Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Мифы Древней Греции. Дедал и Икар

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса. Мифы Древней Греции. Дедал и Икар

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Мифы Древней Греции. Дедал и Икар». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето». Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Цель: знакомство детей с мифом Древней Греции о Дедале и Икаре.
Задачи:
- донести до учащихся красоту мифов;
- расширять кругозор младших школьников;
- воздействовать с помощью мифов на мысли, воображение и чувства;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать у учащихся эстетический вкус;
- совершенствовать культуру младшего школьника.
Ход мероприятия
Учитель: Мифы Древней Греции - это яркие и завораживающие предания. Захватывающие приключения Одиссея, путешествия Аргонавтов, подвиги Геракла и множество других сюжетов, ставшие неотъемлемой частью культурного наследия человечества. Назовите мифы Древней Греции, которые Вы уже знаете?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с увлекательными и поучительными историями, а также узнаем новых героев мифов Древней Греции. Но прежде чем мы это сделаем, предлагаю Вам поработать в группах. На прошлом занятии мы много говорили о столице Греции. Ответьте, пожалуйста, на вопросы Викторины. Вспомним правила работы в группе.
(Далее следуют ответы детей и групповая работа).
Примерные вопросы Викторины:
1. Назовите столицу Греции. (Афины).
2. Кто такая Афина? (Богиня мудрости).
3. Почему столицу Греции так назвали? (Из мифологии известно, что имя богини мудрости - Афины - город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном.)
4. Что Вам известно о том, как древние греки расписывали глиняную посуду? (Они наносили роспись, с помощью обжигаемых красок).
5. Что Вы можете сказать о скульпторах древних греков? (Они изображали на барельефах богов и героев, были прекрасными скульпторами).
6. Назовите одно из семи чудес света, сооружённое в городе Эфесе в первой половине VI века до н. э. (Храм Артемиды).
7. Что такое Акрополь? (В переводе с греческого: «верхний город» - возвышающийся на 150 метров над главным городом Греции. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться, а также возводились основные храмы).
8. Какой храм возвышается на вершине скалы Афинского акрополя? (Монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) - покровительнице города).
9. Что находилось в центре классического древнегреческого храма Парфенон? (13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости.)
10. О каких ещё шедеврах архитектуры Афин Вы можете рассказать? (Храм Зевса, Театр Диониса, Одеон Герода Аттика).

Учитель: Молодцы, ребята! Афины - это центр торговли, ремесла, искусства и науки. В древние времена человек воспринимал мифы как достоверные рассказы о том, что было прежде. Но шли века, и отношение менялось. Мало кто верил в их реальность. Сказания начинали толковать уже не в прямом, а в переносном смысле. Мифы были воплощениями человеческих мечтаний. Персонажами древнегреческих мифов не всегда были боги и герои – иногда они рассказывали об обычных людях. Именно здесь и возник Миф о Дедале и Икаре. Миф характерен для периода, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством. Предлагаю познакомиться с мифом о Дедале и Икаре.
(Далее следует прочтение мифа Древней Греции «Дедал и Икар»).

Учитель: Ребята, Вам понравился миф? Давайте вспомним основные события мифа. Кем был Дедал? Что вы можете сказать о Дедале как о скульпторе, художнике, изобретателе? А что Вы можете сказать о нём как о человеке? О каком герое эта загадка?
В небо грек тот захотел,
В мифе к солнцу он взлетел.
Но сил своих не рассчитал
И вот на землю он упал.
(Икар).
Кто такой Икар? Почему у него возникло желание покорить силы природы и, подобно птице, оторваться от земли? Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? Какие чувства Вы испытываете после прочтения данного мифа? Что показалось особенно удивительным?
(Далее следуют ответы детей на вопросы учителя).
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Учитель: Кого мы называем Икарами сегодня? (Молодых людей, стремящихся быстро достичь небывалых высот). Плохо это или хорошо в наше время быть Икаром?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Известный факт: астрономы присвоили имя «Икар» небольшому астероиду, который каждые 19 лет необычайно близко подходит к Земле. Однако вероятность падения этого Икара на Землю меньше одной миллиардной.

Учитель: Задайте свои вопросы.
Примечание: Читая мифы детям, будьте готовы к большому количеству вопросов.
(Учитель отвечает на вопросы детей).
Учитель: Из мифа мы узнали, что Дедал был «величайшим художником, скульптором и зодчим Афин». Имя Дедал означает «искусный», в греческой мифологии - замечательный изобретатель, архитектор, скульптор. Дедал изобрёл много полезного: рубанок, отвес, топор, лом, бурав и клей. По преданию сама богиня Афина обучала его кузнечному делу. Слава о Дедале распространилась очень широко. «Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми». Дедал был в почёте за свое искусство.

Учитель: Построенные им здания поражали своей красотой и величием, а статуи казались настолько живыми, что их приковывали цепями к стенам, опасаясь, как бы они не убежали. Но величайшим его достижением считались не построенные здания, не его великолепные статуи, а сделанные им крылья. Секреты своего мастерства Дедал тщательно скрывал, он отказывался брать учеников. Лишь однажды он сделал исключение и взялся обучить сына своей сестры Талоса. Юноша был очень способный, быстро выучился всему, и даже пошёл дальше своего учителя, он изобрёл пилу, токарный станок и гончарный круг.

Учитель: В произведении «Дедал и Икар» отражается стремление к полёту. Миф показывает нам, что уже в древности человек, глядя на птиц, мечтал о небе. Дедал и Икар, летя в небе, парили, как птицы. Поэтому я предлагаю раскрасить птиц в полёте. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).


Учитель: Греческая мифология отличается особым богатством образов и красок, необыкновенной силой художественного воображения, бесконечным разнообразием тем и сюжетов. Вплоть до наших дней они остаются неисчерпаемым источником мысли для писателей, поэтов, художников, музыкантов, актёров, архитекторов. По сюжету мифа о Дедале и Икаре создано множество произведений. Полёт и падение Икара волновали и волнуют мыслителей и художников разных эпох и народов.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
В 14-15 веках миф нашёл воплощение в книжной миниатюре и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло).
Иллюстрация к метаморфозам Овидия 15 век
Позднее и в живописи: «Падение Икара» (Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейн Младший, Я. Тинторетто, П. Брейгель Старшеий, X. Боль, П. П. Рубенс и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. Ван Дейк, Ш. Лебрен и другие).
Антонис Ван Дейк 1630 год
В пластике («Дедал и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Это Прейслер (конец 19 в.), Шим (1930 г.), Вацулк (1960 г.) и Матал (1961 г.). Из скульптур «Икар» Штурса (1919 г. и 1920 г.); «Икар» Догналовой (1936 г.) и рельеф Прибиша «Икар» (1934 г.). Среди музыкально-драматических произведений 20 века - балеты «Полёт Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре». Античных изображений Дедала до нас дошло сравнительно мало. Тем более драгоценна римская рельефная пластина «Дедал с Икаром» 1 или 2 в. н. э., копирующая греческий оригинал, которая была найдена в словацкой деревне Русовце и теперь находится в Братиславском городском музее. Всемирно известен мраморный рельеф «Дедал и Икар» работы Донателло (1430 г.), скульптурная группа «Дедал и Икар» Кановы (1777—1779 г. г.). Из художников к сюжету «Дедал и Икар» трижды обращался Ван Дейк (1630—1640 г. г.), одноименную картину написал Соколов.
Шарль Поль Ландон 1799 год
П. И. Соколов 1777 год
Во дворцах эпохи позднего феодализма «Полет Дедала и Икара» был излюбленным сюжетом плафонной живописи, например, в Праге: в Вальдштейнском дворце (Бьянко, 1625—1630 г. г.) и в малостранском Лобковицком дворце (работа неизвестного мастера, около 1720 г).
О картине Питера Брейгеля «Падение Икара»

Брейгель обратился к теме мифа о Дедале и Икаре во время своего пребывания в Риме, выполнив рисунок "Пейзаж с падающим Икаром". Затем с него была сделана гравюра, на которой есть подпись: "Питер Брейгель сделал в 1553 году". Прочитав название картины, каждый смотрит на изображение неба, но не видит там героя. Взгляд скользит по морю, по скалистому берегу, крестьянин, пастух, рыболов… И вдруг неподалеку от того места, где устроился рыбак, видны ноги гибнущего Икара. Ветер разносит в стороны перья его распавшихся крыльев. В XVI веке это было суровое предупреждение гордецам и выскочкам. Художник изобразил пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иное звучание. Никто не восхищается Икаром. Его не видят или не желают видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, пастух смотреть в небо, все заняты своим делом. "Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает" - так гласит нидерландская пословица.
Картина отражает изменение мира и его восприятия. На XVI век выпали великие географические открытия. Мир изменился - из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. На его фоне даже героические поступки прошлого выглядели и воспринимались совсем по-другому - как нечто преходящее, мимолетное. Именно эту смену изобразил Брейгель в своей картине. Время создания точно установить не удалось. Исследователи считают, что не позднее 1558 года.

