Интеллектуальная игра по теме «Естествознание» для учащихся старших классов.
Сценарий игры «Морской бой» по теме «Естествознание» для учащихся 9-11 классов.
Автор: Савостьянова Светлана Анатольевна, преподаватель физики и математики ГАПОУ МО ЕПЭТ
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Естествознание» для 9-11 классов. Игра будет интересна преподавателям естественнонаучных дисциплин, её можно использовать при проведении предметных декад; классным руководителям для проведения классного часа в игровой форме.
Цель: развитие познавательного интереса к предмету «Естествознание».
Задачи:
- способствовать расширению представлений об объектах изучаемых естествознанием, углубить знания обучающихся;
- развивать кругозор обучающихся;
- способствовать развитию смекалки, эрудиции;
- формировать умение работать в группе.
Подготовка
- на доске (или на отдельных половинках ватманских листов) 2 поля, как для игры «Морской бой»;
- секундомер или часы с секундной стрелкой;
- вопросы каждой команде на отдельных листах.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами собрались, что бы принять участие в интеллектуальной игре по теме «Естествознание». Но сначала вспомним,
что изучает Естествознание, что это за наука такая? (выслушиваются мнения участников и болельщиков).
Термин
«естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе.
А какие науки изучают природу?
Науки о природе: физика, химия, биология, астрономия, география и другие. Мы чаще всего изучаем эти науки отдельно, но нельзя забывать, что мир целостен и един.
История развития естествознания ограничено связана с развитием цивилизаций.
Какая страна является родиной европейской науки?
Правильно, Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, высказывали новые предположение, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым предавая ему систематичность и согласованность.
Греческие мыслители
Евклид и Пифагор заложили основы геометрии,
Аристотель и Демокрит выдвинули идеи о причинах движения. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа
Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактические учение о доказательстве. В это время появилась геоцентрическая картина мира Птолемея: Земля в центре, а вокруг вращаются Солнце и другие планеты.
Изучению Земли во многом способствовали великие географические открытия 15 – 16 веков:
Колумб в 1492 году открывает Америку; кругосветное путешествие
Магеллана, завершившееся в 1522 году, подтвердило шарообразность Земли. Работы таких учёных как
Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, приводят к смене картины мира в 16-18 веках. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической картине (Солнце в центре, а вокруг него вращается Земля и другие планеты). Новые открытия стимулировали естественнонаучные исследования.
На рубеже 19-20 в. происходит «третья научная революция». В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике: появляется модель строения атома, открыто явление радиоактивности, появилась теория относительности и квантовая механика. В химии – периодический
закон Менделеева и как следствие его таблица.
Дарвин опубликовал свою теорию эволюции. Произошёл прорыв в технике и технологиях.
Необходимо отметить и роль математики в естествознании, она огромна на всех стадиях развития естествознания. Математика - это обобщение, точное выражение, создание теории.
На этом наше маленькое познавательное вступление о Естествознание закончим. Мир целостен и един, и вопросы, которые ожидают команды, будут из разных областей Естествознания. Перейдём к правилам.
Правила проведения игры
Играют 2 команды. Каждая «стреляет» в поле противника с целью подбить корабль. Если это удается, команда получает вопрос. При правильном ответе продолжает атаковать своих противников. Если ответ на вопрос был неверным, то ход переходит к другой команде.
У каждой команды в наличии по два однопалубных, двухпалубных, трехпалубных, четырехпалубных корабля.
После того как корабль подбит или потоплен, его местонахождение сразу же отображается на схемах, которые помещены на доске. Так командам легче ориентироваться, сколько кораблей им еще предстоит поразить.
Побеждает та команда, которой удастся первой затопить все корабли противника.
(Чтобы мотивировать ребят отвечать правильно на вопросы, а не «бомбить в холостую», за правильный ответ команда получает 1 балл. Собранные баллы можно потом перевести в оценки).
Примечание
Буквой «М» обозначается – Музыкальный салон. При попадании в него делается пауза в игре в виде выступления – это может быть песня или небольшая сценка, которые готовятся заранее к игре; можно показать видеоролик – музыкальный или познавательный. Всё зависит от талантов детей и их активности. Если игра проводится спонтанно, то музыкальный салон можно не отмечать.
Вопросы первой команде:
1. Что было вчера и что будет завтра? (
новое утро)
2. Какую величину измеряют динамометром? (
силу)
3. Красные клетки крови (
эритроциты)
4. Металл, обладающий бактерицидным свойством (
серебро)
5. По земле не хожу, вверх не гляжу и гнезда не вью, а детей вывожу (
рыба)
6. Что такое Млечный путь? (
Наша Галактика)
7. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (
Потому что у собаки нет потовых желёз как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности, чтобы не было жарко)
8. Как называлась русская мера длины, равная 1,0668 км? (
верста)
9. Крупнейший материк Земли (
Евразия)
10. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (
ломаются сотни снежинок-кристалликов)
11. Какие химические элементы названы в честь стран? (
германий, франций, полоний, галлий)
12. Древние египтяне рисовали этот плод на стенах пирамид как символ плодородия (
гранат)
13. С какого дня по астрономическому календарю начинается лето, и чем этот день примечателен? (
21 июня – это самый длительный день в году)
14. Что такое жидкий килограмм? (
1 литр воды)
15. Какая птица является самой распространённой в мире? (
домашняя курица)
16. Почему листья осины колеблются и в безветренную погоду? (
даже в самую тихую погоду над землёй движутся вертикальные потоки воздуха. Листья осины, имеющие тонкие длинные черешки, чувствительны к самым ничтожным перемещениям воздуха)
17. Он является зодиакальным бычком (
телец)
18. Цветение этого дерева стало национальным японским праздником (
сакура)
19. Какой вид тока используют в фонарике? (
постоянный)
20. Какая вода полезнее для организма: сырая или кипячёная? Почему? (
сырая, она содержит соли необходимые для жизнедеятельности организма)
Вопросы второй команде:
1. Что вниз вершинкой растёт? (
ледяная сосулька)
2. Какую величину измеряют амперметром? (
силу тока)
3. Подвижное соединение костей (
сустав)
4. Самый тугоплавкий металл (
вольфрам)
5. Какие звери летают? (
летучие мыши, белка-летяга)
6. Почему мы видим одну сторону Луны? Она что не вращается? (
Период обращения вокруг Земли совпадает с периодом вращения вокруг оси и равен 27,32 суток, в результате этого совпадения мы видим одну сторону Луны)
7. Что будет со снеговиком, если на него надеть шубу? (
ничего; шуба не греет, а лишь сохраняет тепло)
8. Можно ли сказать, сколько будет 22:7, не называя чисел? (
«пи», если 22:7 приблизительно получиться 3,14)
9. Столица страны пирамид (
столица Египта – Каир)
10. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую? (
интенсивность испарения возрастает при наличии ветра)
11. Какой химический элемент сначала обнаружили на Солнце, а потом обнаружили на Земле? (
гелий)
12. Какое растение индейцы с острова Гаити называют маисом? (
кукурузу)
13. Небесное тело с «причёской» (
комета, она с хвостом)
14. Где сумма углов больше: в квадрате или ромбе? (
одинакова и равна 360 градусов)
15. Самая крупная птица в мире (
страус)
16. Отчего все кошки чистоплотнее собак? (
Потому что кошки ловят добычу прыжком из засады. Они должны быть очень чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде)
17. С какого дня по астрономическому календарю начинается весна, и чем этот день примечателен? (
21 марта – день весеннего равноденствия, день равен ночи)
18. Что за трава, которую слепые знают? (
крапива)
19. Где сегодня день равен ночи? (
сегодня и всегда на экваторе)
20. Как определить, кто чаще машет крылышками комар или муха? (
по высоте звука: комар пищит, значит частота колебаний крылышек больше)
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Рефлексия. Ответьте на три вопроса (вопросы напечатаны на отдельных листочках):
1. Мне было: интересно; так себе; скучно.
2. Понравилась такая форма проведения игры: Да; Нет.
3. Что нового Вы узнали во время игры (назовите 2-3 ответа)?
Литература
1. Игры и развлечения. Кн.1/Сост. Л.М. Фирсова. – М.: Мол. гвардия, 1989.-237 с.
2. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: «Издательство Астрель», 2003. – 414 с.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная викторина для старшеклассников "Тридцать три"
Сценарий интеллектуальной игры для студентов 3 курса техникума (колледжа)
Интеллектуальная игра для старшеклассников по естествознанию
Интеллектуальная игра по литературе для старшеклассников 9-11 классов
Похожие статьи:
Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля
Интеллектуальные игры для детей школьного возраста
Игровой интеллектуальный метапредметный конкурс «Россия и мир» для 9 - 11 классов
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для старшеклассников «Что? Где? Когда?»
Интеллектуальная игра для студентов колледжа по немецкому языку «Полиглот»