Конспект летней дачной прогулки для старших дошкольников и младших школьников «Вишенки»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект летней дачной прогулки «Вишенки»
из цикла «Дачная растительность». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий на подобную тематику. Рекомендуется использовать элементы материала, как на занятиях и мероприятиях для школьников, так и для дошкольников. Прогулка ориентирована на дошкольников старших и подготовительных групп и младших школьников, а также на всех дачных любителей.
Цель: знакомство с вишней.
Задачи:
- уточнить знания о вишне;
- расширять кругозор;
- развивать познавательный интерес и творческие способности;
- воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к миру природы;
- создать хорошее, позитивное настроение.
Примечание: Данную прогулку следует совершать в период созревания вишни. Все задания на определение по вкусу, запаху, цвету и т.д. рекомендуется проводить только с детьми без аллергии и обязательно с разрешения их родителей! В моём случае - это, конечно же, проверенные дети.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, сегодня мы с Вами отправляемся на дачную прогулку. Отгадав загадки, Вы узнаете, о каком растении пойдёт речь.
Примерные загадки:
1. Варят варенье и компот,
Из ягод этих каждый год,
Когда поспеет, краснеет,
И собирают их с деревьев!
2. Ветка в саду в красных горошках,
Эти горошины очень уж схожи,
Вкус кисловатый, мякоть сочна,
В каждой из них кость есть всегда!
3.Длинный хвостик,
Внутри косточка,
Мякоть красноватая,
Часто кисловатая!
4.Варенье это я люблю,
Из ягод кости удалю,
Тёмно-красные горошки,
Кисловатые немножко!
5. Крона будто в точках вся,
В красных ягодах она,
Даже спелая с кислинкой,
Присмотрелся это …
(Вишня).
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с Вами поговорим о вишне.
Вишня - это плодовое растение, растёт практически везде: в садах, на дачных участках, даже вдоль дорог, так как отличается выносливостью и неприхотливостью. Популярность этой ягоды ещё и в том, что она очень вкусная, а использовать её можно очень широко: есть свежей и заготавливать впрок. Вишню можно сушить, варить из неё варенье, готовить джемы, повидло, конфитюр, делать компоты, использовать как начинку для пирогов и т.д. Лечебные свойства вишни тоже делают её ценным растением. Вишню можно замораживать.
Вишня - ягодка созрела,
Ах, как вовремя поспела,
В сад сегодня мы пойдем,
И всю вишню соберём.
На компот и на варенье,
Будет всем нам угощенье!
Ребята, найдите, пожалуйста, на нашем участке это растение и подойдите к нему.
(Далее дети выполняют задание).
Учитель: Молодцы, ребята! Все справились.
Куст красавец, самый пышный,
Называют франта - вишней.
Кладовая сочных ягод,
Будет всем варенья на год!
(Все подходят к кусту вишни).
Учитель: Первоначальное значение слова
«вишня» -
«дерево с клейким соком». Вишня - небольшое деревце или кустарник, зависит от вида. Относится к семейству
Розовых. Высота ветвей может быть от 2 до 7 метров. В роду вишни насчитывается около 150 различных видов. В основном это домашние культурные сорта. В природе встречается также и дикая вишня.
Ребята, сколько сортов вишни Вы заметили на нашем участке?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Предлагаю немного окунуться в историю.
Самый известный с давних пор вид вишни – это
черешня, или вишня птичья. Полагают, что черешня была известна уже за 8000 лет до нашей эры в Анатолии и в Европе - на территории современных Дании и Швейцарии.
Существует также мнение, что
ассирийский царь Саргон II (722 - 705 г. г. до н. э.) очень любил сладкий аромат цветущей вишни. По свидетельству
Геродота, жившего
в V веке до нашей эры, вишнёвые деревья на зиму укутывали толстым слоем овечьей шерсти. Из плодов готовили густой сироп, который пили, разбавляя водой, или употребляли для улучшения вкуса печений.
Небольшой
город Керасунд – считается
родиной черешни и вишни. Считается, что здесь впервые их встретили римляне и дали им название -
«керасунтские плоды». Именно из этого города, расположенного в Малой Азии, на побережье Чёрного моря, вишню и черешню
впервые привёз в Рим полководец и рабовладелец
Лукулл. А уже позднее их стали выращивать в Западной Европе, Италии, затем на Украине. К нам в Россию ягоду впервые завезли из Крыма.
