Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ

Трудовое воспитание. Содержание образовательной деятельности ДО
Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах.
Задача программы - ввести акцент на "формирование у детей российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей".

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания».

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда в ДОУ
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд

Компоненты трудовой деятельности
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Дошкольник обладает с раннего возраста удивительной особенностью – самостоятельностью – именно стремление познания мира, овладение способами действия с предметами и другое. Хотя без взрослого ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность.
Взрослый, находясь рядом с ребенком «вводит его в жизнь». Дети постоянно совершенствуют свое умение организовывать свою деятельность. Детей увлекает сам процесс деятельности. Важен результат труда, появляется удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата, ребёнок ждет поощрения.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда:
— Самообслуживание
— Хозяйственно – бытовой труд
— Труд в природе
— Ручной труд и художественный

Рассмотрим особенности каждого вида повседневной трудовой деятельности дошкольника.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).
Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с показа действия с объяснением и выполнения действия вместе с детьми.
Важно сохранить их стремление к самостоятельности и не погасить детскую инициативу.
Эффективный прием – положительная оценка. Необходим и контроль за правильным, добросовестным выполнением операции. Вместе с тем формировать навык взаимопомощи. Особое внимание надо обращать, на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно, усложнять с возрастом навыки самообслуживания. Приучать детей бережно относиться к вещам, уметь ухаживать за ними. Постоянно ребенок приобретает определенную значимость от взрослого, он становится более самостоятельным, у него формируется чувство уверенности в себе.
У детей 6-7 лет должны быть формированы многие навыки по самообслуживанию.

Хозяйственно – бытовой труд у детей появляется очень рано, так как он наиболее доступный пониманию ребенка.
Хозяйственно – бытовой труд предполагает умение поддерживать по­рядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бы­товых процессов.
Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста готовить рабочие места, убирать их после работы. Наводить порядок в группе, на участке, что подчеркивает общественную значимость труда.
К детям шестого года жизни предъявляют более высокие требования с точки зрения качества выполнения работы. Воспитатель должен больше опираться на опыт, знания, умения детей. Не следует опекать, надо чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия.
В совместном труде могут участвовать все дети, необходимо постоянно поддерживать интерес к труду, вносить элементы творчества.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Труд в природе – особый вид труда для детей. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, озеленение участков, выращивание определенных видов овощей (горох, бобы, фасоль, зелёный лук).
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основу экологического образования. Результатом этого труда может быть материальный продукт, дети видят результаты своего труда. Они могут сеять семена, выращивать рассаду цветов, лука, зелени. Дети постарше проводят опыты, эксперименты, ведут дневник наблюдений.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Активность может проявляться при выполнении определенных операций при изготовлении поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Ребенок в зависимости от природной одаренности может проявлять творчество, делать собственное «открытие», проявлять изобретательность, конструировать. Изготавливать поделки, участвовать в конкурсах, получать самоудовлетворение.

Формы организации труда детей дошкольного возраста.
Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - является первой формой организации трудовой деятельности.
Выполнение трудовых поручений вполне доступны детям 2-3 лет, их легко привлекать к труду они должны быть доступны и понятными. Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению. можно давать общие поручения, где дети согласуют свои действия и могут самостоятельно оценивать качество выполнения. Дети способны продумывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручения. Четко появляется дифференцированный интерес детей к тому или иному виду труда.
Необходимо через поручения воспитывать чувство долга, ответственность, понимания необходимости своего труда.
Воспитатель должен знать какое поручение дать ребенку, и он справится самостоятельно. Это формирует у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, способность к самооценке.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересных группах. Начиная, с 3 лет дети способны при дежурстве согласовывать свои действия, распределять обязанности. Необходимо иметь инструкции, дети постепенно привыкают к их выполнению и затем действуют более самостоятельно. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Общий совместный, коллективный труд.
Если поручения и дежурства стали синтетическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становятся возможными перейти к более сложной форме общему, совместному, коллективному труду. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели, каждый ребенок выполняет какую – то часть работы. Каждый ребенок должен иметь свои обязанности и отвечать только за себя. Общий труд возможен уже в средней группе, совместный и коллективный в старшей и подготовительной группе.
Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю. Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленности во взаимоотношениях.
Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – называется коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный.
На каждый месяц воспитатель определяет основную цель. Её выбор может быть связан с сезонными изменениями, общественными явлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Конспект занятия по трудовому воспитанию в младшей группе

Похожие статьи:

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Развлечение в старшей группе детского сада «Труд людей»

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Консультация для родителей. Приобщение дошкольников к труду

Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста | Экологическое образование детей дошкольного возраста
Опубликовано: 191 день назад (14 мая 2024)
Просмотров: 303
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ирина Григорьевна Горковчук # 15 августа 2024 в 07:10 0
Светлана Алексеевна, спасибо за статью, очень познавательно.