Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в средней группе по теме «Птицы зимой»

Конспект НОД в средней группе по теме «Птицы зимой»
Автор: Степанова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 83», г. Череповец.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».

Цель: Продолжать обогащать знания детей новыми сведениями, способствующими расширению представлениям об объектах живой природы.

Задачи:
1. расширить знания детей о жизни птиц зимой, их внешнем виде, повадках, питании;
2. познакомить детей с новым приемом лепки – смешивание двух исходных цветов, с целью получения более выразительного цвета;
3. учить лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (бисер – глазки, семечки – клюв, спички – ножки);
4. развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и пропорции;
5. развивать память, наблюдательность, творческие способности, фантазию; усидчивость, аккуратность;
6. обогащать словарный запас детей, развивать речь;
7. воспитывать интерес к природе, любовь к птицам, вызывать желание помогать зимующим птицам.

Материалы, оборудование: плакат «Зимующие птицы», картинки с изображением птиц, украшение группы – декорация зимнего парка (заснеженные деревья, сугробы, елочки, фигурки птиц), пластилин, досочки, стеки, салфетки, дополнительный материал (бусинки, спички, семечки), музыка.

Организационный момент: воспитатель приглашает детей в круг – проводится ежедневный ритуал – минута вхождения в день «Доброе утро» (каждый ребенок, шепотом на ушко, произносит соседу «Доброе утро». А затем, девочки все вместе желают мальчикам – «Доброе утро, мальчики». Мальчики желают девочкам – «Доброе утро, девочки».) Воспитатель желает детям хорошего и интересного дня. Узнает у детей, какой сегодня день недели, число, месяц.

Воспитатель: - Я хочу прочитать вам стихотворение русского поэта Сергея Есенина. А вы постарайтесь догадаться, о чем это стихотворение, о каком времени года? Тогда вы поймете, на какую тему будет наша беседа сегодня.

Предложить детям сесть на стульчики.

Звучит музыка – шум ветра, метель.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Воспитатель: - Ребята, кто догадался, о каком времени года идет речь в стихотворении? А о ком нам рассказывает поэт, кому трудно живется?
Выслушать ответы детей. Уточнить, что речь пойдет о жизни птиц зимой.

Воспитатель: - Прежде чем говорить о жизни птиц зимой, я бы хотела узнать: А любите ли вы зиму? Боитесь ли вы морозов? А, может быть, вы не любите снег? Выслушать ответы детей. Сделать вывод.

Воспитатель: - Чем вы любите заниматься зимой? Как играть? Расскажите мне о «зимних забавах».
Выслушать ответы детей. Прокомментировать.

Дети: - Можно кататься на лыжах, на санках, на коньках. Играть в хоккей. Строить снежные крепости, лепить снеговиков и т.д.

Воспитатель: - Ребята! Мы с вами выяснили, что далеко не всем так весело и хорошо зимой. Нас окружают живые создания, которым сейчас не до веселья. Они всю зиму сражаются с морозами и снегом, чтобы выжить. Вы, конечно же, догадались, о ком я говорю?
Ответы детей.

Дети: - Да. Это птицы.

Воспитатель:  - Правильно. Очень трудно приходится зимой птицам. Но самое страшное для них не холод (у них к зиме вырастает подпушка под перышками), а голод (снегом заметает корм).
Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы? Где птицы могут добывать себе корм в природе?

Дети: - Ягоды на деревьях и кустарниках, семена многолетних травянистых растений, семена клена, ясеня.

Воспитатель: - Ребята! А вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?

Дети: - Да, конечно.

Воспитатель: - Произносим заклинание: «Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись».

Звучит музыка. Любование зимним пейзажем. Группа украшена - "Зимний парк".

Воспитатель: - Посмотрите, какая красота кругом. Ребята, а здесь много птичек. Жаль, что они поют, не так весело, как летом. А почему, как вы думаете?
Ответы детей. Комментарии воспитателя.

Воспитатель: - Я хочу загадать вам загадки, когда вы назовете ответы, то узнаете, какие птицы остаются у нас зимовать. И, конечно же, скажите, как их можно назвать одним словом.

Дети: - Это зимующие птицы.

Загадки:

С желтой грудкой эта птичка,
А зовут ее – СИНИЧКА.
(желтая грудка, черная шапочка, белые щечки)

Воспитатель: - А вы знаете, что она любит есть? Да, они любят зернышки, крошки. А самое любимое лакомство – сало, семечки. А кто-нибудь из вас слышал, как поют синички? (Си-си-си…)

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это – СНЕГИРИ.

Воспитатель:- Красавец снегирь появляется с первым снегом. Примета – если заметили снегиря – значит пойдет снег. А что он любит есть?
Ответы детей.

Воспитатель: - Да, он любит клевать ягоды рябины, калины, семена ясеня и клена, семечки. Снегири тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Они прилетают к нам с севера.

Чик-чирик! За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? ВОРОБЕЙ.

Описание воробья – ответы детей, чем питается.

Воспитатель: - Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры. Любят выхватывать из-под носа синички ее семечки. Воробышки держатся стайкой. Любят кушать семечки, хлебные крошки, крупу.

Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Каркунья хрипловатая. ВОРОНА.

Воспитатель: - Прилетают зимой из леса. Днем летают по городу, а вечером садятся на ветки деревьев и засыпают до утра. Умные, осторожные, ходят вперевалочку. Они всеядные. Едят очистки, остатки пищи, зерна ягоды.

Верещунья – белобока,
А зовут ее СОРОКА.

Какая она? Что ест? - ответы детей.

Воспитатель: - Крупная птица с красивым черно-белым опереньем. Сороки предпочитают перепрыгивать с места на место. Любят блестящие вещи и прячут их в своих гнездах. Она как синичка любит несоленое сало.

Посмотрите-ка вокруг
Он с утра воркует тут.
Он позвал своих друзей.
Это стайка ГОЛУБЕЙ.

Воспитатель: - Они почти не боятся людей. Серые, белые, пестрые. Их много в парках, у магазинов – крошки, семечки, зернышки они очень любят.

Воспитатель: - Как много разных птиц мы увидели в парке. Ребята, они всю зиму проводят у нас в городе, в парках. Как их можно назвать одним словом, раз они зимуют у нас? Правильно, зимующие птицы. Ребята, а вы поняли, что птичкам очень не просто приходится зимой? Если не помочь им, они начнут гибнуть от холода и голода. Что же делать? Как им помочь?
Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, а давайте споем песенку «Маленькая птичка».
Звучит песня в исполнении детей.

Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша прогулка, пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись». Вот мы снова оказались в нашей теплой, светлой и уютной комнате. Давайте снимем скорее теплую одежду. Ой, что это, ребята, вы слышите? Кто-то очень грустно чирикает. Где же это?
Воспитатель находит кормушку, а в ней один воробушек.

Воспитатель: - Почему же он один, наверное, он отстал от своей стайки. Он даже зернышки не клюет, почему?
Ответы детей.

Воспитатель: - Да, ребятки ему грустно и страшно одному. Мы с вами можем ему помочь. А как?
Ответы детей. Детям предлагается занять свои места за столиками.

Воспитатель: - Давайте, слепим из пластилина воробушков, тогда мы поможем нашему пернатому гостю.
Показ технологической карты «Лепка воробья», объяснение.Объяснение способа смешивания двух цветов. Поэтапное объяснение, как лепить воробья. Выполнение лепки детьми. Оказание детям необходимой помощи. После выполнения работы детьми провести оценку. Размещение воробьев на кормушке.

Воспитатель: - Теперь нашему гостю – воробью стало хорошо и весело!
Подведение итогов: что узнали нового, что было трудно, чему научились.

Воспитатель: - Ребята, мы узнали очень много нового о зимующих птицах, трудностях с которыми они сталкиваются. А главное, мы знаем, как помочь зимующим птицам. Правильно, мы сделали кормушки и повесили их на территории детского сада. И наша задача не забывать класть туда корм. И тогда наши птички перезимуют, а летом порадуют своими песенками.

Нашу беседу мне хотелось бы закончить стихотворением Александра Яшина:

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Рекомендуем посмотреть:

Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото Конспект НОД в старшей группе из серии: Зимующие птицы Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» Классный час на тему "Птицы зимой", 1 класс

Похожие статьи:

Рассказ про воробья, 1-2 класс

Рассказ про ворону, 1-2 класс. Окружающий мир

Опубликовано: 3726 дней назад (9 февраля 2014)
Просмотров: 7251
+7
Голосов: 7
Наталья Валентиновна Черникова # 9 февраля 2014 в 20:28 +1
Замечательный конспект занятия!Много познавательного материала по обогащению у детей знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках.Уделено большое внимание воспитанию заботливого отношения к птицам.Интересная идея очутиться в зимнем парке,прогуляться и понаблюдать за птицами, а затем вернуться в группу.Продуманы переходы от одного вида деятельности к другому.Продуктивная деятельность  тоже отлично вписалась в структуру занятия.Дети слепили воробушку друзей.Опять же оказали помощь.Мне очень понравилось.
Наталья Геннадьевна Степанова # 9 февраля 2014 в 21:04 0
Спасибо, Наталья, за такой подробный комментарий к моему занятию. Очень рада, что вам понравилось.
Ирина Юрьевна Хохлова # 10 февраля 2014 в 14:07 +1
Замечательный конспект. Много полезного материала. Голос!
Наталья Геннадьевна Степанова # 10 февраля 2014 в 14:26 0
Спасибо!
Светлана Вячеславовна Котляр # 11 февраля 2014 в 23:33 +1
Хороший конспект, очень понравились загадки про птичек. Подробно рассказывается  о жизни птиц зимой, а главное, у детей в ходе занятия возникает желание помогать зимующим птицам. Минута вхождения в день «Доброе утро» - замечательная идея! Голосую с удовольствием!
Наталья Геннадьевна Степанова # 11 февраля 2014 в 23:38 0
Светлана, спасибо за голос и комментарий! Рада, что вам понравилась моя работа.
Юлия Васильевна Иванова # 3 марта 2014 в 21:16 +1
Наталья Геннадьевна, молодец! Все очень доступно и продуманно. Детям такие занятия всегда интересны, даже в старших группах.Беру себе на заметку.
Глафира Григорьевна Соловьева # 3 марта 2014 в 22:59 +1
Очень хорошее интегрированное занятие! Коротко и ясно о многих птицах. Хорошо, что учите детей заботиться о наших пернатых друзьях! Мне понравилось!
Ольга Михайловна Подгорных # 12 августа 2017 в 10:14 0
интересно, познавательно и актуально!+1