Описание материала:Работа будет интересна для учителей, начинающих работать с интерактивной доской. Рассмотрены основные преимущества и недостатки интерактивной доски, методические особенности использования интерактивной доски на уроках английского языка, а также возможности интерактивной доски при формировании ключевых и предметных компетентностей учащихся.
Практика работы современного учителя с интерактивной доской.
Новая школа — это современная инфраструктура.
Школы станут школами нашей мечты с медиатекой и
библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием,
широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и
интерактивными учебными пособиями...
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Долгие годы основными рабочими инструментами учителя и ученика были доска, мел, учебник, тетрадь, ручка. Доска – это неотъемлемый атрибут любого учебного класса. Доска – это не просто кусок поверхности, на котором может писать ребёнок и учитель, а поле информационного обмена между учителем и учеником. «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»
Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Работа в этом направлении приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).
Само содержание образования прежде было жестко фиксированным, и система средств обучения отражала это строго заданное содержание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориентиров. Реформа образования определила основные направления обновления отечественной школы: это гуманизация, личностная ориентация образования, его вариативность и открытость. Достижение этих целей требует существенной перестройки образовательного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных действий познавательной направленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образовательного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные средства обучения.
Современное образование — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эффективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.
Основные преимущества и недостатки интерактивной доски.
В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
• Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
• Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
• Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
• Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
• Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
• Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь "ученик-учитель”.
• Интерактивные доски делают занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
• При полной интеграции интерактивных досок в образование, создание единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.
Преимущества для учителей:
• позволяет учителю объяснять новый материал из центра класса;
• поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителю рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
позволяет учителю сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
• позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
• позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
• удобна при работе в большой аудитории;
• вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
• учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Основные недостатки интерактивных досок, преграды, которые встают при желании использовать интерактивные доски в образовании:
• Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном. Далеко не все школы могут купить такие доски в достаточном количестве для учителей.
• Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
• Недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок.
• Наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы.
• Наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
• Изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся около доски. При работе рядом с интерактивной доской ученик или учитель могут "попасть взглядом" на луч проектора, что вредно для глаз.
• Переносные интерактивные доски (и проекторы) должны быть более защищены от кражи, порчи и т.д. Также при использовании переносных досок при каждом переносе на новое место доску необходимо настраивать (калибровать).
• Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.
• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Большинство перечисленных недостатков не такие серьезные, чтобы привести к мысли об отказе использования интерактивной в образовательном процессе. Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Методические особенности использования интерактивной доски на уроках английского языка.
Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.
Обучение с помощью интерактивных досок мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные методы обучения - может развиваться так:
- подготовка к началу занятия;
- объяснение целей занятия;
- введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой;
- развитие темы при участии школьников;
- обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.
Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Однако в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при так называемом индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. При этом важно понимать, что эта эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.
Стоит отметить, что низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, можно привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.
Как я уже отметила выше, интерактивная доска применяется учителями различных предметов и в том числе и английского языка. Рассмотрим применения на уроках английского языка немного подробнее.
1. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Пример: Составление устного высказывания по теме “Мои летние каникулы». Привычная для работы ассоциограмма, но яркие цвета делают работу с ней интереснее и живее. Яркие картинки помогают вспомнить лексику.
2. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
Пример: Работая по теме «Мой город», ученики имеют возможность отмечать достопримечательности города прямо на карте, после чего они составляют наиболее оптимальные маршрут для экскурсии, отмечая его опять-таки прямо на карте. Полученный результат сохраняется, и работа с картой может быть продолжена дальше на следующем уроке. Первоначальный вариант слайда также сохраняется и может быть использован с иной целью или в параллельном классе.
3. Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время.
Пример: Работая с ассоциограммами по теме «Животные», не нужно терять время на написание слова, достаточно «перетянуть» его в нужную группу. Еще варианты применения этого преимущества – задание на подбор подписей к иллюстрациям, на составление связного рассказа из отдельных предложений.
4. Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом урока более яркой.
Пример: работа с лексикой по теме «Комната» на большой иллюстрации комнаты намного интереснее, да и учителю не надо носить с собой бумажные картинки. Метод работы тот же, учащийся «перетаскивает» слово к нужному объекту, произнося слово или предложение (зависит от задания учителя). При такой работе лексика запоминается намного быстрее и лучше, так как задействована и ассоциативная память.
5. Возможность вынести ключи решения на доску. Их можно временно спрятать за шторкой на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение позволяет не только сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это, при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.
Интерактивная доска как средство формирования ключевых и предметных компетенций учащихся.
Интерактивная доска имеет преимущества для учителя и учащихся. Она сочетает разные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические, позволяет сделать обучение более наглядным. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть видеосюжеты, содержащие лексический или грамматический материал, также имеют возможность взаимодействовать с предметами физически, передвигая буквы, картинки, рисовать стрелочки, соединять части предметов друг с другом. Тем самым ученики отрабатывают изученный на уроке материал и усваивают информацию быстрее.
Учащиеся становятся активными участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями, они могут работать в интерактивном режиме. Ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Дети получают уникальную свободу работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником, и стремится общаться со взрослым на равных. Дети увлечены бесчисленными интерактивными возможностями, они испытывают чувство достижения успеха и гордости за себя. Благодаря интерактивной доске повышается мотивация детей к обучению. Процесс погружения в языковую среду становится легче. Творческий характер заданий, созданных с помощью интерактивной доски, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических структур, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Дети могут учить английский язык, играя.
В результате использования интерактивной доски учитель может организовать и провести интересные уроки для школьников в нетрадиционной форме, поддерживать в учебном кабинете атмосферу оживленного общения. Интерактивная доска не только побуждает детей к активной работе, но и помогает вам донести материал до каждого ученика в классе. Учитель может завладеть вниманием всего класса, не отходя от экрана. Дотрагиваясь до его поверхности, можно совершить интерактивное путешествие в англоязычные страны, узнать об особенностях их культуры. Интерактивная доска позволяет учителю сэкономить время учителя для подготовки к урокам; дает возможность многократного предъявления материала. Интерактивная доска позволяет учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, используя анимированных персонажей, картинки, музыкальные сюжеты.
Интерактивная доска является средством формирования ключевых и предметных компетенций учащихся. Ключевые компетенции необходимы для успешной социализации человека в быстроменяющемся обществе. К ним относятся интеллектуальная, коммуникативная, информационная, организационная, социокультурная, компенсаторная.
Цель обучения английскому языку - это формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартом по иностранному языку. Коммуникативная компетенция имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Современное образование предполагает новые средства для формирования коммуникативной компетенции. К таким средствам относится интерактивная доска, помогающая войти в иноязычную культуру, расширить общение. Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу перед слушателями, его можно попросить выполнить задание на интерактивной доске, создавая ситуацию успеха, давая возможность почувствовать себя наравне со взрослым, ощутить свою значимость.
Задания, созданные с помощью интерактивной доски, направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Это могут быть игры по обобщению и закреплению материала, развивающие интеллектуальную компетенцию у учеников.
Интерактивная доска, являясь мультимедийной системой, обеспечивает возможность работы с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. Эти возможности доски способствуют формированию информационной компетенции.
Задания, созданные с помощью интерактивной доски, предполагают усвоение определенного набора социокультурных знаний о стране изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, расширяют общий, социальный и культурный кругозор школьников. Интерактивная доска способствует развитию способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка, способствует овладению умений представлять родную культуру на иностранном языке; находить сходство и различие в традициях своей страны и страны изучаемого языка. Например, учащиеся могут прослушать рассказ анимированного персонажа о новогодних традициях англичан. Затем дети должны выполнить соответствующие задания на интерактивной доске на понимание текста, сравнивая традиции двух стран, соединяя стрелочками предложения, вычеркивая лишние предметы, отгадывая загадки и т.д. Кроме того, учащиеся могут совершить виртуальное путешествие по англоязычным странам, отмечать их на географической карте, выбирать и передвигать средства транспорта, выбирать нужные для каждой страны достопримечательности и т.д.
К предметным компетенциям относятся языковая и речевая компетенции. Языковая включает произносительную, лексическую и грамматическую стороны речи на иностранном языке. Интерактивная доска является средством формирования языковой компетенции, т.к. способствует овладению новыми языковыми средствами в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоению знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.
Интерактивная доска позволяет физически взаимодействовать с методическим материалом. Использование приемов перетаскивание предметов, открывание окошек, затенение экрана, учитель может формировать навык распознавания основных значений лексических единиц, навыки распознавания грамматических явлений.
Речевая компетенция предполагает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме. При работе с фонетикой, аудированием, чтением, письмом, можно использовать такие приемы с интерактивной доской, как использование интерактивного маркера, перетаскивание, открытие окошек, затенение экрана, рисование стрелочками, художественным пером.
Заключение.
Интерактивная доска дает возможность учителю создать собственные методические разработки для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению; позволяющие отрабатывать и закреплять изученный материал учащимися в непринужденной обстановке. Опыт работы с интерактивной доской показывает, что успеваемость учащихся повышается, мотивация к изучению английского языка увеличивается. Процесс формирования ключевых и предметных компетенций становится эффективнее. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, с интересом выполняют задания, хотят и могут работать с интерактивной доской, их увлекает сам процесс работы, качество образования повышается.
Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
На мой взгляд, интерактивная доска – это и учебник, и методическая литература для учителя, и индивидуальный раздаточный материал для школьников, и наглядное пособие.
Работа с электронными ресурсами дает большие возможности не только педагогу, но и учащимся. Это могут быть самые разнообразные виды деятельности: урок, внеклассная работа, дистанционное обучение, интернет-обучение. Я стараюсь увлечь детей, использую любую малейшую возможность работы с доской, и вижу, как радуются школьники, как «горят» их глаза, как активно они работают, с задором, с «огоньком». И мне становится приятно, появляются новые силы, энергия, желание создать что-то новое.
Технические возможности позволяют развивать способности учащихся, расширять их знания, глубину понимания материала, их представление о некоторых тематических идеях. Позволяют повысить и качество образования школьника, ведь когда интересно, тогда и знания прибавляются.
Однако, прежде всего следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать
урок интересным, понятным и запоминающимся.
Использованные ресурсы и полезные ссылки
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2004.
2. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении иностранным языкам // ИЯШ. 2008.№4.
3. Общеевропейский компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: Совет Европы-Страсбург: МГЛУ,2003.
4. Сафонова В.В.Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.
Рекомендуем посмотреть:
Возможности интерактивного оборудования программного обеспечения «Aktiv Inspir»
Использование интерактивной доски Мимио
Использование информационных образовательных ресурсов на уроках английского языка, обогащение учебно
Использование современных информационных технологий на уроках английского языка
Похожие статьи:
Информационные технологии на уроках английского языка