моторику руки, воображение.
Дети и подростки с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия, помощь и поддержка.
Не менее актуально гуманистическое направление в образовании, где уделяется внимание нравственному, духовному, эстетическому, эмоциональному развитию детей, это связанно с интеграцией в образовании. Учит школьников сопереживанию, терпению к детям с особыми потребностями. И в целом направленно на повышение общей культуру будущего поколения.
Если капнуть глубже то истоки нравственных и эстетических норм лежат в традициях и историческом опыте народа. Нормы и понятия определяющиеся в течении многих веков, имеют свое отражение в культуре стран, в музыке, литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Ярче представленны в декоративно прикладном искусстве, что предоставляет возможность получать эмоциональный отклик от детей и эстетически образовывать, приобщая не только к истории, а так же отдавая дань традициям, предкам, народному наследию.
ДЛИ является одним из самых древних видов искусств. Название происходит от лат. decoro - украшаю, а прикладное заключает в себе смысл того, что оно служило для оформления и украшения быта человека, так в принципе и сейчас особой популярностью пользуются вещи прикладного творчества в оформлении интерьеров.
Первоначальное знакомство и последующее обучение ребенка с декоративно прикладным искусством, опирается на принципы дидактики, связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Декоративно прикладное искусство одно из составляющих гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ. Приобщая ребенка к народному творчеству, мы не только даем знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем ребенка. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов из которых можно выполнять различные изделия, это и ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета ДПИ заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью. Одно из главных преимуществ то, что ребенок видит результат своего творчества и может ему найти применение в жизни.
Все ли виды ДПИ подвластны детям с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим несколько вариантов:
- Лепка, дает ребенку с отклонениями в развитии, развивать мелкую моторику руки, пространственную ориентировку, внимание, что не менее важно аккуратность. Детям очень нравится лепить народные игрушки Дымковскую, Каргопольскую, они привлекают своими причудливыми и забавными формами, для некоторых категорий детей с ОВЗ лепка игрушки может быть сложна, но здесь свою роль должен сыграть учитель придумывая разные методы и формы работы. Интересным занятием может служить лепка магнитика, работа не сложна и очень интересна.
В работе активно можно использовать возможности бумажной пластики – от изготовления плоскостных изделий до объемных форм. Данный вид работы очень приветствуется детьми, так как дает огромный полет фантазии, учащиеся от показанных элементов могут отталкиваться и уже придумывать свои варианты. В современном мире дефицита в этом материале нет, что расширяет поле для творчества, это могут быть как прогрунтованные листы самими детьми, так и различная цветная бумага и картон выбор ее широк. Если касаться народной тематике, можно предложить выполнить учащимся ставни из бумаги и расписать их или же выполнить избушку применяя разные варианты бумагопластики. В работе можно и даже нужно комбинировать различные материалы например: бумага + ткань, ткань + соленое тесто. Хотелось уделить особое внимание работе с соленым тестом, работа имеет свои плюсы, тесто очень мягкое по сравнению с полимерной глиной и учащимся не составит труда выполнить упражнение и композиции. Сама техника вызывает большой интерес и дает поле для творчества и воображения.
Работа с текстильными материалами вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей с ОВЗ. Дети и подростки изготавливают народные куклы из разных материалов. Если возраст или заболевание ребенка ограничивает его возможности применять иглу и нитки, это не является преградой не для ребенка и не должно быть для учителя. Есть другие сопутствующие материалы, это клей, степлер, но можно обойтись и без них, используя только ткань и ножницы.
В каждом регионе есть свои народные промыслы, их необходимо включать в циклы занятий, так как это расширяет кругозор о своей родном крае и способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.
Роспись по камню, тоже не менее интересное занятие. Использование в композициях природных материалов имеет место быть, так как это не только разнообразит непосредственно работу ребенка, а поможет выйти на уроке немножко за приделы класса и познакомит поближе с природой. Прочувствовать какая все таки взаимосвязь природы, декоративно прикладного творчества и человеком.
Не нужно останавливать на использовании разных материалах в обучении детей с ОВЗ. Мы считаем очень важным знакомство с историей декоративно прикладного творчества, путем показа презентаций, фильмов на занятиях.
В педагогической работе приветствуется использование различных форм на уроках. Это могут быть мастер - класс, а выставки несут в себе такую приятную атмосферу для ребенка с ОВЗ, вызывают бурю чувств и волнение и гордость за свою работу. Экскурсии являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Одним из важных условий получения результата является формирование эмоционально положительного отношения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Поэтому особое внимание необходимо уделять индивидуальным особенностям детей, учитываю их психофизические особенности, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Специфика методов обучения должна состоится в применении тех средств, отвечающих клинико – психологическим особенностям детей-инвалидов. Организуя педагогическую деятельность, необходимо основываться на принципах гумани¬зации образования, личностно-ориентированного подхода к детям с ОВЗ.
Каждый ребенок индивидуальность, но у школьника с ограниченными возможностями здоровья есть еще некая особенность которую учитель, должен понимать со всех сторон научных знаний. И обучая его постараться воспитать эмоционально отзывчивую и эстетически развитую личность, применяя конечно, то богатство, которое предоставляет нам декоративно прикладное искусство.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционная работа в начальных классах
Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений"