Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Осенняя экскурсия, 3 класс

Методическая разработка осенней экскурсии для 3 класса
Экскурсия в 3 классе «Осень пришла в наш школьный двор».

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9,
г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию разработку экскурсии на осеннюю тематику. Материал предназначен для учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня при проведении внеклассных мероприятий на свежем воздухе. Данный материал ориентирован на учащихся младшего школьного возраста и может быть использован на уроках окружающего мира. Сезонные экскурсии в природу имеют огромный развивающий потенциал в процессе формирования образа экологической картины мира у младших школьников.
Цель: наблюдение за осенними изменениями природы.
Задачи:
- провести наблюдения за признаками наступления осени в природе;
- развивать умение различать листья наиболее распространенных пород деревьев, кустарников, трав;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- повышать уровень экологической культуры учащихся.
Ход экскурсии
Учитель: Ребята, сегодня нас с вами ждёт экскурсия на наш школьный двор.
Сбор детей, отправление на школьный двор.
Учитель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года скажите, как зовётся?
(Осень).



Учитель: Говоря об осени, сразу вспоминаются строчки Александра Сергеевича Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса!
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг! Осень – это действительно и «унылая пора» и «очей очарованье». Как Вы думаете почему?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня, находясь на природе, давайте вспомним, какие ещё стихи об осени Вы знаете. Кто может нам их рассказать?
Дети читают стихи об осени.
Примерные стихи:
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович

Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клён.

Клён под солнышком купался,
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла.
Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Жёлтые ладошки
К нам летят в окошки.
А. Кулагина
Учитель: Молодцы, ребята! Красивые стихи Вы нам прочитали. Давайте поаплодируем!
Аплодисменты чтецам.
Учитель: Ребята, если Вы внимательно слушали наших чтецов, то наверняка обратили внимание на основные признаки осени, встречающиеся почти в каждом стихотворении. Давайте их ещё раз вспомним и назовём их, при этом сделаем соответствующие наблюдения.
Дети перечисляют основные признаки осени, наблюдают их в природе.
Учитель: А теперь предлагаю работать группами по 5-7 человек.
Делимся на три группы.
Учитель: Отгадайте загадки. Каждой группе даётся по одной загадке.
Для 1-ой группы:
Осень в город вновь пришла,
Листопад к нам принесла.
Лист похожий на корону
У раскидистого…
(Клёна).

Для 2-ой группы:
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза).

Для 3-ей группы:
Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?-
Это дерево - …
(Рябина).

Учитель: Послушайте названия своих команд: первая группа – кленовые листья, вторая группа – берёзовые, третья группа – рябиновые.
Учитель: Первое задание для команд - «Найди своё дерево». Каждой команде необходимо найти на школьном дворе своё дерево.
(Желательно, чтобы все деревья находились рядом).
Ребята выполняют задание.
Учитель: Молодцы! Все команды быстро и точно определили своё дерево. Обратите внимание, на каждом дереве прикреплён лист. На нём - информация о дереве. Вы должны прочитать этот небольшой рассказ и определить, верно ли прикреплена информация к Вашему дереву. Если нет, то прикрепить информацию к нужному дереву.
(Желательно прикрепить листы так, чтобы дерево и информация о нём не совпадала.)
Информация 1:
Данное дерево - основной житель российских лесов, распространено по всей территории Российской Федерации. Испокон веков его использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, сок - все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что данное дерево благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ним.
(Берёза).
Информация 2:
Сок этого дерева вкусен, в старину из него выпаривали сахар. Из древесины этого дерева изготовляют многие музыкальные инструменты, например: кларнеты, флейты. У этого дерева тяжёлая и плотная древесина, крепкая и твёрдая. Умеренно усыхая, она мало разбухает и коробится. Раскалывается это дерево с большим трудом. В древнем Новгороде данное дерево было излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точёные сосуды. Из него же изготовляли вёсла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. Такое широкое применение дерева не случайно, так как оно хорошо обрабатывается режущими инструментами. В лечебных целях используют листья и побеги. Настой и отвар листьев также оказывают лечебное действие. Старинное народное средство лечения кашля: в 1 стакан горячего молока добавить 1 столовую ложку сока данного дерева и выпить. При порезе - прикладывают чистые измельченные листья к ране.
(Клён).
Информация 3:
Это дерево относится к роду листопадных морозостойких кустарников и деревьев семейства розоцветных. Название произошло от лакомящихся плодами этого дерева птиц. В мире насчитывается более 100 видов данного дерева.
(Рябина).
Учитель: Молодцы, все команды справились с заданием. Следующее задание - «Собери пословицу». Каждой команде выдаётся конверт. В нём слова из пословицы о дереве. Необходимо быстро и правильно расставить все слова, чтобы получилась пословица. Далее всей командой громко и чётко прочитать пословицу.
Примерные пословицы:
Без ветра и лист клёна не шелохнется.
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
Для врага и берёза - угроза.
Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.
Учитель: Хорошо. Очень дружно справились все команды с заданием. Двигаемся дальше. Следующее задание: обнять двумя руками дерево - берёзу, постоять, закрыть глаза, подумать и продолжить фразу «Я чувствую….».
Учитель: Отлично, набрались энергии и положительного заряда. Теперь настало время набрать листьев для гербария. Желательно, чтобы у вас все листья были разные.
Дети собирают листья.
Учитель: Попробуем определить какие листья оказались в наших руках.



Определяем, раскладываем, уточняем, совещаемся, работаем вместе.




Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная рябина.

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

Учитель: О каком дереве эта загадка?
Я смотрю в своё окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.

Платье потерялось, а пуговки остались?
(Рябина).

Учитель: Верно, это всё рябина. Посмотрите, какие на ней красивые гроздья. Гроздья рябины - лакомство птиц.

Учитель: Когда вернёмся в класс, обязательно попробуем слепить из пластилина такие гроздья, а может быть, кто-то из Вас захочет сделать и рябиновые бусы.
Немного играем на свежем воздухе.





Затем заходим в школу, берём с собой сухие листья для гербария. И обязательно на уроке технологии, классном часе или в группе продлённого дня выполняем работу из пластилина «Рябиновые гроздья или бусы».
Советы для проведения экскурсии:
1. Экскурсия – это не прогулка, а часть учебных занятий.
2. Прежде чем отправится на экскурсию, необходимо внимательно изучить место.
3. Всегда старайтесь придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь
случайными вопросами.
4. Рассказывать на экскурсии лучше только о том, что можно показать.
5. Длинных объяснений следует избегать.
6. Экскурсанты не только слушатели, но и активные участники.
7. Старайтесь умело и правильно показывать объекты, при этом учите
слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
8. Лишнее утомление для экскурсантов ни к чему, пропадёт интерес
Вас слушать.
9. Всегда помните о закреплении экскурсии в памяти посредством последующей проработки материала.
10. Получайте удовольствие и позитив от общения с детьми на природе!!!
Учитель: (по возвращении в класс)
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам! (И. Винокуров)
Все угощаемся красными наливными яблочками!!!
Благодарю за внимание!!!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий осеннего праздника в начальной школе «Здравствуй, осень» Сценарий игровой осенней программы в начальной школе. Осень в лесу Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Осень. Сценарий Внеклассное мероприятие на тему: Осень для учащихся среднего звена

Похожие статьи:

