Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мнемотехника для развития памяти и речи у дошкольников

Развитие речи и тренировка памяти ребенка с помощью мнемотехники
Составитель Колесникова Светлана Александровна, воспитатель. МКОУ «Березовская СОШ им Героя Советского Союза Г. А. Рубцова» структурное подразделение детский сад с. Березовка Аннинского района Воронежской области
Назначение: Статья предназначена для ознакомления с мнемотехникой, ее возможностями и пользой для развития речи и тренировки памяти ребенка.
Может использоваться педагогами для проведения родительского собрания.
Цель: Привлечь внимание воспитателей и родителей к вопросу развития речи и ее значении во всестороннем развитии ребенка.
Задачи:
- Познакомить читателей с важностью развития речи детей дошкольного возраста, а так же важностью тренировки памяти ребенка.
- Познакомить с мнемотехнологией.
- Рассказать основные моменты и правила при применении этой технологии.

Ни для кого не секрет, что развитая, насыщенная образами и синонимами с дополнениями и описаниями речь ребенка встречается крайне редко. Чаще, при общении с ребенком, мы встречаем односложную, бедную речь, состоящую из простых односложных предложений. Большинство детей неспособны правильно построить сложное распространенное предложение. Для современных детей характерны бедность речи, употребление нелитературных слов и выражений, а также малый словарный запас. У многих детей имеются проблемы с общением, отсутствует культура речи, плохая дикция. Нарушения речи сказываются на характере и поведении ребенка. Ребенок с речевым дефектом становится неуверенным в себе, замкнутым и раздражительным. Поэтому очень важно способствовать полноценному развитию речи ребенка, его памяти, умению общаться. Нужно учить детей правильно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать сказки, рассказы. Становление и развитие правильной речи невозможно без развития памяти. И это тоже надо учитывать. Память лежит в основе всех способностей человека и является для него условием приобретения знаний, умений, навыков. Так что же такое память?

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память имеет несколько видов, которые можно разделить на две группы:
1. Что запоминать: это чувства, мысли, образы, предметы, или явления, а также движения. Поэтому память бывает эмоциональная, образная, словесно-логическая или двигательная.
2. Как запоминать: случайно или намеренно. Здесь различают произвольную и непроизвольную память. Произвольная память – это намеренное заучивание какой-либо информации. Непроизвольная память – это запоминание информации как бы само по себе, без специальных усилий.

У ребенка в дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Она тесно связана с развитием восприятия и мышления. Ребенок мыслит глобально, запоминает наиболее яркие признаки предмета, даже если они являются второстепенными. В первую очереди запоминаются те предметы, которые воздействуют на органы чувств своей яркостью и необычностью. Так же память ребенка дошкольника сильно зависит от его интересов и увлечений и, следовательно, носит избирательный характер. Два разных ребенка совершенно по-разному отнесутся к одному и тому же предмету. Одного предмет заинтересует, а значит запомнится, о у другого не вызовет никакого интереса, и соответственно ни оставит никаких следов в памяти. Еще хорошо запоминается то, что повторяется неоднократно. Например, дорога из дома в детский сад. (Поэтому дети так хорошо запоминают надоевшую рекламу). Сильно и надолго в памяти ребенка фиксируется то, что ярко и сильно воздействовало на его эмоциональную сферу (посещение цирка, театра и т.п.).

Поэтому для развития памяти ребенка дошкольника целесообразно использовать яркий, вызывающий положительные эмоции демонстрационный и наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения и неоднократные повторения разумно сочетать с демонстрацией различных предметов, картинок, игрушек. Это будет способствовать увеличению объема запомненного материала и долгосрочности сохранения его в памяти ребенка. При запоминании очень важно опираться не только на зрение и слух, но и на другие органы чувств - обоняние, осязание и вкус. В связи с этим очень актуальным становится исследование предмета, его рассматривание, ощупывание, осязание, узнавание вкуса и запаха. Очень важно обогащать память ребенка такими знаниями. Они полезны для интеллектуального и нравственного развития ребенка в будущем.

Память проявляется в виде образов. Воспроизведение образов называется – представлением. Мы представляем себе то, что в данный момент не ощущаем, не воспринимаем. Мы мысленно видим или слышим что то, что знаем и помним.

У ребенка в дошкольном возрасте сохраняется зависимость запоминания от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученности, движения, контраста и пр. Поэтому дети долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в сочетании с эмоциональным поведением воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важным этапом в развитии памяти у дошкольников становится обучение логическим приемам запоминания. Тут можно выделить несколько этапов.
1. Взрослый словесно формирует у ребенка цель запомнить что-либо.
2. Затем появляется желание запоминать.
3. Осознание и выделение цели.
4. Использование некоторых приемов запоминания.

При помощи, обучении и контроле взрослого ребенку становятся понятными и доступными некоторые логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции (Повторение вслед за взрослым, проговаривание материала, рассматривание картинок и т. п.). Ярким примером такой технологии может служить – мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Она обеспечивает успешное освоение детьми знаний об объектах природы, окружающем мире, различных предметах. Помогает эффективно запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Что способствует развитию речи.

Эта технология известна около двух тысяч лет. Ее использовали Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Представляет собой некий дидактический материал в виде мнемотаблиц. (Приложение 1). Область их использования довольно широка: это и заучивание стихов, и обучение составлению рассказа, и пересказ художественной литературы, и обогащение словарного запаса ребенка.

Структурной единицей в мнемотехнике является мнемоквадрат. Это картинка, несущая определенную информацию. Далее – мнемодорожка. Это ряд картинок, состоящий из нескольких мнемоквадратов (обычно 3-4). Вершиной мнемотехники является мнемотаблица. Она состоит их нескольких мнемодорожек. (Приложение 2). Считается, что для дошкольников на начальном этапе изучения этой технологии, подходят мнемотаблицы содержащие не более девяти мнемоквадратов. Такие таблицы служат своеобразным зрительным планом при создании монологов, пересказывании текста, стихотворения. На начальном этапе дети используют схемы, предложенные воспитателем, а затем в более старшем возрасте и сами могут создавать такие таблицы, выбирать нужные элементы и располагать их в нужной последовательности.

Что это дает?
После занятий по мнемотаблицам у детей значительно увеличивается словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется умение и главное желание пересказывать сказки, рассказы, заучивать стихотворения, придумывать различные истории. Дети учатся общаться, свободно держаться перед аудиторией, учатся преодолевать свою застенчивость. Выстраивать логические цепочки. Если ребенок освоит эту технологию и станет применять ее в жизни, то он сможет развить свою память, воображение, интеллект, образное мышление, внимательность, фантазию.

Чем раньше мы начнем применять метод мнемотехники на занятиях с детьми, тем раньше и лучше у ребенка разовьется связная речь. Тем лучше мы подготовим его к школе.

Есть несколько правил применения мнемотаблиц:
- Начинать заниматься нужно начинать с малого. Сначала применяем мнемоквадрат. Когда дети научатся с ним работать, можно увеличивать нагрузку.
- Для дошкольников в мнемотаблице должно быть не более девяти мнемоквадратов. Это оптимальное количество информации, которую дошкольник может с легкостью осваивать. Когда техника будет освоена в совершенстве, количество мнемоквадратов в таблице может быть увеличено. (Приложение 3)
- Для детей 3-5 лет и на начальном этапе изучения техники очень важно чтобы таблицы были яркими, цветными. Так они легче запоминаются. Например, апельсин - оранжевый, помидор – красный, елка – зеленая. Позже, по мере освоения, детям постарше можно давать черно – белые таблицы.

Как создать мнемотаблицу?
1. Внимательно читаем стихотворение или сказку.
2. Выделяем важные, яркие, запомнившиеся моменты.
3. Берем чистый лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты. Их количество равно количеству выделенных нами моментов.
4. В каждом квадрате рисуем картинку, которая выражает основную мысль выделенного нами момента.
5. Обязательно подписываем каждый квадрат. Можно подписывать прямо на таблице, можно на отдельном листе.

Алгоритм заучивания стихотворения по мнемотаблице:
1. Выразительно читаем стихотворение ребенку. Разбираем непонятные слова и выражения.
2. Читаем стихотворение еще раз, показывая ребенку изображение в таблице.
3. Затем, читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу, а ребенок повторяет. При необходимости это можно сделать насколько раз.
4. В итоге, ребенок сам рассказывает стихотворение по таблице. То есть с помощью таблицы воспроизводит то, что смог запомнить.

Приложение 1

Ярким примером мнемотаблицы может служить всем нам известный способ запоминания цветов радуги. Где по первым буквам мы запоминаем какие есть цвета в радуге и в каком порядке они располагаются.

Приложение 2

Приложение 3

Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Этим способом запоминания стихотворений и прочей нужной информации с легкостью могут пользоваться и взрослые.
Приложение. Конспект занятия с использованием мнемотехники

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "Кораблик" Описательный рассказ для детей 6-7 лет: «Школа» (с использованием мнемотехники) Проект для детей старшей группы детского сада. Использование мнемотехники Что такое мнемотехника
Конспект родительского собрания в старшей группе детского сада на тему «Развитие речи ребенка» | Квест игра к 23 февраля в подготовительной группе. Сценарий
Опубликовано: 116 дней назад (7 января 2024)
Просмотров: 264
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!