Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование здорового образа жизни в детском саду
Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, а вернуть очень трудно.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует множество определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу - что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу её. Если он скажет: «Живое», я её задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?» «Всё в твоих руках!» - ответил мудрец. В этой сказке воспитатель - мудрец. Здоровье детей в его руках.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Задача ДОУ и воспитателя сохранить и, по возможности, укрепить здоровье детей. В первую очередь эта задача реализуется через осуществление контроля над дозировкой различных заданий, над посадкой детей, их осанкой. Только здоровый ребёнок может успешно заниматься, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Занятия по формированию основ здорового образа жизни ежедневно начинаются с выполнения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением при открытых форточках. Комплекс упражнений специально подбирается по музыку. Дети с удовольствием выполняют физические и танцевальные упражнения. Ребята перестали опаздывать на утреннюю зарядку.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души». Одним из эффективных элементов физкультминуток проводимых на каждом занятии являются дыхательные упражнения и точечный массаж - надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения определённых точек и разветвлений нервов. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на волосяной частиголовы, лице и ушах. На каждом занятии проводится физкультминутка, которая включает физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения.

Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функций, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.

Целебная сила звука
Звук «У» - способствует вентиляции лёгких.
Звук «Н» - активизирует процессы и творческие способности.
Звук «Ю» - благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снижает болевые спазмы.
Звук «А» и «О» - приводит к действию всю гамму организма, дают командувсем клеткам настроиться на работу.
Звук «Е» - прекрасный чистильщик организма от различных негативов.
Звук «Э» - используют для снятия сглаза и порчи.
Звук «М-ПОМ» - благотворно действует на сердце, снижает давление, оказывает положительный эффект при склерозе.

По сигналу воспитателя дети садятся за столики на стульчики свободно, спина ровная, руки на парте ладошками вверх, глаза закрыты. Звук поётся до тех пор, пока захочется вдохнуть. Упражнение выполняется 2-3 раза. Провожу его в начале каждого занятия. Целый день желательно работать с одним звуком, для достижения желаемого результата. Упражнение даёт положительный настрой на весь урок и день.

Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ.
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:
- музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
- спортивная площадка.

Физкультурно – оздоровительная деятельность:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно)
- оздоровительная звуковая терапия (буква-звук)
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительная звуковая терапия (буква-звук)
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Летняя оздоровительная площадка
Реализация программы осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Занятия по формированию ЗОЖ необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяют сохранить специфику младшего школьного возраста.

Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с воспитателями является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры Беседа для детей подготовительной группы. День борьбы с туберкулёзом

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье

Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников

Беседа «Полезные и вредные привычки» в старшей группе

Народная педагогика в воспитании дошкольников | Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Консультация для родителей
Опубликовано: 409 дней назад (6 апреля 2021)
Просмотров: 360
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!