Конспект открытого урока по литературе для 7 класса с презентацией
Конспект урока по литературе в 7 классе.
Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие».
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал. Ход урока: 1. Организационный этап.
2. Реализация домашнего задания.
- Чтение близких по смыслу пословиц разных народов.
- Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверяют, затем растолковывается смысл пословиц).
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1).
Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?
4. Усвоение новых знаний.
Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3)
Вопрос:
- Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (конечно же, русская)
Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.
Вопрос:
- Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.
Вопрос:
- Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летописец Нестор? («Повесть временных лет»)
- Перечислите особенности жанра «летопись».
Просмотр презентации: слайды 4-5.
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.
Вопросы:
- В чем ценность книг?
- В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
Учитель:
- Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать). (слайд 6)
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7). Задание:
- Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8.
Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник).
Вопросы:
- Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка?
- Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
- Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»? Учитель:
- В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.
Вопрос:
- Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание:
Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):
Трудолюбие - лень;
Правда – ложь;
Благородство – бесчестие;
Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10.
Выдержки из текста:
«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»
«В дому своё не ленитесь….»
«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель:
- Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?
- Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?
Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью».
- Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель:
- В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Вопрос:
- Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за результат)
Вывод:
Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».
2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»; Вопросы:
- Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?
- Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь». Пословицы:
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Разум золота краше, правда солнца светлей.
- Горькая правда приятней сладкой лжи.
- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Вопросы:
- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда? Вывод:
Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри. 3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.
Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».
Вопрос:
- Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)
Вывод:
Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека. 4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13.
Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»
«…напойте и накормите просящего…»
«…не забывайте и подавайте сироте…» Вопросы:
- В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?
- Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста:
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»
«Больного навестите, покойника проводите…»
«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель:
- В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.
Вопрос:
- Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?
- Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод:
Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый, милосердный.
Вопрос:
- Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?
- Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?
Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения. 5. Рефлексия:
- Можете ли вы назвать себя благородным человеком?
- Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?
6. Домашнее задание (слайд 14):
Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».
Евгения Михайловна! Тема вашего урока очень важна для нас сегодня, для молодёжи, особенно. Вы внимательно и глубоко идёте по тексту "Поучения". Для меня это любимый период в литературе, и я рад, что вы с большим уважением к ней подошли.
Здравствуйте, Евгения Михайловна! спасибо за разработку урока. Действительно, воспитанием нравственности и должен заниматься учитель литературы в первую очередь. Дети с удовольствием пишут подобные "поучения". Думаю, вы испытали приятное чувство удовлетворения от их работ. Успехов!
Здравствуйте, Евгения Михайловна! Несомненно, Ваш конспект урока достоин внимания. Интерес к изучаемой теме вызывается на этапе мотивации учебной деятельности. Конечно же, основное внимание уделяется анализу отрывка из "Поучения Владимира Мономаха". Вы, Евгения Михайловна, с большим мастерством подводите ребят к необходимым выводам! Этапы урока логичны, продуманы. Использование презентации уместно. Спасибо, что поделились такой разработкой!Успехов!