Учим гласные звуки с помощью рук
Автор: учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Авторская методическая разработка по изучению гласных звуков с применением ряда ручных поз (биоэнергопластики) поможет в интересной игровой форме развить совместные движения рук и артикуляционного аппарата, развить речемыслительную деятельность детей, координацию движений и мелкую моторику. Будет полезна логопедам, педагогам коррекционных групп, заинтересованным родителям.
Цель: автоматизация гласных звуков.
Задачи:
- автоматизировать гласные звуки;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать речемыслительную деятельность;
- развивать координацию движений;
- вызвать интерес к занятию.
Моя профессия – логопед. Опыт работы составляет более 20 лет, на группе с детьми с общим недоразвитием речи – 15 лет. В последнее время у педагогов в работе стали очень популярными здоровьесберегающие технологии. Это вызвано ежегодным увеличением детей с разной речевой патологией. Наша задача не только сохранить здоровье детей, но и позаботиться о его положительной динамике развития.
Детям с любым речевым заключением, такими как, фонетическое недоразвитие (ФН), фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), тем более осложнённым дизартричсеским компонентом необходимо начинать занятия по коррекции звукопроизношения с артикуляционной гимнастики. Она поможет подготовить органы артикуляции (язык, губы, нижнюю челюсть, щёки) к предстоящей работе по постановке звуков. Укрепит мышцы или, наоборот, снимет в них излишнее напряжение.
Из своего многолетнего опыта работы, я пришла к выводу о том, что необходимо применять в работе логопеда не просто артикуляционную гимнастику, а связывать её с синхронным движением кистей рук. Поза кистей рук как бы показывает положение позы артикуляционного упражнения. Это направление здоровьесберегающей технологии носит название «биоэнергопластика». Взаимодействие речевой и моторной деятельности стимулирует развитие участков головного мозга, отвечающего за речь, помогает более длительному и качественному удерживанию артикуляционной позы. С моей артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики все желающие могут познакомиться на сайте ped-kopilka, пройдя по ссылке
/blogs/svetlana-vjacheslavovna-klokova/artikuljacionaja-gimnastika-s-primeneniem-bioyenergoplastiki-po-teme-zhivotnye.html.
Одновременно с артикуляционной гимнастикой, сочетающей движения с позой рук, я начинаю с детьми изучать гласные звуки с применением биоэнергопластики. Теперь поза рук повторяет позу артикулируемого звука.
Если у ребёнка сложная речевая патология, логопед начинает коррекционную работу по исправлению недостатков произношения с постановки именно гласных звуков. Гласный звук – основа любого слога. Из слогов состоят слова. Из слов состоят предложения. Из предложений состоит наша речь.
После того, как звуки отработаны и автоматизированы изолированно, мы учимся узнавать звуки по артикуляционной и ручной позе, без звукового сопровождения. Учимся запоминать и произносить ряд гласных звуков (от двух до четырёх). Потом переходим к работе над простыми словами. Дети чётко, медленно, по слогам проговаривают слово, одновременно показывая артикуляцию гласного звука ручной позой.
Я предлагаю всем желающим познакомиться с моими приёмами по изучению гласных звуков с применением биоэнергопластики.
«Учим гласные звуки с помощью рук»
ЗВУК А
Ротик раскрываю,
Ручки разжимаю,
Плавно и красиво
Звук
А я повторяю.
Апельсин, автобус, ангел, аист.
Широко раскрываем рот.
Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Губы свободно раздвинуты.
Ладони развёрнуты от себя.
Пальцы на руках раздвинуты
и напряжены.ЗВУК О
Ротик раскрываю,
Ручки разжимаю,
Плавно и красиво
Звук
О я повторяю.
Оля, окунь, облако, осень, окна.
Широко раскрываем рот.
Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Губы округло выдвинуты вперёд.
Ладони развёрнуты от себя.
Пальцы на руках согнуты в округлую форму
и напряжены.ЗВУК У
Ротик раскрываю,
Ручки разжимаю,
Плавно и красиво
Звук
У я повторяю.
Уля, улей, удочка, утюг, усы.
Немного раскрываем рот.
Язык еще более, чем при о, оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Губы сильно выдвинуты вперёд.
Ладони развёрнуты от себя.
Пальцы на руках вытянуты вперёд
и напряжены.
Большой палец находится под всеми остальными.ЗВУК И
Ротик раскрываю,
Ручки разжимаю,
Плавно и красиво
Звук
И я повторяю.
Индюк, иголка, иволга, ишак, иней.
Немного раскрываем рот.
Губы сильно раздвинуты в стороны и прижаты к зубам.
Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель
Ладони развёрнуты от себя.
Пальцы на руках прижаты друг к другу и напряжены.
Большой палец находится в противоположной стороне от другихЗВУК Ы
Ротик раскрываю,
Ручки разжимаю,
Плавно и красиво
Звук
Ы я повторяю.
Мыши, дыня, вилы, коты, боты, ноты.
Чуть больше раскрываем рот чем на звук И.
Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Губы сильно раздвинуты в стороны.
Ладони развёрнуты от себя.
Пальцы на руках раздвинуты и напряжены.
Большой палец находится в противоположной стороне от другихЗВУК Э
Ротик раскрываю,
Ручки разжимаю,
Плавно и красиво
Звук
Э я повторяю.
Эля, Эдик, Эмма, этаж, этажерка, эскимо.
Чуть меньше раскрываем рот чем на звук Э.
Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны.
Ладони развёрнуты друг к другу.
Пальцы на руках согнуты в округлую форму
и напряжены.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Похожие статьи:
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе