Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекция речевого развития у детей с ОНР на основе развития художественно - творческих способностей

Опыт работы воспитателя ДОУ «Коррекция речевого развития у детей с ОНР на основе развития художественно - творческих способностей».
Автор: Семенова Светлана Петровна, воспитатель МДОУ "Детский сад"Ладушки" г.Качканар Свердловская область.
Описание: В данной статье представлен опыт работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с ОНР через приобщение к творчеству, развитие мелкой моторики.
Назначение: Статья может быть полезна педагогам дошкольного образования,родителям.
Цель: представление опыта работы по развитию речи детей через приобщение к творчеству.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
ФГОС ДО указывает на приоритетность познавательно-речевого развития детей как средства эффективного взаимодействия и необходимого условия познания окружающего мира. Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. Дети с общим недоразвитием речи не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Для них характерна недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальчиковой моторики, ограниченность словесно-логического мышления.
Специальная педагогика (И.С.Жукова, Т.Б.Филличева, И.Кант, И.Н.Кузьмина) отмечает решающую роль развития руки как на развитие речи детей, так и на их интеллектуальное развитие в целом. В.А.Сухомлинский утверждает, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Изучая логопедическую и психолого-педагогическую литературу по развитию речи, мелкой моторики, по развитию творческих способностей у детей, я пришла к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду не достаточны для развития мелкой моторики, творческого замысла детей, и значит для развития и коррекции речи в целом. Необходимо также принять во внимание следующие факты, характеризующие современную проблемную ситуацию:
1. В практике логопедической работы обычно используется следующая система коррекционной работы, которая имеет комплексный характер:
а) развитие фонематического восприятия;
б) формирование нового артикуляционного уклада нарушенного звука;
в) автоматизация правильного произношения звука на подобранном речевом материале, а затем в спонтанной речи.
Спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой.
2. Развитию мелкой моторики не всегда уделяется достаточное внимание.
3. Очень часто работа по развитию мелкой моторики ведется эпизодически.
4. Занятия по изодеятельности в основном носят обучающий характер, ограничивая тем самым творческий потенциал ребенка, свободу выбора и использования различного материала, новых технологий выполнения работы.
Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на мой взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Учитывая особенности развития детей с ОНР, я пришла к необходимости ведущей роли совместной деятельности педагога в выполнении творческого замысла детей. Научить творчеству невозможно, но дать ребенку понять, что он может творить, дать знания для воплощения творческого замысла, помочь приобрести навыки для воссоздания нового образа воспитатель обязан. Роль педагога заключается в том, чтобы дать определенные умения и навыки, помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. Анализ проблемы позволили мне разработать в дополнение к основной образовательной программе, программу работы кружка «Умелые ручки» по развитию мелкой моторики, творческих способностей у детей с ОНР.
В процессе занятий кружка формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать ручной праксис, речь и творческие задатки дошкольников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
В работе кружка используются те виды деятельности, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию: лепка, аппликация, рисование и ручной труд, а также разнообразные виды материалов: бумага, картон, дерево, ткань, нить, воск, мелки, пух, различный природный материал, фольга, соленое тесто, пластилин и многое другое, и различные виды технологий выполнения работ.
В целях повышения мотивации, а также в качестве представления результатов работы кружка, в группе постоянно действует выставка детских работ, где родители знакомятся с достижениями своих детей, лучшие работы участвуют в городских конкурсах и выставках поделок по декоративно-прикладному искусству.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака Родители - друзья детей Опыт работы воспитателя ДОУ. Театральная деятельность для старших дошкольников
Участник №75 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Весенняя аппликация "Подснежник на поляне". Старшая группа. Мастер-класс с пошаговыми фото | Приглашение на выпускной в детском саду для сотрудников своими руками
Опубликовано: 2795 дней назад (28 марта 2017)
Просмотров: 1693
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Зубарева # 31 марта 2017 в 17:24 0
Полезная информация по работе с детьми ОНР.
Юлия Николаевна Давыдова # 1 апреля 2017 в 17:47 0
Очень сложно что-то комментировать, если никогда не работали с такими детками. Мне кажется, что должна быть выдержка, терпение и творческий потенциал. Спасибо, что поделились информацией.