Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок на тему: Космос, 8-9 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Попытки человека оторваться от Земли... На эту тему написано много фантастических романов…. Сегодня все это уже кажется простым, но тогда это были первые шаги в неизведанное. Сегодня мы познакомимся с известными учеными, конструкторами…
Библиотечный урок для учащихся 8 – 10 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о ученых, конструкторах и космонавтике.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать об ученых, конструкторах. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с историей и жизнью ученых, конструкторов, о том, как она удивительно быстро развивалась
Оборудование: Выставка книг о конструкторах.
Библиотечный урок "Вселенная становится ближе"

Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.
В. Астеров


Со времени полета первого космонавта Ю.А. Гагарина прошло более пятидесяти лет. Для истории это даже не миг. А сколько событий, какой скачок в исследовании космоса произошел за эти года. Сравните: всего лишь 108 минут… и многочисленные полеты. Космонавты летят туда работать. Первые пилотируемые одноразовые космические корабли («Восток», «Восход», «Меркурий», «Джемини», «Союз», «Аполлон»), с которых начиналась история космонавтики, кажутся детскими игрушками. Для того, чтобы даже кратко рассказать обо всех событиях за прошедшие 50 лет, не хватит и многотомного издания. Поэтому хочется кратко привести только ту информацию, в которой будет слово «первый»:
* 16 июня 1963 года – полет первой женщины-космонавта В.В. Терешковой («Восток -6», СССР);

* 18 марта 1965 года – первый выход в открытый космос осуществил А.А. Леонов («Восход – 2», СССР);

* 31 января 1966 года запущен КА «Луна – 9» (СССР), который произвел на Луну мягкую посадку и передал на землю изображение лунной поверхности;

* 12 июня 1967 года произведен запуск КА «Венера – 4» (СССР) к планете Венера. Преодолев расстояние около 350 млн. км, 18 октября 1967 года он впервые осуществил плавный спуск в атмосфере другой планеты;
* 30 октября 1967 года проведена первая в мире автоматическая стыковка беспилотных КА «Космос – 186» и «Космос – 188» (СССР);
* 16 июля 1969 года запущен КА «Аполлон – 11» (США), который 21 июля достиг Луны. Осуществлена первая высадка людей на ее поверхность (Н. Армстронг, Э. Олдрин);
* 17 ноября 1970 года совершил посадку «Луноход – 1» (СССР); и начал работать на Луне. Это был первый в мире управляемый с земли самоходный полуавтоматический аппарат;
* 3 марта 1972 года запущен КА «Пионер – 10» (США) – первый КА, покинувший пределы Солнечной системы. 4 декабря 1973 года он пролетел на расстоянии 131 тыс. км. от Юпитера и провел с "близкого" расстояния, первые исследования этой планеты;
* 17 июля 1975 года проведена стыковка пилотируемых КК разных стран – «Союз - 19» (СССР, А.А. Леонов, В.Н. Кубасов) и «Аполлон» (США, Т. Стаффорд, Д. Слейтон, В. Бранд);
* 20 августа 1975 года запущен КК «Викинг – 1» (США), который впервые совершил успешную мягкую посадку на планету Марс 20 июля 1976 года и передал на землю телевизионное изображение марсианской поверхности.
Кратковременные полеты в космосе не позволяли проводить длительные эксперименты, поэтому были созданы новые космические сооружения больших размеров – орбитальные станции, к которым могут пристыковываться другие космические аппараты и корабли (для того чтобы привезти грузы, сменить экипаж, доставить результаты экспериментов на землю и др.)
Строительство орбитальных космических станций началось в конце 1960-х годов. Первые станции превышали обычные космические корабли своими размерами и массой всего в 3-4 раза. Первая в мире орбитальная станция-лаборатория «Салют» (СССР) выведена на орбиту 19 апреля 1971 года. Последующие («Мир», МКС) представляют собой более чем стотонные сооружения длиной в десятки метров. Станции собирают из доставляемых блоков (модулей) автоматически (автоматическая стыковка) либо с помощью экипажа (ручная стыковка). На станциях обеспечивается постоянное пребывание на борту человека (с периодической сменой экипажа, доставкой грузов, необходимого оборудования, научной аппаратуры и др.). В перспективе предполагается создание автоматических или посещаемых орбитальных станций на более высоких земных орбитах, на орбитах Луны и других планет нашей Солнечной системы (как предсказывал К.Э. Циолковский).
Первый грузовой корабль «Прогресс – 1» (СССР) 20 января 1978 года выведен на орбиту, 22 января в автоматическом режиме пристыковался к орбитальной станции «Салют – 6».

