Организация занятий с дошкольниками с нарушениями слуха дома
Если крепко-крепко закрыть уши и заняться привычными делами, можно прикоснуться к миру, в котором живут глухие. Вы не услышите звонок в дверь, в случае экстренной ситуации придется успокоиться, чтобы вспомнить семизначный номер, на который нужно отправить SMS, телевизор станет набором картинок. А попробуйте выйти на улицу и зайти в магазин, посетить поликлинику, устроиться на работу… А по дороге прислушаться к жизни вокруг. Звуки города, пение птиц, шум ветра и дождя, голоса любимых людей – стоит на пару минут лишить себя этой красоты, чтобы начать ее замечать и ценить. Слух – это величайший дар, данный природой человеку. Только, к сожалению не всем это дано.
После выявления нарушений слуховой функции у ребёнка, оказывается, недостаточно просто установить слуховой аппарат или провести операцию вживления кохлеарного импланта, нужно сразу же искать специалиста по работе с нарушением слуха- сурдопедагога, который окажет квалифицированную помощь. Раннее начало коррекционной работы с неслышащим ребенком является условием нормализации его психического развития, уменьшения отрицательного влияния снижения слуха на речь и общение.
Но также нужно понимать, что только в единстве взаимодействия специалистов и родителей можно добиться успехов в обучении и воспитании детей с нарушением слуха. Работу с ребенком следует проводить под руководством специалистов. Эта работа связана с выполнением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материала, усвоенного на занятиях.
При организации занятий нужно учитывать следующие условия для эффективного обучения детей с нарушенным слухом:
• создание в семье слухо - речевой среды, привлечение всех членов семьи к речевому общению с ребенком, вовлечение его в этот процесс, какими бы минимальными ни были его речевые возможности; постоянное речевое общение с ним всех членов семьи создает мотивацию для овладения словами и выражениями;
• важным условием развития речи ребенка является предъявление одинаковых требований к речи ребенка со стороны всех взрослых, идентичных тем, которые есть в детском саду;
• нельзя забывать о важности использования ребенком слуховых аппаратов в процессе речевого общения и занятий дома, необходимо следить за режимом усиления, приучать ребенка к длительному и постоянному пользованию ими на протяжении всего дня;
• закрепление и расширение речевых умений и навыков, сформированных специалистами.
Каждое Ваше домашнее занятие, даже самое маленькое, нужно продумать, подобрать все, что на нем понадобится. Предлагаемые упражнения должны бытьразнообразными по содержанию, форме и характеру проведения. Не перегружайте занятия материалом. Постоянно поощряйте и подбадривайтеребенка. Следите, чтобы он не утомлялся. Если ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать, значит, он устал, и Вам надо прекратить занятие еще до того момента, как он откажется заниматься.
Становлению речи неслышащего ребенка способствует интенсивная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Слух ребенка должен "работать" в течение всего дня. Поговорим о развитии слухового восприятия и устной речи, которое осуществляется на материале неречевых, речевых звучаний и речи.
Обратите внимание, что с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.
В качестве неречевых стимулов используются звучания игрушек: барабан, дудка, гармошка, погремушка, а также разнообразные бытовые шумы. На этом материале формируются и развиваются навыки реагирования на звук, различения звучаний и определения, откуда они исходят.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:
звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и т. д.; бытовые шумы: стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, т. п.;
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая встреча с родителями в детском саду «Азбука нравственности»
Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол
Конспект игрового занятия в детско-родительском клубе. Средняя группа
Клуб для родителей в детском саду
Похожие статьи:
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста