В настоящее время на государственном уровне образование в целом и дополнительное образование в частности рассматривается как стратегический ресурс развития современного российского общества.
Современное дополнительное образование – это многоуровневая социально-педагогическая образовательная система, функционирующая на основе социального заказа общества.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений развития образования обозначено совершенствование взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы, то есть социальное партнерство, которое позволяет наиболее полно решать задачи, стоящие перед дополнительным образованием.
Социальное партнерство – это тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Реализация целей и задач Дома детского творчества потребовала расширения системы социального партнерства ДДТ за счет организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного, общего, начального и среднего профессионального образования, а также межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества. Расширяя круг социальных партнеров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательно политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.
В настоящее время многие государственные, коммерческие и общественные организации и учреждения различных министерств и ведомств вводят в круг своей деятельности задачи по воспитанию подрастающего поколения. Однако эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов значительно ниже возможных результатов командной работы. Создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами других ведомств обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие потенциала, своебразия и духовных сил, нивелирование негативных последствий влияния часто враждебной социальной среды.
Словом, проблем предостаточно, и над их разрешением Дом детского творчества активно работает, используя открывающиеся возможности межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, экологических служб, различных общественных организаций.
Дополнительное образование сегодня – это динамично развивающаяся система, направления развития которой отражены в ряде нормативно-правовых документов – указе Президента РФ от.01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», указе Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений развития образования обозначено совершенствование взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы, то есть социальное партнерство, которое позволяет наиболее полно решать задачи, стоящие перед дополнительным образованием.
Социальное партнерство – это тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Сетевое и межведомственное взаимодействие Дома детского творчества можно сравнить с оркестром — большим коллективом музыкантов-инструменталистов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.
Если вы посмотрите на схему оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Так и сетевое и межведомственное взаимодействие Дома детского творчества осуществляется по определенным направлениям, зависящим от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения.
В рамках организации межведомственного взаимодействия ДДТ следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Наиболее актуальные варианты развития социальных контактов представлены ниже.
Взаимодействие
с общеобразовательными учреждениями
предполагает организацию совместной образовательной деятельности на базе школ по дополнительному образованию детей по 10 направленностям;
организацию методической работы для педагогов-организаторов и заместителей директора по воспитательной работе ОУ;
проведение познавательных и развлекательных программ по заявкам классных руководителей;
проведение мастер-классов, творческих мастерских (мастерская оригами, новогодние сувениры, народные куклы);
организацию выставок декоративно-прикладного творчества;
участие школьников в массовых мероприятиях ДДТ таких как День открытых дверей, День знаний, Новый год, День Победы;
организацию предпрофильных курсов.
Одним из важных направлений взаимодействия Дома детского творчества с образовательными учреждениями является организация работы по профилактике правонарушений и наркозависимости в образовательной среде.
Педагоги-психологи работают на базе образовательных учреждений города. Тренинговые занятия направлены на пропаганду здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения подростков, выработку навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста учащихся.
Взаимодействие с учреждениями дошкольного образования
предполагает организацию театрализованных представлений и спектаклей;
организацию совместной образовательной деятельности на базе детских садов по дополнительному образованию;
проведение консультаций для педагогов ДОУ и музыкальных работников (проведение праздников, подбор материала к игровым программам).
В
заимодействие с учреждениями среднего специального образования
предполагает предпрофессиональную подготовку, прохождение практики студентами на базе ДДТ.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования
предполагает участие в работе семинаров, конкурсах, повышение профессиональной компетенции работников образования.
Взаимодействие с учреждениями культуры
осуществляется через проведение совместных акций и тематических праздников;
участие в конференциях и семинарах;
проведение интерактивных площадок и мастер-классов;
организацию выставок декоративно-прикладного творчества;
участие в городских зрелищных мероприятиях.
Взаимодействие ДДТ с учреждениями здравоохранения
предполагает проведение акций «Дари добро», «Вместе весело играть»;
организацию выездных концертов для пациентов и сотрудников детской городской больницы.
Взаимодействие с городским советом ветеранов ВОВ и МВД
осуществляется по нескольким направлениям:
1) проведение совместных мероприятий таких как День пожилого человека, акция «Весенняя неделя добра», выставка декоративно-прикладного творчества, праздник ко Дню Победы;
2) помощь в организации и проведении совещаний ( участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню), заседаний совета ветеранов;
3) привелечение ветеранов к проведению конкурсов: конкурс рисунков «Война глазами детей», конкурс чтецов «Солдаты Победы».
Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через совместное проведение традиционного соревнования «Безопасное колесо»;
проведение конкурса рисунков «Добрая дорога детства» и конкурса агитбригад ЮИД.
Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет помощь в подготовки и проведении мероприятий «Школа безопасности» и «Отчизны верные сыны».
Госпожнадзор ГПИ осуществляет помощь в подготовке и проведении конкурсов рисунка «Страна безопасности», «Я рисую безопасный труд».
Взаимодействие с учреждениями физкультуры и спорта, а также экологическими службами города предполагает участие в городских соревнованиях и зрелищных мероприятиях.
По инициативе партии «Единая Россия» педагогами Дома детского творчества на базе ГБОУ СОШ № 22, № 10 проводились зимний и летний этапы военно-спортивной игры «Зарница».
Уже не первый год военно-спортивные игры проходили на базе ГБОУ СОШ №22, директор которой, Уваровский Михаил Юрьевич, всегда доброжелательно встречает гостей, предоставляет спортивные залы и кабинеты школы и тесно сотрудничает с Домом детского творчества г.о. Чапаевск в проведении спортивных мероприятий.
Также партия «Единая Россия» выступила организатором конкурса рисунков «Мы памяти этой верны».
В 2014-2015 учебном году Дом детского творчества совместно с общественными организациями и учреждениями различных министерств и ведомств планирует ряд мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Открытое первенство г.о. Чапаевск по моделям воздушного боя октябрь
2. Окружной конкурс творческих работ «Куйбышев — запасная столица» октябрь-ноябрь
3. Окружные соревнования «Военно-споривная полоса препятствий» декабрь
4. Городская игра «Зарница» (зимний этап) январь
5. Окружные соревнования по пулевой стрельбе февраль
6. Окружные военно-спортивные соревнования «Отчизны верные сыны»
( I этап) март
7. Окружной конкурс чтецов «Солдаты Победы» апрель-май
8. Окружные военно-спортивные соревнования «Отчизны верные сыны»
(II этап) май
9. Акция «Ветеран» май
10. Открытое первенство г.о. Чапаевск по авиамодельному спорту класс «Воздушный бой» май
11. Городская игра «Зарница» (летний этап) июнь
Таким образом, можно сказать, что ДДТ взял на себя миссию сплочения общества в воспитании подрастающего поколения, нашего будущего.
Хотелось бы отметить две основные особенности межведомственных взаимоотношений:
1. Межведоственные взаимоотношения объективно необходимы для полноценной реализации задач общего образования в современных условиях.
2. Эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон.
С одной стороны, государственные организации видят в дополнительном образовании наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач.
С другой стороны, УДО получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.
В настоящий момент мы можем говорить о положительном опыте взаимодействия:
1. Развитие сетевого взаимодействия расширяет спектр воспитательного пространства, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений.
2. Организация межсетевого и межведомственного взаимодействия способствует росту охвата дополнительным образованием обучающихся, организации их содержательного досуга и формированию у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.
3. Мероприятия, организованные совместными усилиями учреждений дополнительного образования детей и образовательными учреждениями, делают их более зрелищными, эмоционально насыщенными, способствуют формированию единого воспитательного пространства, а в конечном итоге положительно влияют на уровень воспитанности обучающихся.
Но существуют и проблемы:
- психологическая неготовность педагогов учреждений к работе в сети (непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками);
- проблема с кадровым обеспечением (УДОД не всегда имеют возможности удовлетворить потребности общеобразовательных учреждений в полном объеме).
В качестве предложений по формированию и развитию взаимодействия:
• необходимо создание единой программы и формы договора в рамках реализации межсетевого взаимодействия ОУ И УДОД;
• создание на муниципальном уровне координационных межведомственных советов по сетевому взаимодействию;
• организация методического сопровождения межсетевого взаимодействия.
Качество образования обеспечивается не отдельным образовательным учреждением, а сетью учреждений социальной сферы.
Такая сеть, построеная на основе межведомственного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, культуры, спорта и других отраслей социальной сферы, составляет целостную систему сопровождения социального развития ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Информационные источники
Основные источники
Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
Нормативные документы
Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Указ Президента РФ от 03.04.2012г. № ПР-827.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг.» (от 22.11.2012 г. № 2148-р).
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (от 02.06.2012 г. № 761).
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
Похожие статьи:
Перспективно-тематическое планирование в детском саду