Новые технологии позволили создать многоразовые спускаемые космические аппараты с сохранением внешней формы одноразовых аппаратов (у которых торможение осуществляется у поверхности земли двигательной установкой или управляемым парашютом) и пилотируемые космические аппараты. Например крылатые спускаемые аппараты в форме планера – «спейс шаттл» (англ. Space Shuttle – космический челнок), «Буран».
Первый транспортный космический корабль многоразового использования спейс шаттл «Колумбия» (США) с экипажем (Дж. Янг, Р. Криппен) выведен на орбиту 12 апреля 1981 года; а 15 ноября 1988 года впервые в мире совершил беспилотный полет космический корабль многоразового использования «Буран» (СССР).
При общей внешней схожести проектов имеются и существенные отличия. Комплекс «спейс шаттл» нельзя применять для вывода на орбиту иных аппаратов, даже меньшей в сравнении с шаттлом массы. Шаттл садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому для него предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США. Комплекс «Энергия – Буран» позволял осуществлять вывод на орбиту не только кораблей многоразового пользования «Буран», но и другие полезные грузы (массой до 100 тонн).

Кабина орбитального корабля "Буран"

При возвращении на землю «Буран» входил в атмосферу и начинал гасить скорость (угол входа примерно 30 градусов, который постепенно уменьшался). Перед приземлением «Буран» осуществлял гасящий скорость корректирующий маневр (полет по нисходящей «восьмерке»), после чего шел на посадку. При посадке скорость составляла 300 км/ч, во время входа в атмосферу доходила до 25 скоростей звука (почти 30 тыс. км/ч).

Посадка многоразового беспилотного КК "Буран"

Посадка «Бурана» проходила в сложных погодных условиях, при сильном ветре, и продемонстрировала уникальность разработанной советскими учеными бортовой компьютерной системы, позволяющей вслепую, без участия человека произвести сложнейший маневр.

Тайна записной книжки

Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич родился в Киеве 25 декабря 1909 года (7 января 1910). Умер в Москве 28 ноября 2001 года. Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния», генерал-майор (1999). Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, под руководством которого создан орбитальный корабль (планер) «Буран», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда с 1975, лауреат Ленинской премии (1962) и Государственных премий СССР (1950, 1952).

В 1982 году, 30 июня был выведен на орбиту первый спутник - спасатель «Космос – 1383» (СССР) международной системы «Космос-Сарсат», который не только принимал сигналы бедствие (SOS), но и определял их координаты.
Двадцатого февраля 1986 года выведен на околоземную орбиту базовый блок советской (российской) орбитальной станции многоразового использовании «Мир» (масса с модулями 124,34 т); находилась на орбите до 23 марта 2001 года. На «Мире» побывало 28 основных экспедиций, 9 экспедиций посещения (105 космонавтов, в том числе 62 иностранных из 11 стран мира), выполнено более 22 тысяч экспериментов и исследований.

МКС с функционально-грузовыми модулями

Строительство в космосе Международной космической станции (МКС, lnternational Space Station, ISS) началось 20 ноября 1998 года. Международный пилотируемый орбитальный космический аппарат используется как многоцелевой исследовательский комплекс. Параметры орбиты: высота 410-460 км, наклонение 51,6 градусов. МКС имеет модельную структуру; сборка происходит путем последовательного присоединения к комплексу очередного модуля или блока, доставка на орбиту. Модули создаются странами – участниками проекта: Канадой, Россией, США, Японией и странами – членам Европейского космического агентства (НКА). Первый модуль МКС – «Заря» (Россия) выведен на орбиту в 1998 года, 20 ноября. Размеры МКС 109 на 80 на 38 м, объем его герметичных отсеков – 1140 м3, масса же составляла 445 т. МКС обеспечивает жизнедеятельность шести членов экипажа. Основная цель создания МКС – возможность проведения на станции экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полета (например, вакуума, космических излучений), а также исследований в области биологии, физики, астрономии, астрофизики, метеорологии и др.
Работы проводятся с помощью специального оборудования, расположенного, как правило, в специализированных модулях – лабораториях, часть оборудования для экспериментов (например, требующих вакуума) закреплена снаружи станции. По международному соглашению, станция состоит из двух интегрированных сегментов (российского и американского) и включает множество функционально-грузовых модулей.
Головной организацией по созданию российского сегмента и его интеграции с американскими являются российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева, по американскому сегменту – компания «Боинг».
В 1993 году Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании и современной эксплуатации морского космодрома (впоследствии проект назван «Морской старт от англ. Sea Launch). Смысл состоит в том, чтобы доставлять ракету носитель по морю на экватор, где имеются самые оптимальные условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года. В октябре 1993 года был успешно произведен первый коммерческий запуск. К апрелю 2009 года осуществлено 30 запусков, в том числе 28 успешных (один частично успешный и два неудачных).

