Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Управление учреждением дополнительного образования

Деятельность Дома детского творчества г.о. Чапаевск направлена на решение задач доступного и качественного дополнительного образования детей, что позволит успешно самореализоваться в профессии и жизни.
В нашем учреждении занимаются 2 933 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет. Увеличению и сохранению численности воспитанников способствует качество образовательных услуг, предоставляемых педагогическим коллективом по 10 направленностям.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Это нашло отражение в документах:
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
• Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг.» (от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (от 2 июня 2012 г. № 761).
• «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.).
Сфера образования в целом, и сфера дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры).
Сегодня мы не будем касаться общего образования, а будем говорить только о дополнительном, которое является мощным средством социализации детей.
Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения:
1) дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;
2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному.
Развитие дополнительного образования детей на современном этапе наряду с сохранением своей уникальности находится в поиске педагогических идей по обновлению содержания. В программе развития нашего учреждения мы описали новую модель нашего учреждения, которую назвали «Школа успеха».
Школа (согласно словаря Ожегова): в первом значении – учебно-воспитательное учреждение (коим оно и является).
Слово «успех» (в этом же словаре) трактуется автором как удача в достижении чего-нибудь, а также – общественное признание.
В сути этих двух слов «Школа успеха» – в лаконичной форме выражена наша программа дальнейшего развития учреждения.
Каковы же механизмы перехода?
1. Организационные изменения подразумевают
• Маркетинговый подход в формировании социального заказа (системный сбор, упорядочение, анализ данных о различных проблемах, касающихся целей, технологий)
• Совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса.
• Увеличение количества детских объединений на базе ДДТ.
• Увеличение количества детских объединений на базе ОУ.
• Реализация предпрофильного обучения.
2. Обновление содержания ДОД предполагает
• Разработка авторских программ.
• Реализация авторских элективных курсов в рамках предпрофильного обучения.
• Реализация адаптированных программ.
3. Внедрение современных педагогических технологий включает в себя внедрение
• Технологий компетентностно-ориентированного образования;
• Здоровьесберегающих технологий;
• Информационно-коммуникационных технологий;
• Технологий личностно-ориентированного обучения;
• Сетевых технологий.
Принцип деятельности нашего учреждения: «Успех порождает успех». Мы считаем, что только успешный педагог может воспитать успешного ученика.
Эффективное управление учреждением дополнительного образования детей как пространством успешной социализации подрастающего поколения выражается и в подборе педагогических кадров учреждения. Педагогический состав Дома детского творчества находится в оптимальном соотношении между опытными педагогами и молодыми специалистами. Основная часть педагогов имеет высшее образование и специальное образование. Планомерная работа в повышении уровня профессионального мастерства способствует успешному прохождению квалификационных испытаний в процессе аттестации.
Мы считаем, что у нас есть все предпосылки «На пути к удаче».
Мы выделяем 3 этапа:
1-ый – мотивационно-целевой.
Основная задача которого сформировать мотив достижения и настроить на успех.
2-ой – организационный.
Задача – обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом;
3-ий – результативный.
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности, обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности.
Мы также осознаем и риски ограничения.
На нашем пути к Школе успеха могли помешать низкая мотивация у педагогов, несоответствующий уровень педагогического мастерства и недостаточно совершенная материально-техническая база.
Но, безусловно, мы продумали компенсаторные механизмы, которые могут свести риски ограничения до минимума.
Схематично мы вам показали пути к современной модели УДОД. Мы считаем, что на данном этапе наше учреждение обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы успешно реализовать Программу развития и создать современную модель учреждения «Школа успеха».
Одной из главных составляющих успешного педагогического коллектива является руководитель, от умения которого зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, сохранность, развитие и микроклимат педагогического коллектива.
Руководитель выстраивает модель управления, которая является механизмом реализации цели и стратегически основополагающих задач учреждения.
Можно выделить принципы эффективной организации деятельности педагогического коллектива.
1. Руководитель определяет стиль работы учреждения.
Успешность деятельности образовательного учреждения во многом определяется эффективной работой административной группы, которая служит для педагогов образцом отношения к работе.
2. Использует научно-методический и аналитический подход к принятию управленческих решений.
Управленческие решения являются наиболее эффективными, если они основываются на базе современных научно-методических подходов, а также на анализе данных, полученных в результате проведения социологических и психологических исследований. Значительную помощь руководителю оказывают административная группа, обеспечивающая сбор и анализ данных.
3. Проводит внутренний контроль.
Для построения эффективной системы контроля педагогам делегируются полномочия, на них возлагается ответственность за организацию образовательной деятельности в детских объединениях. Оценка эффективности деятельности педагогов проводится путем взаимопосещения и взаимоанализа занятий, контрольных исследований, отражающих объективную картину работы учреждения.
4. Осуществляет стратегическое планирование.
Деятельность административной группы определяется стратегией развития образовательного учреждения. Особую важность в деятельности руководителя приобретает наличие концепции управления, цели должны быть реалистичными и достижимыми.
5. Опирается на рядовых сотрудников.
Педагоги – наиболее существенная и ценная составляющая организации, в связи с этим система менеджмента и ее механизмы направлены на развитие инициативы педагогов, повышение их ответственности за качество образовательных услуг. Уделяется серьезное внимание формированию благоприятного психологического климата в учреждении.
Когда речь заходит о формировании педагогического коллектива, часто упоминают базовые слова: команда единомышленников, единство администрации, штабные игры, корпоративные ценности, коллективные цели, обязанности коллектива, коллективная ответственность, имидж и стиль, миссия коллектива.
Из всех этих базовых понятий необходимо отдельно сказать о команде единомышленников. И сразу введем несколько оговорок:
1. Команда, как правило, меньше коллектива в целом.
2. Команду нельзя создать по приказу.
3. У членов команды сохраняются разные интересы, статус, возможности.
4. Роль и польза, приносимая командой, зависит от уровня и характера демократических процессов, происходящих в учреждении.
5. В команде всегда выделяются яркие фигуры (лидеры по внешним данным – знающие много анекдотов, легко идущие по жизни), собственно лидеры и просто люди, ждущие своего часа и прячущиеся за спиной гигантов, которые придумывают, организовывают, создают.
6. В учреждении, где у директора авторитарный стиль руководства необходимости в создании команды нет, поскольку там насаждается либо просвещенный абсолютизм, либо административно-командный либерализм (поглаживание до и после жесткого приказа).
6. Следующий принцип эффективной организации деятельности педагогического коллектива – руководитель заботится о повышении квалификации педагогических кадров.
Организация образовательного процесса осуществляется на основе современных требований к качеству образовательных услуг. При решении этой задачи делается учет на повышение профессиональной компетентности педагогов, что может быть достигнуто обучением на курсах повышения квалификации, а также путем создания коллективных методических разработок. Задачей администрации является формирование у педагогов понимания необходимости в постоянном повышении качества оказываемых образовательных услуг.
7. Ориентируется на потребителя образовательных услуг.
Благополучие образовательного учреждения зависит от его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Важной задачей администрации является формирование у педагогов чувства ответственности за качество своей работы. Для оценки удовлетворенности потребителя качеством оказываемых образовательных услуг регулярно проводятся опросы и анкетирование.
8. Выстраивает внешние связи.
Выстраивание партнерских отношений с образовательными учреждениями, средствами массовой информации города дает возможность проводить обучение сотрудников организации и привлекать высококвалифицированных консультантов для повышения результативности деятельности образовательного учреждения. Сотрудничество со СМИ обеспечивает рекламу деятельности образовательного учреждения.
Установление вертикальных и горизонтальных связей с социумом является одним из путей эффективного управления учреждением дополнительного образования.
Вертикальные связи осуществляются со следующими учреждениями и организациями:
• Министерство образования и науки Самарской области,
• Юго-Западное управление министерства образования и науки в плане организации ресурсного обеспечения: организационно-информационного, нормативно-правового, финансово-экономического и материально-технического.