Осенний праздник в 3, 4 классе. Сценарий

Золотая осень. Сценарий для начальных классов

Праздник осени в начальной школе. Сценарий

Праздник осени в 1 классе

Сценарий праздника Осени в начальной школе

Участник №73 творческого конкурса для педагогов «Златокудрая осень»
Классный час в 3 классе «Вот и осень пришла» | Праздник осени в 3 классе. Сценарий с конкурсами
Опубликовано: 3731 день назад (5 октября 2014)
Просмотров: 17616
Рубрика: Экскурсии
+17
Голосов: 17
Ирина Леонидовна Третьякова # 5 октября 2014 в 22:36 +4
здравствуйте, Светлана Николаевна. хорошо проводить занятия на природе. задания помогают больше узнать о разных деревьях, хотелось бы посоветовать- при хорошей погоде можно провести конкурс рисунков по данной тематике на асфальте. каждой команде нарисовать свое осеннее дерево или листопад из разных листьев, тем самым развивать у детей наблюдательность и интерес. спасибо.
Светлана Николаевна Матвеева # 5 октября 2014 в 22:45 +2
Спасибо огромное, Ирина Леонидовна! Ваш совет приняла к сведению. Конечно, ещё много чего можно было бы сделать. Но это уже будет на следующей экскурсии.
Светлана Сергеевна Астахова # 5 октября 2014 в 22:39 +4
Голосую! Спасибо, мне очень понравилось содержание и показательность вашей публикации!
Светлана Николаевна Матвеева # 5 октября 2014 в 22:45 +1
Огромное спасибо, Светлана Сергеевна!
Галина Викторовна Букина # 5 октября 2014 в 22:49 +3
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Мне понравилась предложенная вами познавательная экскурсия в природу. Общение с природой всегда приносит много радости,пробуждает искренние чувства, раскрепощает детей. В вашей экскурсии всё продумано,используются разные виды деятельности, задания взаимосвязаны и соответствуют возрасту детей. Использованные стихи усиливают процесс восприятия детьми чарующей красоты осенних пейзажей. Я голосую за. +1
Светлана Николаевна Матвеева # 5 октября 2014 в 22:51 +1
Спасибо Вам, Галина Викторовна! Заходите в гости!!!
Ольга Анатольевна Купцова # 5 октября 2014 в 22:52 +2
Бесподобно красивые фотографии и много интересного и хорошо подобранного материала!
Светлана Николаевна Матвеева # 5 октября 2014 в 22:56 +1
Благодарю за высокую оценку моей работы!!!
Людмила # 5 октября 2014 в 23:07 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна.
Благодарю вас за приглашение в гости.
Мне очень понравилось эстетическое направление вашей экскурсии. На фотографиях отмечена красота природы осенью, которая вызывает глубокие переживания у детей, способствует развитию эстетических чувств.
Дети изучают живые объекты природы, наслаждаясь величием природы. На фотографиях - довольные детские лица, отсюда делаю вывод об эффективности проведенного вами мероприятия. Действительно, экскурсанты не только слушатели, но и были активными участниками, значит материал усвоен, развивается творческий потенциал детей. Это требует от нас новый подход в образовательном процессе.
С уважением, Людмила Петровна.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 5 октября 2014 в 23:10 +2
Спасибо за приглашение, Светлана Николаевна! С удовольствием провела время на вашей экскурсии! Вы замечательно использовали такой метод как наблюдение, дети уверена на долго запомнят всю красоту осенних деревьев, научатся их отличать. Мне очень понравился сам ход экскурсии, с вашего разрешения, попробую и со своими ребятами на территории своего детского сада провести подобное мероприятие! Примите голос! Желаю вам дальнейших творческих успехов!
С уважением. Ирина
Елена Васильевна Гигирева # 5 октября 2014 в 23:18 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна. хорошо проводить занятия на природе.Отличные фотографии, которые показывают красоту природы Вашего края.
Светлана Николаевна Матвеева # 6 октября 2014 в 07:35 +1
Спасибо Вам, уважаемые коллеги!
Наталья Валентиновна Моисеева # 6 октября 2014 в 10:28 +2
Замечательная сезонная экскурсия! Светлана Николаевна,материал эстетично оформлен, фотоматериал отличного качества. Одно удовольствие составило ознакомление с Вашей работой, а проведение, я не сомневаюсь, прошло ещё лучше, ведь ребята не на картинках, а на яву смогли рассмотреть все прелести осени. Повышение уровня экологической культуры очень важный момент в развитии ребёнка. Вы с этой задачей отлично справились. Примите мой голос!
Надежда Деткова # 6 октября 2014 в 14:05 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна! С большим удовольствием и интересом вместе с Вами совершила осеннюю экскурсию.Хороший материал, соответствует возрасту детей. Подобран отличный художественный и фотоматериал, а также познавательная информация о деревьях.Весёлые лица ребят говорят о том,что экскурсия удалась - ведь дети всегда получают массу положительных эмоций от общения с природой.Хочется отметить полезные советы для проведения экскурсий, они пригодятся и дошкольным работникам. Спасибо за хорошую разработку.Мой голос Вам!
Алёна Александровна Шитко # 6 октября 2014 в 14:58 +2
Осенняя прогулка
По низкому небу тащились унылые тучи,
И дождь шелестел на тропе, словно ёжик колючий.
Да чавкала в лужах холодная мокрая слякоть...
Сиреневый город, над лесом и лугом парящий,
Лесная дорога и мокрая желтая чаща…
И снова погасло! Лишь город остался с его куполами...