Первый космический турист Д. Тито (США)

С 28 апреля по 6 мая 2001 года на кораблях «Союз ТМ – 32» (старт) и «Союз ТМ – 31» (посадка) совершал полет первый космический турист Д. Тито (США).
14 января 2005 года зонд «Гюйгенс» (Европейское космическое агентство) осуществил посадку на поверхность спутника планеты Сатурн - Титана.
Японский космический аппарат «Хаябуса» предназначенный для изучения астероида Итокава, был запущен 9 мая 2003 года. В июне 2010 года аппарат вошел в атмосферу Земли и сбросил спускаемую капсулу в районе полигона Вумера на юге Австралии. Сам аппарат сгорел в плотных слоях атмосферы. Капсула была доставлена в Японию, и ученые выяснили, что значительная часть собранных частиц состоит из олова. Частицы совпадают не только по содержанию но, и соотношению в них железа и магния с составом упавших метеоритов на землю . «Хаябуса» стал первым аппаратом, доставившим на землю образцы грунта астероида, и шестым автоматическим КА, доставившим внеземное вещество на землю – после – "Луны -16", "Луны -20", "Луны -24", Genesis и «Стардаст».

Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.
С.П. Королев
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.
Юрий Гагарин


Похожие записи:

Лэпбук "Космос" для подготовительной группы детского сада Тематическая неделя ко Дню космонавтики в детском саду Классификация нетрадиционных уроков Аппликация ко Дню космонавтики своими руками в детский сад

Похожие статьи:

Викторина ко Дню космонавтики с ответами, 8-9 класс

Библиотечный урок ко Дню космонавтики, 5 класс | Библиотечный урок по экологии, 5-6 класс
Опубликовано: 2238 дней назад (6 ноября 2018)
Просмотров: 2661
+42
Голосов: 42
Софья Владимировна Юхнина # 6 ноября 2018 в 19:38 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом посетила библиотечный урок "Вселенная становится ближе". Действительно, название публикации говорит само за себя, получив столько информации, которая грамотно выстроена, мы становимся ближе к космосу. Разработка достойная, качественно проиллюстрирована, заслуживает внимания коллег!
С удовольствием голосую за профессионализм, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 6 ноября 2018 в 21:14 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Очень интересный библиотечный урок. голос
Елена Викторовна Багрова # 7 ноября 2018 в 10:48 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте!
благодарю за приглашение на библиотечный урок "Вселенная становится ближе".
Очень интересный и познавательный материал, знакомит детей с историей освоения космоса.
Публикация грамотно оформлена.
Иллюстрации помогут детям точнее усвоить материал.
Голос. Успехов!
С уважением!!!
Ирина Николаевна Кириллова # 7 ноября 2018 в 15:05 +4
Здравствуйте, Инна Вячеславовна! Спасибо за приглашение на замечательное мероприятие. Было действительно интересно и познавательно, подобран богатый биографический материал о учёных, конструкторах, космонавтах. Вы на своих библиотечных уроках воспеваете историческое прошлое нашей страны, великое и могучее, даёте такую богатейшую информацию, качественную помощь коллегам. А дети непременно должны об этом знать и гордиться. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Наталия Александровна Ковтун # 7 ноября 2018 в 15:51 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! На Ваших библиотечных уроках можно получить много полезной и интересной информации. Старшие школьники на этом уроке узнают новое, открывают для себя темы, дающие возможность поразмышлять, сделать выводы и, конечно, такие уроки воспитывают у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, русских людей, её прославляющих.Спасибо! Голос!
Ольга Владимировна Перковская # 7 ноября 2018 в 16:14 +3
Замечательная информационная разработка, в которую уместилась целая эпоха в освоении и изучении космоса! Сама с удовольствием вспомнила многое, а кое-что узнала. Была 12 апреля в Москве в музее космонавтики и получила огромное удовлетворение. Ваш урок отправляю в копилку. Обязательно поделюсь с коллегами. Спасибо!
Валентина Николаевна Матвиенко # 7 ноября 2018 в 21:29 +10
Инна Владиславовна, спасибо за замечательный библиотечный урок! Вы приобщаете старшеклассников к великим страницам истории страны, знакомите их с гениальными учёными и конструкторами, космонавтами,которые прославили своё Отечество! Воспитываете у юного поколения чувство гордости за свою страну,чувство восхищения великими делами истинных патриотов России! Творческих успехов! Голос!
Галина Викторовна Языкова # 8 ноября 2018 в 12:58 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Яркие, насыщенные библиотечные уроки, которые развивают и обогащают.Интересная подача материала, великолепные иллюстрации.Такие мероприятия формируют у учащихся гордость за свою великую страну, за поступки и открытия.Там есть, чем гордиться, нам есть, что любить!Спасибо!
Ирина Николаевна Ступченко # 13 ноября 2018 в 17:50 +2
Яркий и насыщенный интересной информацией урок, заинтересует ребят и увлечёт в космический мир к звёздан и галактикам. Отличная работа. Голос!
Мира Симеунович # 18 ноября 2018 в 00:58 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! Вы представили интересный, важный для молодых людей библиотечный урок. Вы знакомите учащихся с жизнью и работой космонавтов, конструкторов, учёных. Таким образом, Вы расширяете их кругозор, воспитываете их познавательный интерес. Кроме того, прививаете интерес к книгам и журналам, в которых можно прочитать о великих людях, благодаря которым "Вселенная становится ближе". Примите голос!