Сценарий летнего развлечения «Ах, картошка ты, картошка!» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с приглашением родителей
Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ детский сад № 18 «Алёнка», г. Сафоново, Смоленская область.
Описание работы: Методическая разработка летнего развлечения предназначена для воспитателей, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Данный материал окажет положительное эмоциональное воздействие на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста , поможет интересно организовать их досуг .
Цель. Закрепление и уточнение знаний детей о картофеле.
Задачи:
Воспитательные:
-закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания;
-воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Развивающие:
-развивать творческое воображение и познавательную активность;
-развивать любознательность, речь, память, логическое мышление, внимание и воображение;
-развивать коммуникативные качества.
Образовательные:
-обогащать и систематизировать знания детей о картофеле;
-уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания;
-закреплять у детей исторические сведения о картофеле.
Оборудование: музыкальное сопровождение, видеофильм, картинки с изображением картофеля, детские рисунки и поделки, детские шапочки с изображением картофеля, игра-лото «Найди и покажи цветок», металлофон, плоды картофеля корзины, игрушка- волчок, конверты с вопросами.
Предварительная работа:
-беседы о картофеле,рассматривание иллюстраций;
-наблюдение за ростом картофеля в «огороде на окне»;
-посадка картофеля на приусадебном участке;
-продуктивная деятельность – рисование красками «Как хорош цветок картофеля», рисование карандашами «Картошкины сказки», аппликация «Цветок», лепка «Картофельная вечеринка»;
-проведение дидактических игр «Угадай по описанию», «Определи на ощупь», «Вершки – корешки»;
-придумывание, загадывание и отгадывание загадок;
-разучивание стихов, пословиц, песен, танцев;
-рассматривание рисунков из поваренной книги;
-пальчиковые игры «Овощи», «На огород», «Урожай»;
-подвижные игры: «Картошка», «Собери урожай», «Огородник»;
-придумывание сказок;
-экскурсия на пищеблок, в магазин.
Оформление зала: на стенах оформленные в рамочки детские рисунки, аппликации, на столах поделки из картофеля.
Способы: исполнение песен и танцев, чтение стихов, игра на металлофоне, подвижные игры, игра - лото, интеллектуальная игра.
Историческая справка. О картофеле для детей.
Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колубма. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд повествований.
Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.
Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того, как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием: «Наставления о разведении земляных яблок». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году. Именно его сотрудникам: Нартову А.А., Болотову А.Т., Мещинину В.А. мы обязаны распространением этой культуры в стране. У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.
Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся минеральные соли кальция, железа, йода, калия, серы и других веществ, совершенно необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкой: пюре, суп-пюре, картофель-фри, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, щи, закуска, вареники.
Ход развлечения : «Ах, картошка ты, картошка!»
Дети входят в зал с импровизацией песни «Антошка»
Ведущий :
-Друзья, мы пригласили вас,
Чтобы рассказать сейчас
О чуде-пище не простой,
Которая , так вкусно кормит нас!
Дети (в шапочках с изображением картофеля ) читают стихи:
1 ребёнок:
-В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
2 ребёнок:
-Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
3 ребёнок:
-Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!
4 ребёнок:
-Без картошки не прожить
Знают это даже дети,
Ведь она вкусней спагетти,
Долго в погребе лежит.
В первых блюдах ее варят,
На огонь, поставив в печь.
А к салатам тушат, жарят
К рыбным блюдам любят печь.
Хороша во всяких блюдах
С аппетитом все подряд
Уплетают это чудо
Ах, как вкусно,- говорят.
5 ребёнок:
-Ее любят даже кошки
Нашу вкусную картошку.
Все ребята и зверята
Завтрак ждут, готовя ложки.
Жарим мы ее не мало,
Чтоб наесться до отвала
Ешьте детки, хватит всем
Я сама ее не съем!
6 ребёнок:
-На полях растет картофель
И на наших огородах.
Люди сеют его много
Этот чудный дар природы.
Он со всех сторон полезный,
Вкусный и питательный.
В рацион наш, как известно,
Входит обязательно.
7 ребёнок:
-О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Ведущий:
- Вот какие замечательные стихи о картофеле мы услышали. А давайте, вспомним, сколько труда мы с вами вложили, чтобы картофель родился вкусным и здоровым.
