Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Негативное влияние кукол Барби на психику детей

Из опыта работы педагога-психолога
Игра представляет собой особую деятельность, которая начиная с детских лет, сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а значит и без игрушки. Появление игрушки в жизни ребенка играет большую роль. Исследования педагогов и психологов подтверждают тот факт, что игрушка является средством развития психики. Манипулируя с игрушкой, ребенок адаптируется в окружающем мире, социализируется и приобщается к жизни взрослых.
Важную роль игрушки в жизни ребенка отмечали как зарубежные, так и отечественные ученые и создавали классификации, имеющие разные основания.
Одной из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, который поставил вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика».
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной.
В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -
содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;
- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское
художественное восприятие.
Н.К. Крупская, подчеркивая влияние игры на развитие ребенка отмечала, что путем игры можно воспитать зверя, а можно прекрасного человека, нужного обществу.
Современного ребенка с самого рождения окружает большое количество игрушек, всевозможные погремушки, кубики, неваляшки, машинки, куклы. Все это многообразие оказывает воздействие на его развитие. Возьмем на пример куклу Барби. Бесспорно, кукла красивая и девочка играя с ней стремиться быть на нее похожей, но в данной ситуации есть и другая сторона медали. Дети видят красоту и материальные блага и уже в себе задают программу, что надо быть богатым и красивым, тогда ты будешь как кукла одета, обута, иметь виллу, машину, женихов, отдыхать за границей, ходить в клубы. Может это и не плохо, но не все дети и их родители не могут себе это позволить, соответственно у ребенка рано или поздно приходит разочарование. В стремлении угнаться за красивой и беззаботной жизнью рано начинают половую жизнь, становясь, доступными девушками, кто-то начинает заниматься проституцией, видя распутный образ жизни.
Девочка, играя с пупсиком, пеленая его, укачивая, воображает себя мамой, играя же с Барби она ощущает себя горничной, которая убирает ее дом, готовит, стирает. Бабри в этом случае выступает бездельницей, которой ничего не интересно кроме подруг, женихов и отдыха. Содержание игр вызывает беспокойство. Так как девочки не играют в мячи, с плюшевыми игрушками, а предаются мечтам о жизни, что свойственно не дошкольникам, а подросткам. Они погружаются с самого раннего возраста во взрослую жизнь.
Девочки, видя длинные ноги, непропорционально короткие руки, чудовищную худобу будет стремиться к этому «идеалу», который видит она каждый день. Посмотрите, что происходит сегодня с молодежью, которая начитавшись журналов, насмотревшись фильмов с такими же популярными звездами, как куклы Барби пытаются похудеть, когда это не надо.
Сегодня существует много игрушек, которые отрицательно влияют на психику ребенка. Все плохие качества ребенок пытается принять на себя, особенно нельзя не отметить отрицательные тенденции современности это повальное увлечение компьютером, плеерами, мобильными телефонами. Дети, увлекаясь ими, перестают отличать реальный мир от настоящего.
Таким образом, взрослым необходимо помнить, что в конце концов никто не создаст такого детского мира и переживаний лучше, чем сами дети. В играх дети воспитывают в себе личность, познают самих себя. Поэтому, изменения, которые произошли в нашем обществе, влияют не только на усовершенствование игрушки, но и на степень взаимодействия с ней. На само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой, как он на нее реагирует, какой психологический и культурный смысл они несут детской психике.

Рекомендуем посмотреть:

Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Как развивать фантазию у ребёнка Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством

Похожие статьи:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Что означает Арт - терапия

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Опубликовано: 3619 дней назад (29 мая 2014)
Просмотров: 7467
Рубрика: статьи
+5
Голосов: 5
Гульнара Миннехановна Рангулова # 29 мая 2014 в 19:04 +3
согласна с выше сказанным!
удачи вам в работе!
Наталья Алексеевна Петрова # 29 мая 2014 в 19:33 +3
Замечательная тема про игрушки. Особенно важно в наши дни когда столько разнообразия. Родителям очень сознательно надо подходить к выбору игрушки. То что вы затронули игрушку барби, я бы ее вообще не назвала игрушкой (она больше колечит психику). Особенно подробно и чательно надо рассказывать родителям в какие игрушки надо играть девочкам и мальчикам. Ваша статья это подробно рассказывает. Молодец. Прими мой голос
Ираида Юрьевна Ляпунова # 29 мая 2014 в 19:55 +3
Светлана Сергеевна, Ваша статья заслуживает похвалы, будет полезна родителям. Тема игр и игрушек в современном мире волнует многих педагогов. Некоторые игрушки просто невозможно назвать игрушками и это пугает нас, взрослых. Пытаемся достучаться до сознания родителей доступными средствами. К сожалению не все задумываются о последствиях игр с этими , так называемыми, "игрушками". А жаль - это наше будущее.
Оксана Анатольевна Токмакова # 29 мая 2014 в 20:04 +3
данная статья действительно заставляет задуматься о выборе игрушек для своего ребенка. Я, например, никогда не задумывалась о "вредности" куклы Барби, и теперь, после прочтения данной работы, поняла, что ничего полезного в ней нет. Спасибо за статью.
Наталья Валерьевна Герасимова # 29 мая 2014 в 20:58 +1
Полезная информация для родителей особенно.
Ирина Владимировна Корелова # 29 мая 2014 в 22:06 +2
Светлана Сергеевна,хорошая консультация, действительно, кукла Барби предназначена для детей более старшего возраста, это пластмассовая хозяйка, а дети - это прислуга. В игре с ней совершенно не прослеживаются игровые действия, которые должны быть в дошкольном возрасте. На основе Вашей консультации я построю свою для родителей, с Вашего разрешения. По-скольку, девочки в саду приходят с этими куклами, а что с ними делать не знают, покрутят, повертят и откладывают до ухода домой. Мамы тоже не очень понимают почему девочки не играют с такими куклами, а причина - то оказывается простая.... Спасибо Вам за работу в этом направлении. Примите голос.
Татьяна Андреевна # 29 мая 2014 в 22:58 +1
Очень интересный материал и очень актуальный особенно для современных мам!!!!!!!! Обязательно воспользуюсь Вашим материалом на ближайшем род.собрании. Голос
Мила Кузьмина # 30 мая 2014 в 00:42 +4
Спасибо за статью. Мои дочери,которым сегодня 28 и 26 лет, выросли с настоящими куклами Барби. Я никогда не слышала, чтобы они требовали или мечтали о какой-то придуманной нереальной будущей жизни. Мы вместе шили из бантов нарядные платья, клеили из коробок мебель.Мои девочки уже мамы. Они в своей памяти хранят добрые воспоминания о своих играх с Барби. Думаю, проблемы здесь не в самих куклах...
Наталья Сак # 30 мая 2014 в 09:57 +2
Светлана Сергеевна, хочу поблагодарить Вас за такую нужную и актуальную статью. Сейчас, когда все прилавки магазинов заполнены игрушками разных стран и производителей, родителям трудно выбрать именно полезную игрушку. Иной раз мы преобретаем что-то яркое, не задумываясь о развитии ребёнка. Вот такие статьи, как Ваша, нужно размещать на сайтах для родителей, печатать в специальных изданиях для родителей, чтобы они, почерпнув полезную информацию, делали правельный выбор для детей.
Людмила Артемьевна Воронкина # 30 мая 2014 в 21:38 +4
Спасибо за статью.Но не согласна с негативным влиянием кукол Барби на психику детей. Моей дочери 26. Свою куклу очень любила и сберегла. Вернее у нее полноценная семья: мама, папа, две дочки. Внучке-6 лет.С Барби играет с 5 лет. "Коллекция", как она называет состоит из четырех семей. Дети ходят в детский сад.Мамы, папы работают.Разыгрываются целые сценки из жизни. Я сама часто включаюсь в игру. Проблемы не в куклах, а в одиночестве детей. Родители сами по себе, каждый в "своем окне"(это я про ноутбук),а дети...Большинство из них и играть-то не умеют...
И конечно, каждому возрасту - своя кукла.Пупс - кукла-девочка - Барби. И у Барби должна быть семья, друзья, родственники.Тогда и девочка, подрастая, будет нацелена на семью, детей...
А то, как девочка играет в куклы, можно определить, какая у нее семья, полная, нет, какие в ней взаимоотношения.
Кукла, в том числе и Барби, важное средство в воспитании детей.
У меня и внук ( ему 3 года), играет с Кеном. Играет роль папы.А у моей Барби - бессменная роль - бабушки и учительницы. И играю я с внуками, используя Барби, с удовольствием!
Мила Кузьмина # 30 мая 2014 в 22:37 +4
Спасибо, Людмила Артемьевна, за комментарий! И я с внучками играю в Барби, где роль моя - учительница или воспитатель smile
Сегодня спросила старшую дочь,какую роль в ее жизни сыграла кукла Барби? Ответ моей Саши был таким: "Барби научила меня видеть красоту, со вкусом подбирать одежду и приучила к порядку в доме!"
Автор статьи меня подтолкнула меня предложить старшеклассникам данную тему для исследовательской работы.
Людмила Артемьевна Воронкина # 30 мая 2014 в 23:57 +2
Спасибо, Мила Владимировна. Думаю, исследовательская работа будет интересной.
Наталья Николаевна Сегенюк # 31 мая 2014 в 14:19 0
Спасибо за статью. По-моему, тема спорная. Если Барби у ребенка будет одна из многих других игрушек, то она, думаю, не вызовет у него ничего негативного.И если ребенок будет проводить время за компьютером и активно участвовать в жизни своего двора, школы и т.д., то компьютер будет больше полезен, чем вреден. Жизнь ребенка и все, что сопровождает малыша в его жизни, должно быть очень разнообразно.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 19:47 +1
Я - социальный педагог в школе. В игрушки мои воспитанники открыто не играют. Но вот пришли мы в лагерь при школе и дети принесли свои любимые игрушки. И не надо мне изучать социальный паспорт семьи по анкетам.
И роли, которые играют наши дети на Новогодней елке - это тоже материал для изучения семьи. Принцессы и заиньки из одних семей, а из других пауки, бетмены и барби.
Барби некий секс-символ нашего времени. И беда тем, кто поведется на том, чтобы достигнуть результатов барби! Генетика подавляющего большинства Россиян сегодня не готова к конституции барби. Репортажик по 1 каналу о живой российской барби вызвал у меня инстинктивные слезы. Мне стало не по себе как при просмотре сюжетов о лагерях смерти.
Конечно, никто из детей, играющих в мишки и обезьянки, не хочет быть на них похожими. Но у барби есть способность убеждать девочек в неземной красоте, которой стоит следовать.
Анна Александровна Овсянникова # 4 июня 2014 в 08:57 +2
Добрый день! Сейчас мне 30 лет. Когда я была маленькой девочкой, куклы Барби только появились в нашей стране, и каждая малышка мечтала о такой. Мне купили Барби, когда я была 9-тилетней особой. И я не могу сказать, что игра с куклой мешала моему развитию, внушала какие-то стереотипы относительно фигуры и пропорций. Я об этом не думала. И мои друзья тоже. Мама помогала шить одежду из подручных материалов, вязать костюмчики на куклу. А ходила к подруге, у нее был Кен. И мы играли. Маленькие куклы-карапузы были детьми. И у наших Барби были полноценные семьи. Гораздо большее влияние оказывали сериалы, фрагменты которых мы тогда смотрели ("Санта Барбара", "Дикая Роза" и т.п.). Отношения в них были не простые: мужья, любовники, любовницы... Поэтому и у наших кукол иногда был любовный треугольник. А потом все эти игры ушли в прошлое, и если бы не ваша статья, то я бы и не вспомнила о том, что был такой период жизни и что он мог быть опасен для психики из-за самой куклы.
Мне кажется, проблема современных детей иная: они слишком много играют в компьютерные игры и увлечены аниме. Могу отметить, что современные подростки (во всяком случае в моем классе) очень увлечены аниме. А там тоже и внешний вид, и пропорции бывают разными. Дети сейчас себе на страницы в социальных сетях добавляют эротику или порнографию аниме. Думаю, что это куда более опасно. Если мы в школе еще играли в куклы, то современных учащихся начальных классов с куклами в руках я как-то не наблюдаю: планшеты, мобильные телефоны... И на этом фоне кукла Барби выглядит куда более выигрышно
Тамара Александровна Новичкова # 8 июня 2014 в 11:27 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна. Решила подключиться к обсуждению темы о кукле Барби, которую вы затронули. Лет 10 назад кукла была популярна. Каждой девочке в возрасте от 3-х до 10-ти лет хотелось получить в подарок на День рождения или Новый год куклу Барби. Барби - это персонаж, воплощающий в себе красоту и обаяние.Игра с Барби позволяет детям определится в выборе собственного стиля, научиться организовывать свой быт, заботится о своем внешнем виде. Барби, для многих девочек стала хорошей подругой. У моей дочери не было такой куклы. Были советские куколки, пупсы, на которые мы шили и вязали одежду. Дочь с удовольствием в них играла. А вот внучке кукол Барби дарили, но играла она с ними не охотно. Через день, два находили их с оторванными ногами, руками. На вопрос почему ты это сделала, отвечала: "Они мне не нравятся". Больше играла с большой Катей. Пела ей песни, разговаривала, одевала. Такое отношение меня насторожило. Поговорили с ней, отремонтировали и оставили на полочке с другими игрушками. Они и сейчас хранятся в коробочке. Внучка выросла хорошей доброй девочкой, заканчивает 9 класс. Сейчас редко увидишь девочек, которые вообще играют в куклы. Их интересуют телефоны, планшеты, компьютер. О негативных проявлениях они узнают на страницах в социальных сетях, но никак от игры в куклу Барби и Кена. Многие считают,что популярная кукла Барби для ребёнка вредна.Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Мне кажется, что дело не в Барби и Кене, а в воспитании, в отношениях родителей между собой. Тема актуальна, мнения расходятся. Пусть каждый проанализирует свой жизненный опыт и сделает вывод. Лучше играть в куклы, чем смотреть фильмы не предназначенные для детей. Голосую за статью, которая наводит на размышление.