• СИПКРО в плане организационно-информационного и научно-методического взаимодействия, повышения квалификации педагогических работников.
• Ресурсный центр в плане организационно-информационного и организационно-методического взаимодействия.
Данное направление взаимодействия осуществляется через организацию и проведение научно-практических конференций, научных школ, мастер-классов, семинаров, совещаний, круглых столов, курсов повышения квалификации (очных, очно-заочных, дистанционных), консультаций (очных, скайп-консультаций, телефонных консультаций, заочных – по электронной почте), стажировок, а также через включение педагогических работников в творческие и рабочие группы.
Основными результатами такого взаимодействия можно считать:
• повышение профессионального мастерства, психолого-педагогической компетентности и профессиональной квалификации педагогических работников;
• нормативно-правовое, организационно-информационное и научно-методическое обеспечение (приказы, информационные и инструктивные письма, методические рекомендации, методические разработки и программы);
• повышение информированности педагогической общественности и населения.
Горизонтальные связи нашего учреждения представлены на слайде.
Взаимодействие учреждения дополнительного образования осуществляется через проведение мастер-классов, открытых занятий, совещаний, семинаров, окружных и региональных научно-практических конференций, круглых столов, консультирование.
Основными результатами такого взаимодействия можно считать:
• повышение профессионального мастерства, психолого-педагогической компетентности педагогических работников;
• обобщение и распространение опыта работы по проблемам организации и реализации программ дополнительного образования, проектирование индивидуального образовательного маршрута, составление рекомендаций и т.д.;
• создание благоприятных условий для личностного развития и социализации детей посредством социального партнерства.
С учетом наших реалий и потребностей мы выстраиваем это взаимодействие по следующим направлениям:
1) Формирование здорового образа жизни.
Здесь мы сотрудничаем с органами здравоохранения, физкультуры и спорта, различными общественными организациями.
2) Освоение детьми культуры общества (инкультурация).
С этой целью мы планомерно выстраиваем и поддерживаем партнерские отношения с учреждениями культуры.
3) Формирование безопасного пространства.
Здесь мы сотрудничаем с органами социальной защиты населения, полицией, но плодотворнее всего с Управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий г.о. Чапаевск и Самарской области.
Через расширение социальных контактов и организацию партнерских взаимоотношений с межведомственными учреждениями мы берем на себя миссию сплочения общества в воспитании нашего подрастающего поколения.
Таким образом, выстроенные нами горизонтальные связи показывают, что
1) создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами других ведомств способствует объединению усилий, обеспечивающих успешность развития личности ребенка, раскрытие его потенциала, защиту от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды.
2) эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон. С одной стороны, ведомственные организации видят в УДО наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения. С другой стороны, УДО получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы от ведомственных организаций.
Об успешности деятельности можно судить по положительной динамике побед в турнирных формах различного уровня. Мы гордимся успехами своих педагогов и воспитанников, которые активно принимают участие в предметных олимпиадах (секции экология, география, технология) и научных конференциях (секция МХК, краеведение, прикладная экология), областных Кирилло-Мефодиевских, Головкинских и Алабинских чтениях и побеждают.
И самым главным в своей деятельности педагогический коллектив считает дарить людям радость, учить детей верить в свою неповторимость, помогать раскрыться творческим способностям каждого ребенка, ведь ничего нет лучше в мире счастливых, добрых и талантливых людей.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел Напутствие молодому специалисту – хореографу План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Сетевое и межведомственное взаимодействие школы и Дома детского творчества
Опубликовано: 3089 дней назад (11 ноября 2015)
Просмотров: 11411
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Любовь Николаевна Горбачева # 29 ноября 2015 в 18:58 0
Создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами других ведомств способствует объединению усилий, обеспечивающих успешность развития личности ребенка, раскрытие его потенциала, защиту от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды.