Конспект урока литературы в 7 классе с презентацией. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Автор: Полякова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайловская СОШ», с. Михайловка, Третьяковский район, Алтайский край. Описание материала: В данной методической разработке я использовала слияние литературы и живописи. Литература и живопись, тесно взаимосвязаны. Соединение искусств способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают творческие способности учащихся. Дети начинают интересоваться искусством в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. Методическая разработка урока будет полезна учителям русского языка и литературы. Материал предназначен для учащихся 7 класса. Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Особенности изображения природы. Цели: углубить знания учащихся о биографии писателя; познакомить с исторической эпохой в художественном произведении. Задачи:
- учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;
- познакомить с репродукциями картин к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
- подчеркнуть красоту степных просторов. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация. Ход урока: I.Организационный момент.
- Здравствуйте! Какое у вас сегодня настроение? С какими чувствами вы пришли на урок?
Сообщение темы, целей урока. Слайд 1. II.Изучение новой темы. 1. Слово учителя: Николай Васильевич Гоголь - вот ещё одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. Слайд 2.
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевке. Слайд 3.
Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни. Мать Гоголя, Мария Ивановна, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Слайд 4.
В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук. В Гоголе рано пробудился интерес к литературе.
В 30-е годы писатель знакомится с Пушкиным, Жуковским, читает лекции в педагогическом институте. В 1832 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности.
Всего литературный багаж Гоголя насчитывает 68 произведений. Самые известные из них: «Мертвые души», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Шинель», «Тарас Бульба». Слайды 5,6.
Н.В.Гоголь в период работы над повестью «Тарас Бульба» серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв, в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. В «Тарасе Бульбе» нашла своё наиболее яркое отражение героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. На протяжении ряда столетий земли Украины подвергались опустошительным набегам татарских полчищ. Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи.
Запорожские казаки образовали мощный заслон, защищавший Украину от татарских набегов - построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.
Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь писал в течение девяти лет (с 1833 по 1842). Она была любимым его детищем. Написав и напечатав её однажды, он неоднократно возвращался к ней, непрерывно перерабатывая и улучшая её. 2. Анализ I, II глав повести. Задание: Зачитать диалог между сыновьями и отцом (I ч., гл. I, с. 145.) Учитель. Обратите внимание на иллюстрацию Т.Шевченко «Тарас встречает своих сыновей», которая отражает первый момент встречи. Изображение дано на фоне сельского пейзажа. Видна хозяйственная постройка, на которой лежит колесо от телеги (чтобы аист свил гнездо на счастье, по народному поверью); высокий забор, старый дуб, бросающий густую тень на стену; вдали казак уводит коней, на которых приехали сыновья. За сценой встречи отца с сыновьями наблюдает мать, не смея вмешиваться. В её лице чувствуется не только радость. Но и тревога, как будто она уже предчувствует разлуку. Слайд 7.
- Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?
-Какое решение принимает? (Остап проявил ловкость, силу удара, это почувствовал и отец. Он не терпит насмешки, готов наказать обидчика, даже если этот обидчик - отец/. Сын заслужил похвалу отца: «Добре, сынку!» Тарас Бульба решил отпра¬вить сыновей через неделю в Запорожье, а разгорячившись, меняет свое решение: сыновья вместе с ним уедут завтра. Это решение продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там они станут настоящими воинами».)
Очень красиво и поэтично Гоголь описывает украинскую степь в повести «Тарас Бульба». Она показана и днём и вечером. В каждое время суток она выглядит по-разному. Днем она похожа на зелено-золотой океан, по которому раскиданы прекрасные степные цветы. Воздух наполнен птичьими голосами. Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню. Вечером степь совершенно переменилась. Очень красив закат солнца. Степь наполнилась совсем другими звуками. Свистели суслики, громко трещали кузнечики, слышался крик лебедя. Слайд 8. Задание: Найдите описание степи. Подумайте, в чём своеобразие этого описания и с какими картинами живописи можно сравнить его. Почему Гоголь ввел описание степи? (стр. 158, 2 часть) Работа с отрывком из текста.
