Развитие речи ребенка 5-6 лет. Конспект родительского собрания в старшей группе
Автор: Колесникова Светлана Александровна.
Должность: Воспитатель. МКОУ «Березовская СОШ им Героя Советского Союза Г. А. Рубцова» структурное подразделение детский сад с. Березовка Аннинского района Воронежской области
Назначение: Конспект предназначен для воспитателей детских садов в помощь при проведении родительских собраний.
Цель: Привлечь внимание родителей к вопросу развития речи и ее значении во всестороннем развитии ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста, а так же с методами и приемами ее развития.
- Познакомить родителей с речевыми играми, способствующими развитию речи.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Литература:
- Л. В. Минкевич «Родительские собрания в детском саду».
- О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М. 2002г.
- Комратова «Учимся говорить правильно».
- Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая «Ребенок и книга»
- Г.П.Федорова «На золотом крыльце сидели/ игры, занятия, частушки, песни, потешки». СП.2000г.
Материалы: Речевые игры, упражнения, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, скороговорки и чистоговорки, а также пальчиковые игры и физкультминутки с речевым сопровождением. Мнемотаблица для заучивания стихотворения.
Предварительная работа: Анкетирование родителей (Приложение 1)
Ход собрания
Добрый вечер, наши уважаемые родители. Я рада приветствовать вас всех на этом собрании. Наше собрание посвящено проблеме развития речи у наших детей. Почему я решила обратить ваше внимание на эту проблему?
Речь – это форма общения людей. При недостаточно развитой речи это общение затрудняется. Нарушения речи сказываются на характере и поведении ребенка. Ребенок с речевым дефектом становится неуверенным в себе, замкнутым и раздражительным. А хорошо, и правильно развитая речь способствует успешному дальнейшему обучению в школе. Поэтому очень важно создать у ребенка интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи. Мы знаем, что развитие речи оказывает большое влияние на развитие мышления. С помощью речи ребенок осваивает нормы поведения, а это способствует нравственному воспитанию. Таким образом, мы видим, что овладение родным языком, правильной, грамотной речью необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
Мы проводили анкетирование, и оно показало, что многие родители дома занимаются с детьми в основном разучиванием стихов и скороговорок. Некоторые пытаются учить буквы и слоги. Совсем единицы пытаются научить своего ребенка читать до поступления в первый класс. Также некоторые родители признаются, что у них недостаточно знаний и опыта, чтобы грамотно заниматься со своими детьми. А у некоторых родителей вообще недостаточно времени, чтобы просто позаниматься и поиграть со своим ребенком. Поэтому основная нагрузка по развитию речи ребенка ложится на детский сад.
В нашем детском саду работа по развитию речи детей осуществляется в разных видах деятельности. Это общие занятия с группой, индивидуальная работа с каждым ребенком, в режимных моментах, а также в игровой и продуктивной деятельности. Для этого я использую различные формы и методы. Это речевая гимнастика, речевые и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковые игры с речевым сопровождением, театральная деятельность, мнемотехника, а также чтение стихов, сказок, потешек и прибауток.
С некоторыми играми я хочу вас сегодня познакомить.
1.
Игра «Опиши предмет». Ребенок описывает какой ни будь предмет, игрушку используя при этом как можно больше слов. (Например: это мячик круглый, красный, большой, резиновый, красивый).
2.
Игра «Последнее слово». Игру описанную выше можно слегка изменить. Если игроков много, то каждый называет признак предмета по очереди и побеждает тот, кто скажет свое слово последним.
3.
Игра «Один – много». (Дом – дома, куст – кусты, мяч – мячи, гриб, грибы)
4.
Игра «Родители и дети». (Кот-кошка-котенок, лошадь- жеребец-жеребенок, мышь-мышка-мышонок, заяц-зайчиха-зайчонок, бык-корова-теленок, баран-овца-ягненок, лис-лиса-лисенок, волк-волчица- волчонок, свинья-хряк-поросенок)
5.
Игра «Предлоги» (На столе-под столом-около стола)
6.
Игра «Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек или пакет положить мелкие игрушки, ребенок опускает в мешочек руку и наощупь пытается отгадать предмет и описать его.
7.
Игра «Скажи наоборот». (Большой – маленький, высокий – низкий)
Все это и многие другие игры для развития речи вы можете использовать дома для игры с ребенком.
Также хочется посоветовать
несколько упражнений на развитие дыхания.
1.
«Дуй на свечу». Сначала нужно дуть с силой, чтобы она погасла. Затем стараться дуть с такой силой чтобы огонь колебался, но свеча не гасла.
2.
