Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час в 4-5 классе на тему: Насекомые

Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам о самых многообразных и многочисленных обитателях нашей планеты – насекомых. Вредные и полезные, опасные и необходимые, таинственные и знакомые…. Они живут рядом, они живут вокруг нас, они – всюду. Изучением насекомых занимается очень важная наука – энтомология. Насекомые обладают необыкновенным разнообразием форм, массой различнейших, сложнейших и таинственных приспособлений, разноликим образом жизни. Они способны обитать в почве, на земле, в воде, в воздухе. От насекомых зависит вся остальная органическая жизнь земли.
Несмотря на огромное количество фактов, множество теорий, колоссальную работу, которую ведут энтомологи, насекомые ещё продолжают оставаться для нас загадочными существами.
Классный час для учащихся 4 – 5 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к литературе.
Оборудование: Выставка книг и журналов о природе
Классный час "Видеть, слышать, чувствовать природу"

Насекомые – одни из самых древних животных на земле. Природу без насекомых представить просто невозможно. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень интересно.
В каждой бабочке или жучке или букашке отражается красота и богатство, бесконечное разнообразие мира насекомых. Они удивительны и привлекательны. Влияние на нашу жизнь насекомых очень огромно.
Остановитесь, оглянитесь вокруг…
Прекрасна и доверчива природа
Пока она жива наш долог век.
Она нас породила и согрела.
Будь милостив к природе, человек!
В.Викулов
Бархатница

Солнышко, небо и ветерок...
Бабочка села на нежный цветок.
Прикосновения ножек легки,
Крылья расправила, как лепестки.
О-о-о! Чудо случилось! Среди красоты,
Как волшебство, появились цветы!
...Я ближе красу разглядеть захотел,
Но самый прелестный цветок улетел!
Гвоздев В.


В семействе бабочек – бархатниц, обитающих в России, три сестры: галатея, мегера и воловье око. Галатея и мегера носят имена древнегреческих богинь, а их светло – коричневая сестра – просто воловье око.
У всех троих булавовидные усики и короткие передние ножки в бархатистых волосках. На передних крыльях заметны сильно вздутые жилки. По краям закруглённых крыльев расположены небольшие пятнышки, будто глазки. Эти пятнышки – глазки защищают бархатниц от врагов. Хищники принимают их за настоящие глаза, которые, как известно, устроены на голове, и пытаются схватить бархатницу за голову. Да не тут – то было. Летают бархатницы днём. Галатея и воловье око – с июня по август, мегера – с мая по сентябрь. Их можно встретить на лугах, на холмистых опушках. В горных долинах. Гусеницы бархатниц веретенообразные, зеленые или желтоватые, с продольными полосками. Питаются дикорастущими злаковыми растениями.
Бражник «Мертвая голова»

Быстрый Бражник с высоты
Не садится на цветы.
Он свой тонкий длинный нос
Применяет, как насос.
И нектар в ночном часу
Собирает навесу.

Самая крупная бабочка из семейства бражников. Размах её передних желтовато – бурых крыльев, похожих на орлиные, достигает 12 см. Задние, ярко – золотистые крылья с двумя серыми поперечными полосками, поменьше. Туловище толстое и широкое. На спине большое белое пятно, напоминающее череп. Из – за него бражник и получил свое страшное имя – «мёртвая голова». На самом деле это очень красивая , совершенно безобидная бабочка, отличающаяся от всех насекомых тем, что умеет пищать. Как же это у неё получается? А вот как. Когда бабочка втягивает хоботком воздух, тоненькая плёночка, что находится у неё в глотке, начинает дрожать и раздаётся писк. Бражник ещё и гудит. Тихое басовитое гудение исходит от его орлиных крыльев.
В наших краях «мертвая голова» встречается в июне – июле. На юге же летает до самой осени. И всегда в сумерки или ночью. Питается соком растений, но до того сладкоежка, что иногда преодолевает страх перед пчёлами и забирается к ним в ульи за мёдом.
В семействе бражников больше тысячи видов, в России обитает около 50. Самая знаменитая – «мертвая голова». И менее известные бражники: липовый, сосновый, сиреневый, тополевый, олеандровый, молочай. Их назвали так из – за гусениц, которые питаются в основном этими растениями. Гусеницы всех бражников рогатые. Только рог у них не спереди, а сзади. В случае опасности они приподнимаются и угрожают: не подходи, заколю. Бражники прилетают к нам издалека: одни с берегов Средиземного моря, другие из Северной Америки. Выводят у нас потомство и опыляют растения. Но бражников становится всё меньше, поэтому самые редкие из них, как «мертвая голова», занесены в Красную книгу России.
Шмелевидка

