Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы воспитателя детского сада. Устное народное творчество в воспитании детей

Устное народное творчество играет величайшую роль в развитии личности ребёнка. Но, прежде всего, говоря о ценности устного народного творчества в воспитании дошкольников, необходимо отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное словесное искусство очень близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт благоприятную обстановку для детей.
Занимаясь художественно – творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Через различные виды устного народного творчества у детей расширяются представления об окружающем мире, развивается и обогащается (эпитетами, сравнениями, оборотами и т.д.) речь, развивается память, логическое и творческое мышление и другие процессы умственной деятельности. Кроме того, словесное искусство народа оказывает влияние на нравственно – эстетическое воспитание дошкольников, знакомит их с нормами морали, правилами поведения
Работать я начала в старшей группе и начала со знакомства с потешками, песенками, прибаутками. Знакомство начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав детям возможность рассмотреть, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов. Постепенно дети стали использовать их в своих играх. Я стала подбирать потешки с более сложным смыслом, ставила перед детьми задачу не только запоминать, эмоционально прочитывать её, но и самим обыгрывать. Дети очень заинтересовались. Так появился наш маленький театр.
Много времени я уделяла сказкам, которые старалась не читать, а рассказывать детям. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Часто я надевала костюм сказочности бабушки Матрёны и приходила в группу. Дети встречали меня радостно и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Бабушка не спеша начинала с присказки, а затем уже рассказывала сказку. Вопросы по содержанию сказки задавать я не спешила, а наблюдала за тем, как дети делились впечатлениями друг с другом.
Когда разгорался спор или создавалось неверное понимание смысла сказки, помогала детям. Чтобы узнать, как дети запомнили сказку и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки или иллюстрации и вносила в группу. Обращалась к детям: «Ребята, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа. Дети вспоминали события сказки, её героев, выявлялось отношение детей к ним. Далее я интересовалась, не хотят ли они нарисовать рисунки к сказке или сделать поделки? Ребята с большим интересом и желанием начинали творить, перекладывая свои впечатления на бумагу, или вкладывая свои чувства в поделку. Получалась своеобразная творческая мастерская. Следующим этапом были конкурсы на лучший рисунок или поделку. Организовывали выставки для родителей и детей других групп.
Затем проводили игры – драматизации отдельных эпизодов по желанию детей.Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать в различных ситуациях. В подготовительной группе мы очень часто организовывали развлечения и праздники для малышей и ярмарки для родителей. Детям очень нравилось, ведь они были и исполнителями, и декораторами, и танцорами, и певцами. Большие инсценировки проводились в музыкальном зале. Ребята рисовали пригласительные билеты, разносили их по группам, надев русские народные костюмы. Организуя развлечения и праздники для ребят, я хотела не только повеселить ребят и доставить им радость, но и расширить их знания о народном языке, обогатить их словарь, привить заботливое отношение к малышам. Постепенно в ходе моей работы я стала замечать, что дети моей группы стали увлечёнными, у них появился интерес, общее дело. И к моему удивлению и большой радости они сблизились, сдружились, перестали драться, старались помочь друг другу. Я была очень рада. Это был результат большой кропотливой работы.Но моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Хотя в этом была ещё одна проблема, которую мне приходилось решать. Родители не понимали, для чего нужно всё это. Мне приходилось терпеливо, изо дня в день объяснять какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку, проводить беседы, консультации. Оформляла родительские витрины на темы: «Загадка – гимнастика для ума», «Что за прелесть эти сказки» и др. И постепенно родители поняли меня, заинтересовались, стали помогать. Приносили новые сказки от своих бабушек, услышанные пословицы и поговорки. Особенно необходима была их помощь, когда мы занимались драматизацией. Они шили костюмы, изготавливали декорации. Любая моя просьба не оставалась без ответа. Постепенно родители увлеклись так, что ни одно развлечение не обходилось без участия родителей. Когда они видели, как выразительно их ребёнок воплощал образ персонажа инсценировки, то были очень довольны. Надеюсь, всё что намечено, будет выполнено, и я смогу привить детям любовь к устному народному творчеству, которое играет огромную роль в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака Родители - друзья детей Опыт работы воспитателя ДОУ. Театральная деятельность для старших дошкольников
Как можно наказывать детей за непослушание | Трудовая деятельность дошкольников
Опубликовано: 2396 дней назад (6 сентября 2017)
Просмотров: 1346
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!