Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы

Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Дмитрий Шостакович говорил: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Я решила углубленно изучить тему «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста», работала над ней два учебных года. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Огромные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в праздниках, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене, участие в песенных конкурсах.

Цель работы - формирование вокально-хоровых навыков, воспитание певческой культуры и музыкально-эстетического вкуса.

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:
• Овладение вокально-певческими навыками как в сольном, так и в хоровом исполнении: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
• Развитие музыкального слуха, координация слуха и пения
• Развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
• Привитие навыков сценического поведения.
• Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что в основу работы легла игровая технология, а именно игровое распевание. Ребенок находится в привычной и комфортной для него среде, познавая и изучая новое посредством игрового материала.

Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Е. А. Аймазов, А. Д. Войнова, Б. Л. Яровский, Д. Т. Зинич, Н. Д. Орлова, Т. В. Волчанская, С. И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала),
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Мной был составлен перспективный план работы 2018-2019, 2019-2020 учебный год, план работы с воспитателями и родителями.

Для достижения поставленных задач была проведена следующая планомерная работа:
1. Усвоена дошкольниками певческая установка: «чтобы нам красиво петь, надо правильно сидеть!» Дети запомнили, что во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя, руки свободно расположены вдоль туловища.
2. Постоянное использование игр и упражнений для развития дикции, дыхания, вокальных данных на музыкальных занятиях, также в работе с подгруппой детей. Созданы картотеки игр и упражнений для развития детского голоса. Дыхательная гимнастика проводилась в системе по методике А.Н. Стрельниковой и Э.М. Чарели. Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста составлена по материалу Э.Т. Тютюнниковой и И.М. Каплуновой. Распевание на музыкальных занятиях проводилось, в основном, по песенному материалу А. Евдотьевой, также с помощью небольших песенок (Например, «Дождь идет, дождь грибной», «Приди, приди, солнышко», «Цветики», упражнений «Кукушка», «Курица», «Мотоцикл», «Кошечка»).
3. Развитие эмоциональной сферы, выразительности жестов и мимики, преодоление застенчивости ребенка происходит в игре. Я систематически использую в образовательной деятельности театральные этюды, игры на развитие эмоциональной сферы.

Примеры игр
Игра «Крошка Енот»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Ход игры: Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».

Игра «Зеркало»
Цель: развивать выразительность движений, внимание, наблюдательность, произвольность.
Ход игры:
- Педагог, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, дети повторяют.
- Педагог изображает одно состояние, а противоположное.

4. Для реализации поставленных задач был разработан и реализован долгосрочный, творческий, оздоровительный, коллективный проект «Петь полезно для здоровья!»
5. Поставлен музыкальный спектакль – мюзикл «Как Клякса нашла себе друзей».
6. Подготовка к выступлению в районном конкурсе «Наследники Победы» в номинации «Хоровое исполнение» и «Сольное исполнение».

Результатом работы являются успешные выступления детей на праздниках, родительских собраниях, концертах, театральных постановках, а также участие в районным конкурсе.

Взаимодействие с воспитателями.
1. Текст песен воспитатели обязательно учат в группе. Также проводится совместная работа над развитием дикции и артикуляционного аппарата, выразительностью жестов и мимики, умением эмоционально выступать перед публикой.
2. Подготовлена и проведена консультация для воспитателей «Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского сада».

Сотрудничество с родителями.
Родители - мои активные помощники.В любом мероприятии, устраиваемом в ДОУ, будь это выставка, утренник, занятие, развлечение, постановка мюзикла, родители проявляют большой интерес и принимают активное участие.

Результат работы с родителями (законными представителями):
1. Показ спектакля-мюзикла «Как Клякса нашла себе друзей»;
2. Консультации «Пойте детям перед сном», «Петь полезно для здоровья»;
3. Оформление стенда «Музыка в жизни детского сада».

Методическая литература:
1. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», М., 2010
2. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению: Учебно-
методическое пособие» М., 2005
3. Клезович О.В «Музыкальные игры и упражнения для развития и
коррекции речи детей» М., 2005
4. Демченко А.Д. «Вокальные игры с детьми», М, 2000
5. Кацер О. «Обучение детей пению через игровые упражнения». 2011.
6. Войнова А.Д. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников» - М., 1960.
7. Орлова Т.М., Бекина Е.И. «Учите детей петь» - М., «Просвещение», 1988.
8. Емельянов В.В «Фонопедический метод развития голоса» - г.Ялутовск, 2012.
9. Комиссарова Е. В. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2009, 69 с.
10. Вербов А.М. «Техника постановки голоса»; Планета музыки, 2019
11. Гутман О. «Гимнастика голоса»; 2019
12. Лобанова О.Г. «Правильное дыхание, речь и пение", Санкт-Петербург, Планета музыки, 2016
13. Тютюнникова Т.Ю. «Зазеркалье», Брошюра
Журналы:
1. Музыкальный руководитель
2. Музыкальная палитра
3. Колокольчик

Рекомендуем посмотреть:

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Здоровьесбережение в музыкальном воспитании детей дошкольников Развитие певческих навыков у детей 2-3 лет Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ
Сценарий развлечения "Прощание с елочкой" для детей всех возрастных групп
Опубликовано: 416 дней назад (2 августа 2020)
Просмотров: 566
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Алена Владимировна Данцева # 7 августа 2020 в 10:06 +1
Спасибо за полезную информацию! Это называется - "коротко о главном". Я работаю подобным образом, но для меня фамилии некоторых специалистов новые, обязательно ознакомлюсь с их методиками преподавания. Мой ГОЛОС вам! СПАСИБО!