«Греем руки». Набрать воздух в легкие через нос, пауза, выдыхать через рот на озябшие руки.
3.
«Мыльные пузыри». Эта игра хорошо способствует развитию дыхания.
4.
«Надувание воздушных шариков.
Педагоги в детских садах часто сталкиваются с такой проблемой речи у детей, как трудности с составлением рассказа и пересказыванием текста. Диагностика выявила, что лишь 7% дошкольников могут самостоятельно составлять рассказ, 68% могут сделать это с помощью наводящих вопросов и 25% совсем не могу составить даже несколько предложений.
Работа по развитию связной речи ведется в нашем детском саду с помощью разнообразных технологий, методов и приемов. Наиболее полюбившаяся ребятам технология – «Мнемотехника». Это слово переводится с греческого как «искусство запоминания». Это технология развития памяти.
Суть этой технологии в том, что на каждое слово, словосочетание или предложение придумывается некая картинка или схема и глядя на нее ребенок или взрослый легко запоминает необходимую информацию. А позже глядя на эти картинки-схемы легко воспроизводит нужный текст.
Основа этой техники мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Сначала используются мнемоквадраты. Это самое простое. Один квадрат – одна картинка. Так дети усваивают, что каждый предмет имеет свое название. Мнемодорожки сложнее, так как это ряд картинок. По ним уже можно составить небольшой рассказ. Самое сложное в этой технологии мнемотаблицы. Тут в картинках и схемах передается большой текст или стихотворение.
Мнемотехникой допустимо заниматься с раннего возраста. Она позволяет запоминать нужную информацию без умственных и эмоциональных перегрузок. Мы в ДОУ начинаем знакомить детей с этой технологией с 4-5 лет, когда у детей накоплен достаточный запас слов.
Давайте попробуем с вами разучить стихотворение с помощью простой мнемотаблицы (Приложение 2).
Зайчик по лесу прыг – скок,
Спрятался он за кусток.
Сидит зайка под кустом,
Куст для зайца – это дом.
Теперь мы должны подобрать картинки к словам и словосочетаниям. (Я их подобрала заранее и показываю родителям). Теперь глядя на эти картинки – подсказки можно воспроизводить текст стихотворения.
В этом задании я предлагаю вам самостоятельно по готовой мнемотаблице угадать стихотворение (Приложение 3).
Ну и самое сложное по мнемотаблице пересказать сказку (Приложение 4).
Вот так с ребятами мы занимаемся мнемотехникой. В результате у детей расширяется словарный запас, углубляются знания об окружающем мире, появляется навык пересказывания текста. Заучивание стихов, пересказ сказок превращается в интересную и захватывающую игру, которую очень любят наши дети.
Рефлексия: В завершение нашего собрания я хочу предложить вам еще одну анкету – опрос (Приложение 5).
Нам важно помнить, что уровень развития речи ребенка определяется его словарным запасом, и работа в этом направлении должна вестись не только в детском саду, но и дома. Только тогда, общими усилиями мы сможем воспитать всесторонне развитую личность.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Анкета
1. В каком возрасте ваш ребенок начал произносить первые слова!
2. Довольны ли вы словарным запасом вашего ребенка?
3. Как вы считаете, речь вашего ребенка хорошо развита?
4. Работаете ли вы над развитием речи вашего ребенка? Каким образом?
Приложение 2
Мнемотаблица к стихотворению:
Зайчик по лесу прыг – скок,
Спрятался он за кусток.
Сидит зайка под кустом,
Куст для зайца – это дом.
Приложение 3
Дед Мороз прислал нам елку...
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках - снежок! В. Петрова
Приложение 4
Сказка «Репка»
Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая.
Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.
Позвал дед на помощь бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут — вытащили репку!
Приложение 5
Опрос
На сегодняшней встрече мне запомнилось…
Для развития речи своего ребенка я буду применять…
Приложение 6
Памятка для родителей
- Занимайтесь со своим ребенком развитием речи ежедневно.
- В общении с ребенком старайтесь следить за своей речью. Дети копируют стиль речи своих родителей. Читайте сказки выразительно, четко проговаривая слова.
- Хвалите своего ребенка, радуйтесь его успехам.
- Исправляйте ошибки в речи вашего ребенка, напоминайте ему, что говорить нужно неспеша, четко и внятно.
- Всегда отвечайте на вопросы вашего ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»
Конспект родительского собрания в старшей группе по ПДД
Родительское собрание по ПДД в детском саду. Старшая группа
Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно?
Похожие статьи:
Родительское собрание в детском саду «Безопасность детей на улицах города»
Родительское собрание «Обучение детей дошкольников 5-6 лет чтению»