Имя мифического изобретателя Дедала в античности является собирательным именем для целой корпорации художников и даже ремесленников, занимавшихся изготовлением статуй богов. Все древние статуи, особенно те, которым придавали какую-то чудодейственную силу, считались произведениями Дедала. Подобно богу Гефесту, Дедал - цивилизатор, научающий людей ремеслам и промышленности. Дедал также - механик и архитектор. Происхождение Дедала малоизвестно. В мифах Дедал считается внуком афинского царя Эрехтея. Дедал изобрёл много полезных вещей, первым натянул паруса и научил людей управлять парусными судами. Дедал и Икар, миф о них, вдохновлял художников во все века.
Стенная роспись из Помпеи
Из античных изображений сохранились фрески в Геркулануме, на которых изображена гибель Икара. Дедал известен главным образом в истории искусства тем, что первый придал своим статуям более жизненные формы. Дедал отделил ноги и руки от туловища, открыл статуям веки и выразил во всей фигуре движение. Дедал был очень дружен с Гераклом. Желая порадовать Геракла, Дедал вылепил статую Геракла и поместил на той дороге, по которой Геракл должен был проходить, отправляясь побеждать какое-то чудовище. Дедал сделал такую живую фигуру и так реально передал силу героя, что Геракл, не узнав в ней себя, вообразил, что перед ним достойный по силам враг, схватил огромный кусок скалы и бросил его в статую, которая разлетелась вдребезги.

«Падение Икара» - одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина, написанная им на мифологический сюжет. Есть мнение, что картину нарисовал не Брейгель, а это более поздняя копия с утраченного оригинала.

Если есть возможность, то можно просмотреть диафильм о Дедале и Икаре.
Учитель: Миф нашёл отражение и в поэзии. И. В. Гёте - «Фауст», В. Я. Брюсов - «Дедал и Икар», стихотворения «Икар» Врхлицкого (1889 г.) и Карасека из Львовиц (1909 г.), «Эпос об Икаре» Д’Аннунцио. С. Чех написал роман «Икар» в 1885 г.
(Далее следует знакомство детей с литературными произведениями).
Примечание: Для лучшего восприятия можно использовать их аудиозапись.
Примерные произведения:
Валерий Яковлевич Брюсов
Дедал и Икар

1 апреля 1908 года
Дедал
Мой сын! Мой сын! Будь осторожен,
Спокойней крылья напрягай,
Под ветром путь наш ненадёжен,
Сырых туманов избегай.
Икар
Отец! Ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? Выше! К небосводу!
До вечной области светил!
Дедал
Мой сын! Мы вырвались из плена,
Но пристань наша далека:
Под нами - гривистая пена,
Над нами реют облака...
Икар
Отец! Что облака! Что море!
Удел наш - воля мощных птиц:
Взлетать на радостном просторе,
Метаться в далях без границ!

Дедал
Мой сын! Лети за мною следом,
И верь в мой зрелый, зоркий ум.
Мне одному над морем ведом
Воздушный путь до белых Кум.
Икар
Отец! К чему теперь дороги!
Спеши насытить счастьем грудь!
Вторично не позволят боги
До сфер небесных досягнуть!
Дедал
Мой сын! Не я ль убор пернатый
Сам прикрепил к плечам твоим!
Взлетим мы дважды, и трикраты,
И сколько раз ни захотим!
Икар
Отец! Сдержать порыв нет силы!
Я опьянел! Я глух! Я слеп!
Взлетаю ввысь, как в глубь могилы,
Бросаюсь к солнцу, как в Эреб!
Дедал
Мой сын! Мой сын! Лети срединой,
Меж первым небом и землёй...
Но он - над стаей журавлиной,
Но он - в пучине золотой!
О юноша! Презрев земное,
К орбите солнца взнесся ты,
Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты.