Комментированное чтение учителя. Описание степи (с. 158) (Степь, чем далее, тем становилась прекраснее... до слов …«что красивые платки летели по-темному небу».) Учитель: Какую гамму красок, разнообразие звуков даёт нам Гоголь при описании степи днём, вечером и ночью? («…поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном»; «…голубые, синие и лиловые волошки»; «По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака…»; «…тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу»)
- Какими словами Гоголь выражает своё восхищение степью? («Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!») Учитель: Степь – это прекрасная родина. И ради неё герои повести сражаются и погибают. С образом степи и образом казаков сливается образ Запорожской Сечи. Описание запорожской степи невероятно красиво. Чувствуется любовь Гоголя к родной природе. Важно, что герои этой повести находятся среди такой прекрасной природы и всем сердцем чувствуют ее красоту. Описание степи занимает очень важное место в повести. Чувствуется, что в эту картину автор вложил всю свою душу и любовь.
Иллюстрации в «народном издании» открывают собой новую традицию в иллюстрировании повести В.М.Васнецовым. Васнецов стремится прежде всего изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь. В отличие от других иллюстраторов он не уделяет внимания любовным эпизодам. Тема одной из иллюстраций художника – "Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь", станет почти обязательной для всех последующих иллюстраторов "Тараса Бульбы". Слайд 9.
Обратите внимание на следующий слайд презентации: репродукция картины А. Бубнова. Художник изобразил цветущую степь, по которой казаки едут в Сечь. Казаки изображены крупным планом, чтобы более выразительно раскрыть переживания героев, различие характеров добродушного Тараса, мужественного Остапа и лиричного Андрия. Слайд 10. 3. Вывод. Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои, Остап, Андрий и их товарищи. Слайд 11. Учитель: Сегодня на уроке мы много внимания уделяли живописи. Смотрели репродукции картин известных художников. Поэты создали стихотворения об этом виде искусства. Послушайте стихотворения А.Городницкого «Живопись» и Б.Окуджава «Живописцы». Слайды 12,13 А. Городницкий «Живопись»
С годами живопись становится понятней,
Мы к ней все чаще обращаемся опять.
Московских пригородов солнечные пятна,
Головки грезовской светящаяся прядь,
Вакханки Рубенса, и Тауэр в тумане
Припоминаются все ярче и ясней.
Изображенья, раз увиденные, манят,
Вдруг проступившие из юношеских дней.
С годами живопись становится нужнее, –
Все остальное ускользает и течет.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год.
Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.
И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне. Б. Окуджава. «Живописцы»
Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти словно листья.
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось — не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, нашу зиму и весну...
Ничего, что мы — чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню. III. Подведение итога урока. Домашнее задание:
1) Прочитать 3,4 главы.
2) Составить таблицу (характеристика Остапа и Андрия).Слайд 14.
Презентация на тему: Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Мне понравилось сочетание в уроке двух видов искусства - литературы и живописи. Материал подобран хороший, структура урока четкая, но в ней не хватает динамической паузы, все-таки вы весь урок работаете с проектором. В целом полезная и интересная публикация. Удачи вам!
Здравствуйте, Светлана Владимировна, редко встретишь на сайте коллег, поэтому каждый материал по гуманитарному профилю важен. Спасибо Вам за хорошо продуманный и организованный урок, яркая презентация, правильные и интересные акценты,материал подобран грамотно, со знанием дела. Ученики Ваши должны проникнуться красотой гоголевского слова и замечательными живописными картинами. Успехов Вам в дальнейшей работе. Голос.
Здравствуйте, Светлана Владимировна! В вашем конспекте мне не очень понятно, как связываются тема, цель и задачи урока: Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Особенности изображения природы. Цели: углубить знания учащихся о биографии писателя; познакомить с исторической эпохой в художественном произведении. Задачи:
- учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;
- познакомить с репродукциями картин к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
- подчеркнуть красоту(как это можно сделать?) степных просторов (где? В повести, или в репродукциях?).
Какой это был урок по теме? Судя по началу урока, это углубление знаний учащихся о биографии писателя. Есть и историческая эпоха. Далее идёт Анализ 1-2 главы,. Какое задание к этому анализу? На что обратить внимание? Читают ребята текст на уроке, или это домашнее задание? Был ли уже ранее разговор о героях повести, о главной идее. Нет никакого обобщения предыдущего материала. Почему сразу пошли на иллюстрации? Описание степи очень важно, но его надо связать с главными героями, с автором, и идеей произведения. Такое ощущение, что вы сами всё рассказываете, а учащиеся только слушают. Что дают в конце урока два ( пусть и замечательных) стихотворения? Нет никакого обсуждения.
Здравствуйте,Светлана Владимировна!Заинтересовал ваш конспект урока.Очень грамотно подошли к конспекту и вполне доступно для детей и взрослых.Спасибо за материал!