Творческие игры как средство развития речи
Игра – основная деятельность детей.
Развитая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина». Игра является средством воспитания, когда она включается в педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, мы оказываем влияние на все стороны личности ребенка. При правильном руководстве детьми игра становиться школой воспитания.
Ребенок в творческой игре как артист сам сочиняет слова и действия для своей роли, и зритель, и декоратор. Он сам рисует картины, делает костюмы, творчески использует игрушки-заместители. Проявление творчества в игре позволяет ребенку через игру лучше познать окружающий мир. Игра дает ему жизненный опыт, помогает развивать речь, обогащает словарный запас.
Длительная творческая игра таит в себе в себе колоссальные возможности для развития мышления ребенка. Наша работа немыслима без творческих игр. Перед проведением игры «Путешествие на Северный полюс» мы обсудили с детьми, какие атрибуты нужны к игре. Дети с удовольствием принимают участие в изготовлении декорации. Перед началом игры предлагаем детям выбрать себе партнера по игре. Всю игру проводим в форме беседы с использованием подвижных игр. Игру «Космонавты» начинаем с рассматривания иллюстраций о космосе. Далее говорим о продолжительности полетов, о выходе в открытый космос. Дети сами рисуют звездное небо, строят ракету и звездный городок.
В этих играх дети вели диалог, регулировали свое поведение в зависимости от слов товарищей. Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.
Проводили игру с природным материалом на тему: «На чем люди ездят?». Дети разделились на подгруппы. Одна группа строила аэродром, другая – железнодорожный вокзал. В ходе этих игр мы предлагали детям вспомнить и назвать разные слова, содержащие определенный звук. Дети сами вспомнили стихотворение о самолете, которое учили в младшей группе:
«Самолет построим сами, понесемся над лесами
Понесемся над лесами, а потом вернемся к маме».
Дети очень любят театрализованные игры по литературным произведениям. Основное в руководстве играми - драматизациями – выбор литературного произведения. Работая с детьми над выразительностью подачи текста, над созданием декораций и костюмов развиваем умения выделять речь героев. В старшей группе вместе с детьми обсуждаем возможности перевоплощения детей. Эти дети уже могут сами распределять роли. Решили с детьми организовать сказку С.Я. Маршака «Теремок». Желающих участвовать было много. Дети решили: «пусть все учат слова, а потом мы выберем лучшего исполнителя». При обсуждении желающих на эту роль дети обращали внимание на выразительность речи, на умение двигаться. Одни строили теремок, другие готовили декорации, третьи – костюмы. Мы предоставляем детям возможность самостоятельно создавать игровые образы. Если необходимо – подсказываем, как нужно выполнить роль.
После экскурсии к строящемуся дому дети пытались сами построить дом. Видя это – провели беседу о работе строителей. Рассказав о разных конструкциях дома, рассмотрели иллюстрации.
В процессе этих игр происходит развитие речи детей. В речи детей проявляются их эмоции, личный вкус. Совершенствуется употребление речи при общении с другими людьми (ребенок умеет сообщить мысль собеседнику, вести диалог, регулировать свое поведение). Слова воспитателя, объяснения, вопросы углубляют познания детей. Об этом свидетельствуют их многочисленные «Почему?», «Зачем?». Вопросы и споры детей во время игр показывают интерес к знаниям, желание узнать больше и точнее по данной теме. Направленность этих игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством умственного, интеллектуального развития и развития речи детей.
Рекомендуем посмотреть:
Творческие игры для детей 2-4 лет
Творческая игра для детей дошкольников
Роль творческих игр в воспитании активности детей дошкольного возраста