Андрей Парошин
Дедал и Икар

Древний миф нам говорит:
Есть на море остров Крит.
Там, среди высоких скал,
Славный мастер жил - Дедал.
Крылья сделал мастер сам
И взлетел под небеса.
Сыну тоже крылья дал,
Вместе с ним летит Дедал.
Высоко взлетел Икар,
Где лучей палящий жар.
Солнце яркое светило,
Воск на крыльях растопило.
С высоты Икар упал,
Плачет горестно Дедал.
Учитель: Кроме того, с греческой мифологией связаны тысячи словарных понятий, афоризмов и речевых оборотов, прочно вошедших в язык каждого культурного человека. Имя Икара стало нарицательным. Так называют человека пытливого, ищущего, смело идущего к успеху, поднимающегося над обыденностью жизни. А выражение "полёт Икара" употребляется в значении: смелые, но рискованные поступки.

Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Деятельными, энергичными, пытавшимися объяснить появление жизни на земле, истолковать явления природы, определить место человека в мире - такими были древние греки.
Читайте Мифы Древней Греции!
Благодарю Вас за занятие!
Интерес к мифам не исчезнет никогда!
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Мифы Древней Греции. Дедал и Икар

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие на тему: Дружба с презентацией, 4 класс Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Мифы Древней Греции Внеклассное мероприятие по литературному чтению с презентацией, 4 класс. Сергей Есенин

Похожие статьи:

Мифы Древней Греции для детей 3 класса

Мифы Древней Греции для детей 6 класса

Мифы Древней Греции «Титаны, дети земли и неба»

Зевс - владыка богов

Мифы Древней Греции, 4 класс

Участник №46 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 25 августа 2015 года
Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Мифы Древней Греции | Внеклассное мероприятие по литературному чтению с презентацией, 4 класс. Сергей Есенин
Опубликовано: 3442 дня назад (21 июля 2015)
Просмотров: 19191
+7
Голосов: 7
Светлана Анатольевна Савостьянова # 22 июля 2015 в 14:12 +4
Светлана Николаевна, здравствуйте! Какой насыщенный сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса «Мифы Древней Греции. Дедал и Икар» Вы представили. В нём рассматривается и сам миф, и значения имён Дедал и Икар, хорошая подборка их образов в искусстве и литературе, целое исследование. Публикация замечательно оформлена. Голосую с удовольствием +1!
Ирина Николаевна Ступченко # 22 июля 2015 в 14:16 +3
Добрый день! Светлана Николаевна как же мне понравилась Ваша работа! Редко встретишь сценарии внеклассного мероприятия в начальной школе на подобную тему. А это так увлекательно и необычно. Столько информации, столько занимательных этапов - всё это может сделать грамотный и профессиональный педагог. Вся работа прекрасно оформлена, иллюстрации прекрасно дополняют весь материал и дают чёткое представление прочитанному. Голосую с удовольствием!
Валерий Григорьевич Вершинин # 22 июля 2015 в 15:18 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Поздравляю вас с хорошей публикацией внеклассного мероприятия! Насыщенный материал, подборка стихов, картин и слайдов - всё это работает на главную идею занятия. Молодцы! С удовольствием голосую +1. С уважением, Валерий Григорьевич.
Ольга Васильевна Яковлева # 22 июля 2015 в 22:44 +4
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Мне очень понравился опубликованный Вами Классный час "Делал и Икар". Мероприятие получилось насыщенное интересной, познавательной информацией из мифов древней Греции. Замечательная подборка стихов, иллюстраций, картин. Творческих успехов! голос
Ирина Васильевна Титова # 23 июля 2015 в 13:55 +2
Здравствуйте! Интересная, насыщенная работа. Много интересной и новой информации.Спасибо!
Любовь Сергеевна Новоселова # 25 июля 2015 в 05:47 +3
Доброе утро, Светлана Николаевна. Мне очень понравился Ваш классный час, посвящённый древнегреческим мифологическим героям - Дедалу и Икару. Очень интересное мероприятие включило в себя и викторину, и диафильм, и стихи, и работу с полотнами великих художников. Сама очень люблю всё, что связано с Древней Грецией. Мой голос №6. Творческих успехов.