Марта Синельникова
Алёна Александровна Шитко # 6 октября 2014 в 15:08 +2
Правильная подготовка эксурсии – это залог успеха её проведения и гарантия инетереса со стороны ребят.
Экскурсия не перегружена большим количеством посещаемых объектов,это уменьшило ее длительность и увеличело интерес ребят.
Спасибо за хорошую разработку.
Надежда Владимировна Рябиченко # 6 октября 2014 в 15:45 +2
Светлана Николаевна, интересную и познавательную осеннюю экскурсию Вы провели с детьми. Разнообразны виды деятельности: ребята учились наблюдать за сезонными изменениями в природе, учились находить деревья по информации о них, узнавать растения по их листьям, даже поиграли. Такие мероприятия воспитывают любовь к природе, чувство прекрасного. По лицам детей видно, что им понравилась экскурсия. Спасибо за интересный материал. +1
Наталья Петровна Алексеева # 6 октября 2014 в 16:05 +2
Алексеева Наталья Петровна
Отличная разработка. Для младших школьников очень много познавательного, интересного. Художественный материал - для развития эстетического вкуса детей, игры - для активизации познавательного интереса. Спасибо.
Вера Валерьевна Ляпина # 6 октября 2014 в 20:45 +1
Очень удачная интересная экскурсия. Разнообразный материал, игры, информация о деревьях! Беру в свою копилочку! Спасибо!
Наталья Михайловна Дашкина # 6 октября 2014 в 20:48 +2
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Спасибо большое за приглашение познакомиться с Вашим материалом! Читая Ваш великолепный материал становится радостно, что есть такие педагоги, которые не просто выходят на прогулку с детьми, а совершают такое путешествие в данный момент в мир осени. Видно, что проработано не мало материала. Замечательный фотоматериал. Детям будет очень интересно на такой экскурсии, получат массу положительных эмоций. СПАСИБО Вам за увлекательное путешествие! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! +1
Юлия Викторовна Бутова # 6 октября 2014 в 22:50 +2
Здравствуйте! Очень интересная разработка и отличные фото! Стихи, предложенные Вами прекрасно дополняют беседу экскурсии! Наблюдая за признаками наступления осени в природе дети учатся различать листья распространенных пород деревьев, кустарников, трав. Беседа и стихи развивают логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы и, конечно такие тематические экскурсии повышают уровень экологической культуры детей. Хотя Вы предлагаете сценарий для детей школьного возраста он подойдет и для детей старшего дошкольного возраста, если его немного упростить! Спасибо за приглашение на экскурсию! ГОЛОС! Удачи Вам!!!
Елена Николаевна Анненкова # 7 октября 2014 в 18:28 +2
Спасибо за приглашение, Светлана Николаевна! Ваша экскурсия в, казалось бы, знакомый детям школьный двор оказалась просто наполненной чудесами. Я вместе с Вашими детьми совсем другими глазами посмотрела на окружающую нас осеннюю природу. Чтение стихотворений об осени способствовало развитию эмоциональной отзывчивости детей на прекрасное, разгадывание загадок о деревьях - активизации познавательной деятельности, определение названия дерева по листьям и нахождение самого дерева, соотнесение их с пословицами - всё это обеспечивало частично-поисковую деятельность на экскурсии. И с самой экскурсии дети унесли не только позитивные впечатления, но и листья для гербария, грозди рябины - всё то, с чем они будут продлжать работать. Ваша разработка мне очень понравилась. Достойная работа! Голосую.
Алена Николаевна Комкова # 8 октября 2014 в 11:57 +2
Здравствуйте. Спасибо за интересную и познавательную работу! Стихи и участие всех детей в процессе экскурсии оригинально и увлекательно. Отличным дополнением являются яркие и жизненные фото детей,очень жизненно
Светлана Николаевна Ефименко # 12 октября 2014 в 02:47 +3
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Мне очень понравилась предложенная Вами познавательная экскурсия в природу «Осень пришла в наш школьный двор». Общение с природой всегда приносит много радости, пробуждает искренние чувства, раскрепощает детей. В вашей экскурсии всё продумано, используются разные виды деятельности, задания взаимосвязаны и соответствуют возрасту детей. Замечательный поэтический материал усиливают процесс восприятия детьми чарующей красоты осенних пейзажей. Красивое, стильное оформление Вашей публикации!
Желаю успехов и благополучия!
Примите мой голос.
Анна Васильевна Рак # 12 октября 2014 в 23:32 +3
Добрый вечер! Светлана Николаевна, какая замечательная экскурсия прошла у Ваших детей! Очень хочется, чтобы и у моих получилась не хуже.Поэтому с большим вниманием оглядываю деревья вокруг моей школы и изучаю Вашу разработку и рекомендации по проведению экскурсии. Особенно понравилось задание " обнять двумя руками дерево - берёзу, постоять, закрыть глаза, подумать и продолжить фразу «Я чувствую….»":оно побуждает ребёнка мыслить, рассуждать и учит облекать мысли в слова. Задачи экскурсии выполнены полностью, примите мой голос!
Эвелина Владимировна Горбанёва # 15 октября 2014 в 21:39 +2
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Как важно быть исследователем природы, как важно быть внимательным к окружающему миру, как важно добывать знания , практикуя, как важно развивать эмоциональный фон детей. Вам всё это удалось. Вам голос+1
Елена Анатольевна Романовская # 24 октября 2014 в 22:54 +2
Светлана Николаевна, здравствуйте! Достойная работа! Вы молодец.По фотографиям видны довольные лица детей, а это главное в нашей работе. А почему не сфотографировались всем классом? У вас такой красивый фон. Было бы здорово! Экскурсию Вы превратили в небольшое путешествие в мир осени.Мало кто учит детей ЛЮБОВАНИЮ красотой осени. А у Вас это получилось. Мой голос Вам!
ирина юрьевна аманжулова # 9 ноября 2014 в 13:42 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Экскурсия учебная, но получилось целое увлекательное игровое путешествие по всем уголкам вашего школьного участка. Не всегда получается провести экскурсию на природе, но у Вас получилось и сама экскурсия и цели которые поставили были достигнуты. У Вас есть чему поучиться. Спасибо!