Бабочка из рода бражников. Очень похожа своим толстым теплом и окраской на шмеля. Прозрачные крылья оторочены тёмно – коричневой полоской. Как у всех бражников. Передние крылья длинные и узкие, а задние – короткие. В отличие от своих сородичей, летающих в сумерки, шмелевидка встречается днём. Питается нектаром цветов. Яйца откладывает на жимолости и на других из этого же семейства кустарниках. На них же кормятся и гусеницы шмелевидки. С виду они не больно приятные: многоногие и рогатые. Отпугивая своих врагов, они изгибаются как змейки и раскачиваются из стороны в сторону, будто готовятся к пряжку, чтобы укусить. Зимуют гусеницы в земле, в стадии куколок.
Дозорщик – император

Разрыв границ.. зависла над пространством,
Над водной гладью темной бирюзы..
Я наблюдаю за воздушным танцем
Самца большой зеленой стрекозы.
Сверкают крылья нежным перламутром.
Здесь красота прозрачна и остра.
Последним станет для кого-то утро,
Для мошки глупой, или комара..
Маневренен природный истребитель..
На миллиметре - мертвая петля.
Уже поймал.. Летит уже с добычей.
Как будто слышу - челюсти хрустят..

...И если повстречается с тобой
Такой же тип, из твоего сословья
Ты первый же начнешь воздушный бой.
И в воздухе, прозрачно-влажно-теплом
Вы будете друг другу крылья рвать,
Меж двух миров: воздушным или водным
В стремленьи небо, солнце отстоять.
Секунда-две, зализываешь раны.
С позором изгнан враг из бирюзы..
Виват тебе, дозорщик-император,
Самец речной зеленой стрекозы..
Тамара Крайнова


Эта стрекоза из рода «коромысло» выглядит, в самом деле царственно. У неё длинное изумрудное тело с голубым у самца и голубовато – зелёным у самки брюшком. Глаза крупные, сине – зелёные. Размах прозрачных крыльев – до 10 см. на ногах шипы. При полёте, когда дозорщик охотится, они служат ловушкой. Ни одно насекомое, на которого дозорщик решит напасть, из таких лап не вырвется.
Дозорщик постоянно патрулирует возле водоёмов. В воде и потомство выводят, откладывают яички на водные растения в стоячей или слабопроточной воде. Личинки развиваются от одного до двух лет. Они свирепые хищники. Едят всех живых существ, с которыми могут справиться, вплоть до головастиков мальков рыб. Добычу подкарауливают в засаде. Плавают, как реактивные снарядики, выталкивая воду из кишечника. В средней полосе превращение личинки в стрекозу происходит в августе, на юге – в мае. Стрекоза дозорщик – император становится редкой и нуждается в охране.
Черепашка

Клоп черепашка кусает пшеницу,
Была б клейковина – не стало её,
Не привлекает клоп даже птицу,
Воротит свой клюв от него.
Малину, шелковицу ешь не помыв,
Во рту вдруг почувствуешь вонь,
Значит, клоп на ягоде этой побыв,
Оставил черепашкин свой фон.


Клоп, по виду напоминающий маленькую черепашку. Размножается весной на пшеничных, ржаных и ячменных полях. В это же время усиленно питается, высасывая соки из стеблей, в результате растения погибают.
Черепашкины личинки различаются около двух месяцев. Когда зерно наливается, личинки и взрослые клопы перебираются на колосья. После клопиной работы зёрнышки сморщиваются и теряют силу. На следующий год многие из них, конечно, не взойдут. И мука из такого зерна в пищу не годится, потому что в ней не осталось ни белков, ни клейковины – все высосали черепашки.Осенью отъевшиеся молодые клопы – черепашки стаями отправляются на зимовку под опавшие листья, где провели холода их родители.
Листоед великолепный

Маленький, с полсантиметра в длину, жучок тёмно – изумрудного цвета с малиновым отливом. Ну, просто драгоценный камешек. Вот откуда прозвище «великолепный». Называют его также яснотковым, так как любимое его растение, где он кормится и выводит потомство, - яснотка. Она очень похожа на крапиву с белыми цветками. Кроме яснотки великолепный поселяется и на пикульнике – растении с красными цветками, из того же семейства яснотковых.
Жуки и личинки едят листья этих растений. Культурные растения не трогают. За несколько дней до окукливания гусеницы листоеда великолепного подвешиваются вниз головой и строят себе кокон.
Журчалки

Мухе красочной журчалке
И на солнышке не жарко,
Обожает пить нектар -
Всех цветов волшебный дар.
На осу она похожа
И жужжаньем схожа тоже:
С удовольствием жужжит -
Сходством очень дорожит!
Александр Лотошинский

Когда пчёлы, шмели и осы собирают нектар или пыльцу, они садятся на цветки и начинают исследовать их своими хоботками. Похожие на них мухи – журчалки, наоборот, часто подолгу висят в воздухе, прежде чем прицепиться. Они будто топчутся над цветком, одновременно как бы высматривая, есть ли чем поживиться.
Не только своим видом журчалки напоминают пчёл, ос и шмелей. Они и жужжат так же, и полакомиться любят сладким соком цветков. Но если присмотреться, то можно увидеть, что у журчалок всего два крыла, а не четыре, как у пчелиной породы. Да и образ жизни у них свой – мушиный. Они не строят гнёзда и не собирают нектар и пыльцу для выкармливания своего потомства. Яички откладывают на загнивающих растениях, в прибрежной грязи, на раненые, сочащиеся деревья.
Личинки почти всех видов журчалок – хищники. В течение 20 дней, пока они развиваются и становятся журчалками, уничтожают огородных тлей и других вредителей. Маскировка под ядовитых насекомых оберегает журчалок от птиц. Те редко их трогают, опасаясь получить укол. На самом же деле ни жала, ни яда у журчалок нет.
Не пыхтелка, не ворчалка,
А веселая журчалка
Прилетела на диванчик -
Золотистый одуванчик.
Крыльев тонких паутинка
И коричневая спинка,
Лапки черные в пыльце
И улыбка на лице.
Вутшик приближает ушко -
Не журчит чего-то мушка!
Почему же по весне
Ручейки журчат, и снег
Убегает, а в ночи
Колыбельная журчит?
И слыхала даже ванна,
Как вода журчит из крана.
Только мушка на лугу
Пьёт нектар и ни гу-гу!
Не жужжит и не журчит,
Не звенит, а лишь молчит!
Орехотворки


На дубах растут "орешки",
Яйцкладки самки меткой,
Ничего-то в ней и нет,
Неказиста, бурый цвет.
Но в "орешках"тех- личинка,
Для растений- паразитка,
Нет ни глаз, ни паутины,
И на вид очень противна.
Развиваясь не спеша,
Там проводит год она.
Лишь весной она выходит,
И опять"гнездо" заводит.
Антонина Тесленко


Ранней весной по дубам начинают бегать маленькие тёмные мушки с красными пятнами. Это вредители дубов – орехотворки. Они отыскивают ещё не раскрывшиеся почки снизу веток и откладывают в них яйца. На месте отложенного яичка образуется фиолетовый орешек – галл. В нём развиваются личинки. Если орешек вскрыть, из него выделяется чёрная жидкость, будто чернила.
А поздней осенью и в зимнюю оттепель по дубам ползают бескрылые самки корневой орехотворки. Они откладывают яички в верхние почки веток. Летом на этих ветках вырастают крупные розоватые, точно яблоки, многокамерные галлы. Из них выходят новые орехотворки и сразу же принимаются откладывать яйца в кору корней дуба. Некоторые орехотворки размножаются на клёне, шиповнике, розах. А есть и полезные орехотворки, потому что откладывают яйца в личинки сельскохозяйственных вредителей.
Помпил дорожный

Побеждает всех Помпил,
Паукам он так не мил,
А Помпил - это оса,
Так быстра и так стройна,
Нападет на паука,
Не спасется никогда,
А потом затащит в норку,
Для личинки на прокормку.
Та сьедает паука,
Потому что голодна.
Из личинок, как всегда,
Вновь получится оса.
Антонина Тесленко

В середине лета можно увидеть, как по сухой песчаной дорожке бегает, будто что – то вынюхивая, одинокая чёрная оса. Это помпил дорожный охотится на паука. Поймав, оса наносит ему укол – парализует. Обездвиженный, но живой, паук лежит в стороне. А оса копает норку в песке, чтобы его туда спрятать. Но ведь норку в один миг не выкопаешь. И помпил вынужден отрываться от работы, чтобы проверить, на месте ли добыча, не утащил ли её какой – нибудь разбойник – муравьишка или кто –то из родственников. Если обнаружится, что паука нет, помпил начинает всё сначала, то есть с охоты на нового паука. А если добыча на месте, оса докапывает норку, затаскивает в неё паука и откладывает на него яйцо. Затем норку забрасывает песком, а сверху ещё и маскирует сухими травинками и камешками.
После успешной работы помпил немножко отдыхает, прихорашивается и улетает на поиски другого паука.
Из отложенного яйца рождается личинка. Она питается заготовленной матерью пищей – пауком. А как его съест, сразу окукливается. Вскоре из куколки выходит взрослая оса – помпил дорожный.
Зеленоглазка

Уж больно у этой маленькой мушки красивое название – зеленоглазка. Так и хочется сказать о ней что – то хорошее. Она, конечно, симпатичная: светло – желтая, с чёрными полосками на спине, с большими ярко – зелёными глазами, меньше самой маленькой божьей коровки.
Встречается на лугах и полянах, поблизости от пшеничных посевов. Вот, пожалуй, и всё хорошее. А плохое то, что она вредитель культурных злаковых растений.
Весной зеленоглазка откладывает яйца в молодые побеги яровой пшеницы и ячменя. Скоро из них выходят мелкие желтовато – белые личинки и выедают зарождающийся колосок. Растение погибает. К концу лета из этих личинок рождаются новые зеленоглазки и откладывают яйца уже на озимые рожь и пшеницу. Перезимовавшие личинки превращаются в мух, и всё начинается сызнова. Для хлеборобов зеленоглазка – кость в горле.

Таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых…. Каждое насекомое в природе, оказывается очень интересным. Когда знакомимся с этими удивительными созданиями. Мы открываем для себя удивительный мир насекомых…

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!


Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие «Ваше украшение – волосы» для девочек 4-5 классов с презентацией Классный час «Зимние виды спорта», 3-4 класс Профориентационное занятие в 4 классе. Профессия: медсестра Классный час, 4 класс. Человек отражается в своих поступках
Библиотечный урок ко Дню Победы, 6-9 класс | Библиотечный урок для школьников 5-8 класса. Литературный музей
Опубликовано: 1542 дня назад (5 июля 2017)
Просмотров: 2273
Рубрика: Классный час
+51
Голосов: 51
Валентина Петровна Чурепкина # 5 июля 2017 в 20:36 +2
Интересный познавательный классный час для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы. Ваша работа ярко, грамотно оформлена. Голосую. Всего вам доброго! v
Фёдорова Ольга Олеговна # 6 июля 2017 в 10:14 +1
Интересный познавательный классный час
Валентина Николаевна Шелепова # 6 июля 2017 в 11:49 +1
Интересный познавательный классный час. Развивает любознательность и способствует наблюдательности. Спасибо.Голос.
Наталия Владимировна Варавина # 6 июля 2017 в 15:44 +1
С удовольствием ознакомилась с разновидностями насекомых. О некоторых узнала много нового. Детям, думаю, будет интересно на таком мероприятии. Спасибо, очень познавательно!
Ольга Васильевна Яковлева # 6 июля 2017 в 16:12 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. Очень интересный, полезный, познавательный материал. Узнала много нового. Прекрасное оформление! Творческих успехов! голос
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 6 июля 2017 в 18:10 +2
Замечательный,очень интересный и познавательный материал! Голосую ЗА!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 6 июля 2017 в 19:09 +2
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Мир удивителен и уникален, если человек наблюдателен. Это вам удалось доказать. Много полезной информации для детей, красочное оформление, стихи оставят свой след в детских душах. Удачи Вам в конкурсе.
Марина Геннадьевна Шабанова # 7 июля 2017 в 03:36 +2
Инна Владиславовна, очень интересный материал. Путешествие по миру насекомых даже для меня оказалось полным новых открытий, а что уж говорить о детках! Ярко, познавательно. Замечательно подобран иллюстративный ряд, а стихи! С удовольствием голосую. №9.
Снежана Анатольевна Колесникова # 7 июля 2017 в 08:01 +3
Столько нового узнала о насекомых! Кого раньше считала шмелем - оказывается бабочка, оса - муха-журчалка.
Написано все простым понятным языком. Такие мини -рассказы о насекомых свободно могут повторить не только ученики 4-5 классов, но и дошкольники.
Голос +++
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 июля 2017 в 14:34 +2
Замечательный материал! Хорошие иллюстрации! Успехов в творчестве!
Татьяна Николаевна Калина # 8 июля 2017 в 20:48 +3
Добрый день!
Хороший познавательный материал для любознаек- школьников. Отлично подобраны фотографии и художественное слово к ним. Ваше мероприятие поможет детям осознать значимость всех насекомых в мире природы, увидеть их красоту и хрупкость, а стихотворения восприятие сделают более глубоким и тонким. Не могу не отметить, оформление статьи было эстетическим и правильным, с удовольствием ознакомилась с работой.
Удачи в конкурсе и голос 12!
Наталья Сергеевна Иванова # 11 июля 2017 в 18:43 +1
С удовольствием голосую за интересный познавательный материал. Удачи Вам!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 13 июля 2017 в 06:05 +2
Добрый день,Инна Владиславовна! Спасибо Вам за приглашение на классный час "Видеть, слышать, чувствовать природу". Вы знакомите ребят с очень важной наукой – энтомологией.Насекомое -это важное звено огромной экологической цепи.Интересна и мне понятна цель,которую Вы ставите-через литературу,стихи заинтересовать ребят и знакомить с этим необыкновенным и красивым миром.В Задачи я бы вставила слово насекомые,ведь именно им посвящен Ваш классный час.Спасибо за Ваш труд! Желаю Вам новых достижений! Голосую!
Юлия Владимировна Вафина # 18 июля 2017 в 20:22 +2
Инна Владиславовна, классный час "Видеть, слышать, чувствовать природу"очень интересный материал. Яркое,захватывающие, познавательное путешествие. Замечательно подобран иллюстративный ряд и стихи! С удовольствием голосую.
Ольга Валентиновна Шейко # 24 июля 2017 в 10:59 +2
Познавательный классный час, интересная тема, яркие иллюстрации. С удовольствием голосую!
Валентина Николаевна Шелепова # 1 августа 2017 в 10:45 +2
Очень интересный и познавательный классный час. Творческих успехов. Голос.