Конспект занятия по бисероплетению для младших школьников
Автор: Шубровская Татьяна Александровна, МКОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Поворино, педагог дополнительного образования
Описание материала: конспект «Изготовление корзины-сувенира «Дары осени» предназначен для проведения занятий в учреждениях дополнительного образования детей. Ориентирован на детей 8 – 10 лет, занимающихся декоративно-прикладным творчеством (бисероплетение).
Предлагаю вам изготовить с детьми вот такое изделие.
Цели занятия:
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с видами простейшего низания на проволоке (параллельное низание);
закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду;
воспитывать аккуратность, культуру поведения;
воспитывать чувство любви к народным традициям;
формировать чувство коллективизма, самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
развивать художественный вкус;
ориентировать детей на достижение высокого качества изделия;
развивать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности.
Оборудование:
бисер (зелёного, желтого, коричневого, оранжевого, белого, серого цветов);
тонкая проволока;
ножницы;
леска;
заготовка (плетёная корзинка);
коробочки для бисера;
схемы плетения;
Оформление кабинета:
Репродукции картин на тему «Осень», тематическая подборка пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Подготовка рабочих мест.
Дежурные, назначенные педагогом, раскладывают на рабочих столах необходимые материалы и инструменты.
Вводная беседа.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь» (альбом «Времена года»).
Педагог:
В городе осень. После радостных летних трудов собирается природа на отдых: солнышко уже не греет землю своими лучами, желтеют травы, облетают с деревьев листья, не слышно весёлого пения птиц. Грустная пора. Но в каждом времени года есть своя прелесть. Известно, что многие русские поэты любили осень. Под шум дождя и шелест падающих листьев рождались немеркнущие строки прекрасных стихотворений.
«Уж небо осенью дышало…» или
«Унылая пора! Очей очарованье!» Это Пушкин.
«Осыпаются листья в садах,
Стройный клён под окошком желтеет…» Это Бунин.
На предыдущем занятии я просила вас полистать поэтические сборники и выбрать наиболее понравившиеся строки. Кто из вас хочет нам их прочесть?
Чтение отрывков из стихов русских поэтов.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф.И. Тютчев
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А. Некрасов
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест…
Ф.И. Тютчев
Педагог:
Не только поэты воспевали осеннее чудо, но и многие художники посвятили свои творения осени, потому что осенняя палитра богата разнообразием красок и радует глаз. Вы можете посмотреть репродукции картин известных художников, которые представлены на нашем занятии. (На столе подборка книг: Л. Кудрявцева «Васнецовы», В. Порудоминский «Первая Третьяковка», В.Н. Стасевич «Пейзаж», Л. Кудрявцева «Дом над Окой»).
Практическая работа
1. Сообщение целей и задач.
Сегодня мы с вами тоже будем «творить» чудо, но не кистью, как художники, и не словом, как поэты, а руками из бисера.
Тема сегодняшнего занятия: «Изготовление корзины-сувенира «Дары осени». Эта работа может быть выполнена в течение трёх занятий.
Перед вами образец изделия, которое мы сейчас начнём изготавливать.
Показ образца.
2. Инструктаж по технике безопасности.
3. Технология изготовления изделия.
Свою работу мы начнём с плетения листьев рябины. На столе лежат схемы, по которым мы будем работать. Листья рябины имеют сложную форму, поэтому работа будет проходить в два этапа: сначала сделаем семь маленьких листиков
, а затем соберём их в сложный лист.
Для выполнения листика возьмём проволочку длиной 30 см и в технике параллельного низания выполним работу из бисера зелёного цвета (1-2-3-4-5-4-3-2-1).
Если у учащихся в ходе работы возникают затруднения, педагогом даются индивидуальные пояснения. Через 10 минут после начала работы детям предлагается небольшая разминка.
Разминка для пальцев рук.
«Щупальца осьминога».
Пальцы сжаты в кулачки и развёрнуты к себе. Слова произносим чётко.
Много ног у осьминога (поочерёдно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы – 1-я позиция)
Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибают в кулак – 2-я позиция)
Заменяют ему руки (1-я позиция)
Очень ловкие (1-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть)
Педагог:
А теперь продолжим нашу работу. Подготовьте четыре отрезка проволоки по 35 см и аналогично сплетите большие листья по схеме (1-2-3-4-5-6(4 раза)-5-4-3-2-1).
Составные части рябинового листа готовы. Осталось собрать их вместе.
Но прежде, чем мы выполним эту работу, я предлагаю вам немного отдохнуть. Любите ли вы загадки? (Ответы детей). Я предлагаю вам проявить смекалку и отгадать их.
Дети отгадывают загадки на тему «Осень», написанные на кленовых листьях.
Пустые поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья. (Осень)
Сидит – зеленеет, лежит – желтеет,
С ветки в речку упадёт,
И не тонет, а плывёт. (Лист)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
Поле чёрно-белым стало:
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся –
Обнимает и дерётся. (Ветер)
Вернёмся к нашей работе. Итак, составные части рябинового листа готовы, и мы начинаем собирать лист , сначала более мелкие листики, потом крупные, закончим работу опять мелкими листьями.
Заключительная часть
1. Подведение итогов.
Педагог:
Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы изготовили листья рябины для нашей корзиночки.
Показ наиболее удачных работ.
На следующем занятии мы будем плести грозди рябины. Нам потребуется крупный красный бисер и проволока.
2.Уборка рабочих мест.
Педагог:
Я предлагаю вам привести в порядок рабочие места: аккуратно собрать бисер в мешочки или коробочки.
В данном материале показан только 1 урок из данной темы. Т.к. процесс изготовления данного изделия трудоемкий и требует не одного часа работы, я в материале предлагаю фото с остальными необходимыми схемами для изготовления кленовых листьев
.
Идея для разработки данного урока взята из старой журнальной вырезки. Автор статьи в рубрике «Урок для начинающих» Людмила Куликова.
Рекомендуем посмотреть:
Зимнее дерево из бисера. Мастер-класс с пошаговыми фото
Брелок из бисера "Клоун" своими руками. Мастер-класс
Мастер-класс по изготовлению осенней композиции "Светильник Бабы Яги"
Конспект занятия по бисероплетению цветов
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Аппликация из бисера для детей «Анютины глазки»
Конспект урока по бисероплетению «Объемные изделия на основе параллельного плетения»
Конспект занятия по рукоделию. Бисероплетение
Кулон из бисера своими руками. Мастер-класс