Получается, что раньше всех о вишне узнали народы Средиземноморья, потом она попала в Персию и на Кавказ. По достоинству оценили вишню римляне, и из Рима она уже в I веке н.э. распространилась по Европе - её выращивали в Британии, на территории современной Бельгии и Германии, а вот в Россию она попала гораздо позже.
При
Юрии Долгоруком вишнёвые сады уже цвели по всем окрестностям Москвы.
Учитель: К
XV веку вишня стала одним из любимых в народе плодовых деревьев - ей даже приписывали магическую силу. Вишня помогала при многих болезнях, уже тогда люди научились использовать все её части: не только ягоды и сок, но и листья, цветы, кору и молодые веточки, плодоножки и косточки, корни и вишнёвый клей.
Учитель: Давайте соберём по листику вишни.
(Далее дети выполняют задание).
Учитель: Ребята, внимательно рассмотрите листы. Какие они на ощупь, по цвету, на что похожи, опишите их.
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Предлагаю Вам обвести лист вишни, затем дорисовать мелкие детали, а можно нарисовать самостоятельно или раскрасить в своих блокнотах куст вишни.
Примечание: Для дачных прогулок каждому ребёнку заводим блокнот или альбом, в котором делаются зарисовки, записи и т. д. Для данной прогулки в альбом или блокнот вклеиваем
раскраску «Кустик вишни».
(Далее дети выполняют задание).
Учитель: В листьях вишни имеются витамины, углеводы, магний, натрий, бор, йод и другие. Для использования листочки собирают в мае в период цветения. В это время они набирают полную силу, и даже в подсушенном виде практически не теряют и части своих полезных элементов.
Листья вишни - огромный витаминный комплекс, который помогает не только повысить иммунитет человека, но и справиться со многими болезнями.
Принцип сбора листьев следующий: одной рукой придерживаем веточку дерева у основания, а другой - тянем листья на себя. В результате у нас в руке оказывается пучок листьев. Стараемся при этом не оголять дерево. Предлагаю потренироваться в собирании листьев.
(Далее дети выполняют задание).
Учитель: Листья вишни обладают антисептическими свойствами, это качество издавна использовалось и в народной медицине и в кулинарных целях: если рядом с ними лежали другие ягоды или плоды, они сохраняли свою свежесть дольше - именно поэтому вишнёвый лист стали использовать в домашнем консервировании.
Вишня - растение, незаменимое для вкусных домашних заготовок. Её листья кладут в солёные и маринованные овощи и грибы, добавляют к варенью - от этого оно становится особенно вкусным и ароматным.
Учитель: Из листьев вишни получается отличный витаминный чай.
Учитель: В банях вместо берёзовых и дубовых веников в некоторых регионах используют веники вишнёвые, они очень полезные для кожи - поддерживают тонус. Для изготовления веников берут молодые и пушистые побеги вишнёвых деревьев и кустиков - их срезают летом, в июне. Париться таким веником гораздо приятнее.
Учитель: Внимательно посмотрим
на плоды вишни. Они имеют кисло-сладкий вкус. В них содержатся: лимонная, яблочная, янтарная, фолиевая и салициловая кислоты, а также медь, железо, цинк, йод, марганец, фтор, калий, кальций, фосфор, магний, пектиновые вещества, сахара, витамины и т. д. Вишня обладает целебными свойствами для лечения малокровия, болезней легких, почек, при артрозе.
Отвар сушеных вишен – отличное жаропонижающее для детей.
Учитель: Существует
много различных видов вишни.
Вот некоторые из них:
Черешня, или Вишня птичья.
Вишня колокольчатая.
Вишня обыкновенная, или Вишня кислая.
Вишня вишнеобразная.
Вишня горькая.
Вишня кустарниковая, или Вишня степная.
Сакура, или Вишня мелкопильчатая.
Декоративное дерево, символ японской культуры.
Лавровишня.
Черёмуха обыкновенная.
Черёмуха виргинская, или Черёмуха красная.
Примечание: можно показать детям фотографии разных сортов вишни.
Учитель: Теперь расскажу Вам немного о тех видах, которые растут на нашей даче.
Черешня - ароматная, сочная, сладкая ягода. У неё приятный вкус и аромат. В мире известно около четырёх тысяч видов черешни. Все сорта черешни разделяются на две большие группы - Гини и Бигарро. Калорийность черешен сортов Гини невысока, но при этом они обладают прекрасными вкусовыми качествами. Бигарро – сорта позднего и среднего срока созревания, они отлично подходят для заморозки и переработки. Учитывая низкую калорийность черешни, эту ягоду можно включать в рацион диетического питания.
