Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок ко Дню Победы, 6-9 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Наша авиация развивалась удивительно быстро. Гордые крылья нашей страны создавали тысячи людей. Всего за несколько десятилетий она прошла от неуклюжих, похожих на воздушных змеев «этажерок», с трудом отрывавшихся от земли и не рисковавших вылететь за пределы аэродрома, до мощных машин, штурмующих небывалые высоты и скорости. Имена выдающихся авиаконструкторов и летчиков стали легендарными, их открытия и подвиги навсегда вписаны в историю отечества…. Библиотечный урок для учащихся 6 – 9 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы об авиации.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о авиации, познакомиться с именами выдающихся авиаконструкторов и летчиков стали легендами. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с
Историей авиации, о том, как она удивительно быстро развивалась
Оборудование: Выставка книг об авиации, выдающихся авиаконструкторах и летчиках
Библиотечный урок «Небо зовет…»

Издавна люди хотели летать,
В неба глубокую синь воспарить.
Что же – сбылась голубая мечта,
Можем мы крылья отныне дарить,
Хоть и не перья в тех крыльях, а сталь.
Но для того, чтоб рассечь облака,
Сердце должно быть бестрепетным, стать
Взор очень острым и твердой рука.
Нынче ж восславим немногих людей,
Кто эти крылья стальные надел!
Иван Кожедуб: Верность отчизне

Из всех летчиков СССР и других стран, воевавших против фашистской Германии и ее союзников, самый большой боевой счет был у нашего аса Ивана Кожедуба – 62 сбитых вражеских самолета. При этом его самого не сбивали ни разу, хотя нередко истребитель Кожедуба возвращался на аэродром сильно поврежденным.
Побеждать Кожедубу помогало высокое летное мастерство.

Иван Кожедуб возле Ла-5 ФН
Машиной он мог управлять даже с закрытыми глазами. Каждое его движение было доведено до автоматизма, ведь в бою все решают доли секунды. Кроме того, Кожедуб был настоящим воздушным снайпером – он всегда стремился атаковать первым и мог поразить цель на расстоянии 200 – 300 метров из любого положения самолета.
Будущий ас родился в 1920 году в бедной крестьянской семье. Он был пятым ребенком – самым младшим. С детства его приучили трудиться и ничего не бояться. А способы такого воспитания были самые простые. Например, когда Ване исполнилось пять лет, отец начал посылать его ночью, сторожить сад. Позднее сын спросил, к чему это: воров не было, а если бы даже что то и случилось, какой прок от такого сторожа? «Приучал тебя к испытаниям», ответил отец.
После окончания семилетки Ваня поступил в химико – технологический техникум, начал заниматься в аэроклубе. В 1940 году его приняли в военное авиационное училище. «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость», - вспоминал Иван Никитович.
Когда началась Великая Отечественная война, Кожудуб, работавший инструктором в летном училище, попросил направлять его на фронт, но попал он туда только осенью 1942 года, а первый боевой вылет совершил 26 марта 1943- го на самолете Ла – 5. Получилось не очень удачно: в воздухе летчик столкнулся с опытными немецкими асами, самолет Кожедуба был прошит пушечной очередью. От верной гибели Ивана Никитича спасла бронированная спинка кресла пилота, а его «Лавочкин» еле дотянул до аэродрома.
Но с каждым полетом крепла уверенность в своих силах: 6 июля 1943 года Кожедуб открыл боевой счет – сбил пикировщик «Юнкерс – 87», на следующий день вогнал в землю еще одного врага, а 9 июля уничтожил сразу два фашистских истребителя.

К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 немецких самолетов.
В феврале 1944 года за мужество и воинскую доблесть ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Однажды летчики полка, в котором воевал Кожедуб, встретились в небе с необычными немецкими самолетами. Вооруженные до зубов «мессеры» были разрисованы драконами и другими устрашающим зверьем. Лучшие германские асы из эскадры «Мельдерс» считали эти картинки дополнительным психологическим оружием. Но у наших летчиков нервы были крепкие, и они начали бить «драконов» с первой, же встречи. Поединок окончился в пользу краснозвездных истребителей, а Иван Кожедуб за 10 дней напряженных боев сбил 11 размалеванных вражеских машин.
К середине 1944 года гвардии капитан Кожедуб довел счет сбитых врагов до 48 и был награжден второй медалью «Золотая Звезда», а к концу войны он сбил 62 немецких самолета. Это официальная цифра. На самом деле, по мнению военных историков, побед было больше. Но Кожедуб никогда не записывал на свой счет сбитый самолет, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал об этом.
В августе 1945 года гвардии майор Иван Кожедуб стал трижды Героем Советского Союза. В послевоенное время он окончил две академии, командовал истребительной авиационной дивизией, работал в Министерстве обороны СССР. В 1985 году Кожедубу было присвоено звание Маршала авиации.
Тайна записной книжки
Подвиг Гастелло: совершить невозможное

Под крыльями бой на речном берегу.
Фашистские танки. Пехота.
Взвились «мессершмитты».
И он по врагу
Ударил из всех пулеметов.
Не скрыться пиратам в глуши облаков,—
Не зря с эскадрильей летел он.
Пускай они помнят — уйти нелегко
От пуль капитана Гастелло.
Уже загорелся один «мессершмитт».
К другому — крутым разворотом…
Но что это?..
Вражьей зениткой пробит
Бензиновый бак самолета…
Слепящего пламени вздыбился вал
И с дымным смешался туманом;
Но крепко рука его держит штурвал,
И зорки глаза капитана.
Прыжок?..
Это значит, что плен впереди,
Что сдался орде оголтелой…
Нет, враг просчитался,—
есть выход один,
И только один, у Гастелло:
Вниз!
К вражеским танкам,
к цистернам,
винтом
На черные вражьи колонны…
На них самолета пылающий ком
Он бросил рукой опаленной.
Она еще держит горящий штурвал,
И землю глаза различают.
Сейчас забушует там огненный шквал,
Победу его возвещая.
И если бы несколько жизней имел,—
За родину отдал бы смело…
И громом неслыханным
взрыв прогремел…
И вечною славой — Гастелло.
Людмила Попова


Золотой строкой в боевую летопись нашей авиации вписан подвиг командира эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка капитана Н.Ф. Гастелло и членов экипажа его самолета – лейтенантов А.А. Бурденюка, Г.Н. Скоробогатого и старшего сержанта А.А. Калинина.

Капитан Н.Ф. Гастелло и члены экипажа его самолета – лейтенант А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатов и старший сержант А.А. Калинина.
Это произошло 26 июня 1941 года. При выполнении боевого задания, когда самолет Гастелло, отбомбившись, уходил от цели, вражеский снаряд пробил бензобак. Огонь мгновенно охватил машину. Сбить пламя не удалось. Покинуть бомбардировщик означало оказаться в руках фашистов. Мужественная четверка решила погибнуть, но при этом нанести врагу как можно больший урон. Командир направил пылающую машину в скопление немецких танков и бензоцистерн.

Капитану Николаю Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза, члены его экипажа награждены орденами посмертно. Их подвиг в ходе войны наши летчики повторяли многократно.
Гроза «мессеров»: Ла -5

Западные специалисты сравнили самолеты всех стран, участвовавших во Время мировой войне, и назвали Ла – 5 лучшим фронтовым истребителем. Не зря в специальной инструкции для фашистских летчиков было записано, что Ла – 5 – очень опасный противник, превосходящий в маневренном бою лучшие немецкие истребители «Мессершмитт – 109» и «Фокке – Вульф – 190».
Создали этот замечательный самолет в конструкторском бюро Семена Алексеевича Лавочкина. Он развивал скорость до 634 км/час. Мог забраться на высоту более 10 километров, имел дальность полета 930 километров. Истребитель был вооружен двумя пушками и мог нести 100 килограммов бомб.
На Ла – 5 и на его усовершенствованной модели Ла – 7 одержал большинство своих воздушных побед трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб.
Алексей Маресьев: упорство и воля

Рождает Родина героев,
Коль нашу землю топчет враг,
Они, прикрыв ее собою,
Не отступают ни на шаг…
И летчики сражались смело,
Срывая вражеский налет,
Их сила духа без предела,
Они ее берут в полет.
У Алексея первый вылет,
Удар по технике врага,
На бреющем фашистов били,
Не дрогнула его рука…
Под Старой Руссой в жесткой схватке
Был самолет его подбит.
Мотор заглох, и нет площадки,
Но хорошо, что не горит.
Упал на лес, сбивая сучья,
В куски распался самолет,
Вот он, особый этот случай,
Когда остался жить пилот…
Как он прополз те восемнадцать
Голодных выстраданных дней?
Как телу трудно подниматься,
Но сила воли все ж сильней…
Врачи его смотрели долго
И вывод сделали один…
Лишь сила воли, чувство долга
Его оставили живым.
Взяв костыли, стал двигать ноги -
Как трудны первые шаги!
Учителя уж больно строги,
А в помощь только две руки.
«Я должен быстро научиться
Ходить и двигаться, как все.
Иначе в воздух не пробиться,
А без полетов трудно мне».
И он с упорством, силой воли
Тренировался каждый час.
Хотя в душе стонал от боли
И падал на пол много раз…
И доказал, что и в протезах
Готов на фронте воевать,
В ногах его теперь железо,
Лишь нужно им повелевать.
А жарким летом в сорок третьем
Попал на Курскую дугу,
Друзей своих на фронте встретил
В гвардейском боевом полку.
По восемь раз за день взлетали,
Громили, разрывая строй,
И в небе пушки грохотали,
Здесь каждый миг – смертельный бой!
И вот однажды, тем же летом
К ним в полк приехал Полевой,
Проговорили до рассвета
О буднях жизни боевой.
Он рассказал, как жизнь сложилась,
Почти что спал, закрывши веки…
И вскоре «Повесть…» появилась
О Настоящем Человеке!
Черников В. П.
Отрывок из «Поэмы о настоящем человеке»


Лейтенант Алексей Маресьев воевал на Северо – Западном фронте. На его счету было четыре воздушных победы. В начале апреля 1942 года истребитель Маресьева был сбит над территорией, захваченной врагом. Тяжело раненный летчик сумел посадить поврежденную машину в дремучем лесу далеко за линией фронта. Ступни обех ног у него были раздроблены, и все же он решил добраться до своих. Каждый шаг причинял неимоверную боль, но Маресьев шел и шел вперед, а когда сил совсем не стало, перекатывался с боку не бок.

Восемнадцать суток провел он в заснеженном лесу, каждую минуту рискуя нарваться на фашистов. Еле живого летчика обнаружили деревенские мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым, а когда о раненом летчике узнало наше командование, за ним прислали самолет. Маресьева отправили в московский госпиталь. Из – за начавшейся гангрены врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги.
Еще в госпитале Алексей начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. В начале 1943 года он прошел медкомиссию и добился отправки на фронт. «Второе рождение» истребителя произошло в небе над Курской дугой: 20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами противника Маресьев сбил сразу три вражеских «Фокке – Вульфа – 190».
Слава о летчике, который после тяжелого ранения лишился обеих ног, но благодаря своему упорству и силе воли сумел вернуться в боевой строй, разнеслась по всему фронту. Алексею Маресьеву 24 августа 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов врага.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, вышла книга писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой было рассказано о подвиге Алексея Маресьева (автор изменил только одну букву в фамилии героя – в повести он назван Мересьевым). В 1948 году по этой книге режиссер Александр Столпер снял кинофильм. Говорят, что Маресьеву даже прилагали самому выступить в главной роли, но он отказался, и в киноленте эту роль замечательно сыграл известный актер Павел Кадочников.

Тайна записной книжки
«Ни одна русская бомба никогда не упадет на столицу рейха», - заявил командующий фашистской авиацией Герман Геринг. Уверенности ему добавляло то, что наши боевые самолеты в первые же месяцы войны оказались за многие сотни километров от Германии. Но советское командование решило использовать для ударов по Берлину аэродром, расположенный на острове Эзель (ныне – Сааремаа) в Балтийском море. До немецкой столицы от него 900 километров. Маршрут сложнейший, поэтому для выполнения задания были отобраны самые опытные летчики.
В ночь на 8 августа 1941 года 15 дальних бомбардировщиков ДБ – 3Т под командованием полковника Е.Н. Преображенского тремя группами стартовали с островного аэродрома. До цели дошли пять самолетов. Они нанесли по Берлину первый удар. Остальные сбросили бомбы на запасные цели. Все наши машины вернулись на базу.
В следующую ночь Берлин атаковали уже 12 советских бомбардировщиков ДБ – 3Ф. налеты продолжались почти месяц. Наши самолеты умело преодолевали зенитные заслоны, отбивали атаки фашистских истребителей. За участие в этой операции пятерым советским летчикам было присвоено звание героя Советского Союза.
Дальние бомбардировщики ДБ – 3Т и ДБ – 3Ф хорошо послужили в годы войны. Они бомбили вражеские цели не только в тылу врага, но и в прифронтовой зоне: переоборудованные в торпедоносцы, охотились за немецкими кораблями и подводными лодками. Эти двухмоторные машины были созданы в конструкторском бюро С.В. Ильюшина. С 1942 года им присвоили другое наименование, по имени конструктора, - Ил – 4. Один из таких самолетов – ветеранов сегодня можно увидеть в Москве на Поклонной горе в центральном музее Великой Отечественной войны.
Штурмовик Ил – 2

Этот самолет в Великую Отечественную наши солдаты прозвали летающим танком, а немцы – черной смертью. Для того времени бронированный штурмовик Ил – 2 был настоящим супероружием: скорость – 550 км/час, две пушки, три пулемета, 600 килограммов бомб. Восемь реактивных снарядов. Одним залпом он мог уничтожить несколько вражеских танков, смести с лица земли все объекты на площади, равной половине футбольного поля. Такого самолета не было ни у одной армии мира. Когда в небе появлялась «черная смерть», экипажи фашистских танков выскакивали из машин и разбегались.
Создатель этого самолета – конструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Вначале Ил – 2 был одноместным, а потом у штурмовика появилась вторая кабина со стрелком, который мог отбивать атаки вражеских истребителей.

В истории Великой Отечественной войны немало страниц, рассказывающих о подвигах летчиков – штурмовиков. Во время Московской битвы 1941 года мастера пушечного огня и бомбового удара из 65-го штурмового авиационного полка только за один день уничтожили 80 немецких танков. 180 автомашин и более двух батальонов пехоты, то есть почти целую дивизию вермахта. Хорошо поработали «Илы» и под Сталинградом, на Курской дуге, в небе Берлина.


Рекомендуем посмотреть:

Проект для 6 класса. Никто не забыт, ничто не забыто Внеклассное занятие ко Дню Победы с презентацией для 5 - 9 класса коррекционной школы Творческий проект ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, 7 класс Сочинение к 9 мая, 7 класс. Ветеран в моей семье

Похожие статьи:

Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс

Классный час про насекомых для школьников, 4-5 класс | Классный час в 4-5 классе на тему: Насекомые
Опубликовано: 2698 дней назад (4 июля 2017)
Просмотров: 2413
+33
Голосов: 33
Фёдорова Ольга Олеговна # 4 июля 2017 в 20:44 +1
Память о тех страшных днях должна жить..Прекрасный урок.
Елена Борисовна Жданова # 5 июля 2017 в 07:29 +5
Великая Отечественная война коснулась каждую семью в нашей стране. Такие патриотичные уроки нужны подрастающему поколению современной молодежи, а мероприятия сделанные качественно нужны вдвойне. Вы молодец! Материал интересный, лаконичный, правильно структурированный. Думаю, что ребятам было интересно и важно услышать о той войне в формате истории авиации и подвигов наших летчиков. Удачи вам!
Светлана Алексеевна Боброва # 6 июля 2017 в 20:12 +3
Спасибо за интересный материал. Как известно, подростки мало читают о войне, не смотрят "старые" фильмы, а о подвиге наших отцов и дедов знать нужно. Рассказы о героях-летчиках тех времен, история авиации многих не оставят равнодушными. Информация будет полезна для уроков мужества не только в среднем звене, но и в старших классах.