На экране демонстрируется видеофильм о том , как весной дети на огороде сажают клубни картофеля, как ухаживают летом . Просмотр видеофильма сопровождается словами ведущего:
- Ранней весной, когда природа еще не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росточек уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые человеческие руки все лето будут ухаживать за ним, рыхлить землю вокруг кустика, пропалывать от сорной травы. Дождик тоже будет помогать картофелю расти.
«Дождик, лей, лей, лей,
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко
Вырастить картошку!»
Дети на металлофонах исполняют русскую народную мелодию «Дождик».
Ведущий:
-А ведь, выращивали картофель для еды не всегда. Давным-давно, во времена царствования Петра I , его цветки использовали для украшения благородные дамы и кавалеры. Вы знаете, как выглядит цветок картофеля?
Игра-лото «Найди и покажи цветок»
Дети должны быстро найти и показать карточку с изображением цветка картофеля, находящуюся среди карточек с изображением других цветов.
Ведущий:
-Только позже люди поняли, что картофель для человека- это второй хлеб, и так полюбили его, что даже стали сочинять о картофеле песни.
Дети исполняют «Песню о картошке» (на мотив песни «В траве сидел кузнечик»)
1.Как любим мы картошку, (2 раза)
Не можем без картошки
Мы даже дня прожить.
Представьте себе, (2 раза)
Не можем без картошки
Представьте себе, (2 раза)
Мы даже дня прожить.
2.Мы жарим ее и варим
И в суп ее добавляем
И даже просто в “мундире”
Сможем отварить.
Представьте себе, (2 раза)
И даже просто в “мундире”
Представьте себе, (2 раза)
Сможем отварить.
3.Можем испечь в духовке, (2 раза)
Можем оладушки сделать
И на костре испечь,
А сколько разных, (2 раза)
Сделать можно поделок
Представьте себе, (2 раза)
Их даже и не счесть.
4.Любите и вы картошку, (2 раза)
И много всяких секретов
Узнаете о ней.
Представьте себе, (2 раза)
И много разных секретов
Представьте себе, (2 раза)
Узнаете о ней.
Ребенок:
-Мы не только о картошке
Песен много знаем,
Любим мы играть с картошкой!
Ведущий:
-Давайте поиграем!
Игры с картошкой:
1.
“Соберем урожай”
Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины (эту же игру предлагаем родителям и во время сбора картошки завязываем им глаза ).
2.
“Гусеница”.
В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.
3.
“Самый ловкий”.
Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.
4.
«Кто больше удержит».
Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.
5.
«Огородники».
Дети стоят в кругу, каждый из них называет себя каким-нибудь овощем: редькой, луком, морковью и пр., в том числе и картошкой. В середине круга стоит ребенок- «огородник», глаза его закрыты, он слушает только голоса, называющих овощи. Затем «огородник» стучит палкой, находящейся в его руках, об пол. Его спрашивают: «Кто там? – Огородник.- Зачем пришел? – За картошкой».
После ответа дети ведут хоровод, приговаривая:
«Ах, картошка ты, картошка,
Кормишь ты честной народ,
Если есть картошка в доме-
Будешь сытым круглый год!»
«Огородник» в это время идет внутри по кругу, отыскивая по голосу того, кто назвался картошкой. Если он верно угадал, «картошка» убегает, «огородник» ловит ее.
Ведущий:
-А теперь, ребята, давайте проверим, ваши знания о картофеле.
Объявляется Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» За импровизированный стол приглашаются «знатоки», звучит музыка, крутиться волчок, ведущий выносит конверты с вопросами. В ходе игры, при затруднениях, приветствуется помощь «знатокам» их родителями.
1.Кто привёз первые клубни картофеля из Голландии в Россию?
Ответ: Пётр 1
2.Родина картофеля — это…?
Ответ: Южная Америка.
3.Какие полезные вещества содержатся в картофеле?
Ответ: витамины С, В1, РР, Е, каротин, калий, кальций, фосфор, железо, йод, сера, медь, цинк, марганец, фолиевая кислота и другие.
4.Как в старину называли картошку?
Ответ: «земляные яблоки».
5.Почему мы называем картофель «вторым хлебом»?
Ответ:потому что картофель – высококалорийный продукт.
6.Что такое «картошка в мундире»?
Ответ:картошка, запечённая или сваренная в кожуре.
7.Назовите как можно больше блюд из картофеля .
Ответ: Пюре, запеканка, суп-пюре, салат, драники, котлеты, зразы, пироги с картофелем, оладьи, кнели, галушки, рулет. Картошку едят в запеченном, жареном, варёном виде.
8.Какие загадки про картошку вы знаете?(
Каждый участник говорит свою загадку).
Ответы:
- Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять.
(картошка).
- Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчатая, вкусна!”
(картошка).
- Бурая - не мишка, В норке - но не мышка
(картошка).
- И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом …
(картошка).
- Неказиста, мелковата, Только любят все ребята Запеченную в костре, В ароматной кожуре. “Русский хлеб”, зовём мы крошку – Нашу добрую…
(картошку).
- Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(картошку).
9.Какие вы знаете пословицы про картофель?
(Каждый участник говорит свою пословицу).
Ответы:
- «Картошку сажать – не руками махать»
- «Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.»
- «На Руси без картошки – что гулянка без гармошки».
- «Картофель – второй хлеб»
- «Ешь картофель досыта, а сажай до пота».
- «Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась».
- «Картошка да каша — еда наша».
- «Не велик сижок, да хорош пирожок».
- «Картофель хлебу подспорье».
- «Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит».
Ведущий:
-Вот как замечательно, ребята, вы справились со всеми заданиями и родители с нами поиграли.
Звучит белорусская народная мелодия «Бульба».
Ведущий:
-Эта задорная, веселая мелодия тоже называется «Картошка», мы сейчас под нее потанцуем.
Танцевальная импровизация под мелодию «Бульба».
Ведущий:
-Пролетело время незаметно,
О картошке много мы узнали,
И ещё о ней поговорим мы непременно,
Когда встретимся все снова в этом зале.
А на память вам, друзья, об этой встрече
Вот картофельные угощения на вечер!
Не стесняйтесь, угощайтесь!
Ребята, ваши родители постарались и сделали из картофеля много разных замечательных блюд.
Родители читают стихи:
-Кто сейчас за стол садится,
Может сразу угоститься.
Шанежки и винегрет,
С ними славен наш обед.
Пироги, салат и щи –
Лучше даже не ищи.
В мультиварке и кастрюле,
Хоть в ковше, в сковороде,
Все используют картофель,
В Омске и в Караганде.
Презентация блюд из картофеля- «Картофельный банкет»
"Картофельные ёжики"
"Драники"
"Картофельные рогалики"
"Картофель-фри"
"Картофельные лодочки"
Дегустация блюд из картофеля.
По окончанию праздника дети вместе с родителями исполняют песню «А споёмте-ка, ребята»
1.А споёмте-ка, ребята
Жили в садике мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2.Раз гадали мы с Антошкой,
Что дадут нам на обед
И решили, что картошки
Лучше блюда в мире нет.
3.Ах, картошка – объедение,
Наш картошка идеал.
Тот не знает наслаждения,
Кто картошки не едал!
4.Здравствуй, милая картошка,
Низко бьём тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!
Печатные и электронные ресурсы:
1.Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду», Мир животных и растений , г. Ярославль,1997.
2.Т.М. Тихомирова «Растительный и животный мир» сборник загадок, , Москва , 2008г
3.Стихи из сборника материалов об овощах (методические наработки)
4.Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников. М., 2006.
5.Интернет – ресурсы.
6.Фотографии из личного альбома.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий летнего праздника в старшей и подготовительной группе
Сценарий летнего развлечения в средней группе ДОУ
Сценарий летнего развлечения в средней группе
Сценарий летнего развлечения для детей младшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Спортивный летний праздник в старшей и подготовительной группе. Сценарий
Развлечения в детском саду для детей 3-5 лет летом
День летних именинников в младшей, средней группе
Сценарий летнего развлечения в детском саду на улице
Сценарий музыкального представления для детей 4 лет. «Лето, лето к нам пришло!»