Китайская (войлочная) вишня - нередкая гостья в садах. Это низкорослый кустарник с морщинистыми, сильно опушенными листьями. Рано цветёт и созревает. Плоды кисло-сладкие.
Учитель: Ребята, а что можно приготовить из вишни?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Верно, из вишни готовят компоты, варенья, джемы, пироги, вареники и т. д. Кто из Вас, что пробовал из перечисленного? Какое Ваше любимое блюдо из вишни?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель:
Варенье из вишни вишнёвого цвета,
Варенье из вишни прождал я всё лето.
Вишнёво и вкусно фруктовый цвёл сад.
Цветенью и вишне безумно я рад!
А теперь отправляемся на сбор ягод.
Сварить варенье можно с ней,
Компот, повидло. Не жалей!
Насобираешь много ты,
Кругом растут эти кусты!
Предлагаю, разделится на две команды. Посмотрим, чья команда за определённое время наберёт больше ягод.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вишни собирать,
Наберём ведёрочко
Полненькое, с горочкой.
(Далее дети выполняют задание).
Учитель: Предлагаю попробовать плоды вишни разных сортов, предварительно вымыв руки и сами ягоды.
(Далее следует обсуждение, кому какого сорта ягода больше нравится и почему).
Учитель: Теперь Вас ждут развлечения.
(Далее следуют интересные развлечения, задания для детей).
Примерные задания:
1. Сосчитать сколько ягод. (Общее количество ягод для дошкольников – не больше 10 штук).
2. Составить задачу по имеющимся ягодам вишни и решить её.
3. Назвать ягод какого сорта вишни больше. (Для дошкольников – в пределах 10).
4. Продолжить ряд ягод: вишня, черешня, китайская (войлочная) вишня и т. д.
Примечание: можно использовать другие ягоды, например, смородину.
5. Угадать по вкусу, закрытыми глазами, какой сорт вишни.
6. Создать рисунок или узор из вишни, используя тарелку с йогуртом, сливками или мороженым.
Учитель: Ребята, оказывается, у вишни есть и противопоказания, связанные с опасными свойствами вишни.
Вот некоторые и них:
1. Люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не должны есть много ягод вишни, имеющих кисловато-сладкий вкус, чтобы не провоцировать обострение заболевания.
2. Нельзя употреблять в пищу вишню людям с гастритом, язвой или сахарным диабетом, так как она усугубляют течение этих заболеваний.
3. После употребления вишни необходимо прополаскивать рот водой, чтобы кислота не повредила зубную эмаль.
4. При приготовлениях компотов из вишни не рекомендуется использовать метод 3-кратной заливки кипящей водой, так как это может стать причиной сильных отравлений. Кроме того, употребление в пищу компотов и варенья из вишни, которые долго хранились, может спровоцировать тяжелые отравления.
5. Не желательно употреблять вишню в больших количествах людям, страдающим ожирением, так как она повышает уровень глюкозы в крови и может спровоцировать появление сахарного диабета или просто лишних килограммов.
Какой вывод можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Верно, следует быть внимательным и разборчивым при употреблении вишни!
Учитель: Ребята, а Вы знаете литературные произведения, в которых говорится о вишни или в которых герои Вишенки?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Например,
Антон Павлович Чехов написал
пьесу «Вишнёвый сад». Вишенка и графини Вишни - персонажи произведения
Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
(Далее следует прочтение отрывка перечисленных произведений).
Учитель: Ребята, понравилась Вам наша прогулка? Поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная информация может Вам пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Сегодня мы узнали о том, что
вишня – это известная, вкусная и полезная ягода. Её кушают, сорвав с ветки, варят ароматное варенье, сушат и консервируют. Из неё делают компот, джем, сироп и т. д.
Благодарю Вас за прогулку!
А теперь самое время полакомиться блюдами из вишни.
Примечание: можно приготовить сырники с вишнёвым вареньем, вишнёвый компот, угостить детей мороженым с вишнёвым сиропом или что-то на Ваше усмотрение.
До новых встреч!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Летняя дачная прогулка с детьми 6-10 лет на тему: Ягода - смородина
Конспект летней прогулки в подготовительной группе детского сада
Конспект прогулки в летний период в подготовительной группе детского сада
Конспект проведения летней прогулки в подготовительной группе