Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Итоговый урок по былинам «Богатыри земли русской»

Цели: закрепить навыки определения жанровых особенностей на материале былин Киевского цикла; повторить изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы; формировать умение выделять своеобразие художественных образов и композиций былины; подготовить к созданию былины собственного сочинения.

Ход урока

На доске:

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.

А. С. Пушкин

Какая широкая, размашистая фантазия.

В. Г. Белинский

Это книга драгоценная, истинная сокровищница величайших богатств народной поэзии, которая должна быть коротко знакома всякому русскому человеку...

В. Г. Белинский

Слово учителя. Представьте себе зимний вечер, крестьянскую избу. Потрескивает лучина. Задумчиво певец перебирает струны. И вот негромким голосом он начинает:

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец...

Беседа.

- Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение?

(Это произведение называется «Илья Муромец и Соловей- разбойник».)

- И, конечно, вы можете определить его жанр?

(Это произведение относится к жанру былины.)

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Как строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» могут быть соотнесены с понятием «былина»? Дайте определение жанра былины.

(Былина - жанр фольклора, стихотворное героическое повествование о подвигах русских богатырей, их борьбе с врагами русской земли и с жестокими и бесчестными князьями и боярами, о социально-бытовой жизни народа.)

- По каким жанровым особенностям вы определили, что прозвучал отрывок из былины?

(1. У былины плавный напевный ритм. Они пелись, часто под аккомпанемент гуслей. 2. Называется имя богатыря Ильи Муромца и рассказывается, откуда и куда он едет. 3. Именно для былины характерны повторы: «Из того ли то из города из Мурома, / Из того села да с Карачарова...».)

- Какие особенности жанра былины вы знаете?

(1. Традиционные подробные описания княжеских пиров или сборов богатыря в дорогу, так называемые «общие места», или «клише».)

- Прочитайте выразительно отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь»:

Стал добра коня да он заседлывать:

На коня накладывать потничек,

А на потничек накладывать войлочек,

Потничек он клал да ведь шелковенький,

А на потничек накладывал надпотничек,

На надпотничек седелко клал черкасское,

И подтягивал 12 подпругов шелковых,

Стремена накладывал булатные,

Пряжечки накладывал он красна золота,

Да не для красы-угожества –

Ради крепости все богатырской.

- Какие еще особенности характерны для былин?

(Традиционное обращение к друзьям и противникам.)

- Верно. Я прочитаю обращение к друзьям и противникам из нескольких былин, а вы определите название былины, кто и к кому обращается:

а) А и гой же вы сорок тысяч разбойников,

Тех ли татей ночных да подорожников...

(«Три поездки Ильи Муромца».)

б) Ты здравствуй, названный мой брат,

Названый ты брат да ведь Тугарьюшка!

(«Алеша Попович и Тугарин».)

- Для былины очень важен выбор темы. Какая из тем былины является главной?

(Прославление богатырей - воинов, защитников земли Русской, их подвигов во имя Отечества и народа русского.)

- Былины посвящены славным делам русских богатырей, верой и правдой служивших своему великому народу, многовековой героической борьбе наших далеких предков.

Повторить слова Пушкина, вынесенные в эпиграф.

- Чувство гордости людьми мужественными и сильными, отважными и благородными переполняет строки героических песен, прославляющих богатырей.

- Назовите имена богатырей, которые вы знаете.

(Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Ставр Годиныч, Дюк Степанович и др.)

- Какие богатырские качества проявляют они в воинских подвигах?

(Прежде всего, богатыри проявляют беззаветную любовь к

Родине и народу русскому.

1) Богатырь - заступник за слабого:

И срубил он Соловью да буйну голову,

Говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно свистать да по-соловьему,

Тебе полно вдовить да жен молодых,

Тебе полно сиротить да малых детушек!»

Богатырь бьется с врагом, чтобы освободить род>1ую землю и людей русских.

В былине «Добрыня и Змей».

2) ...Прошел во норы во змеиные,

А во тех-то норах во змеиных

Много-множество да полонов сидит,

Полоны сидят да все русские.)

- Какое чувство для русского богатыря превыше всего?

(Чувство долга превыше всего).

Вы постойте-ка за веру, за отечество,

Вы постойте-ка за славный стольный Киев-град,

Вы постойте-ка за церкви да за божии.

(«Илья Муромец и Калин-царь».)

- Русские богатыри могучие, смелые, храбрые и мужественные.

Илья Муромец освобождает Чернигов от неприятельского окружения:

Как подъехал он ко силушке великой,

Как он стал ее конем топтать да копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Богатыри русские бескорыстные. Высшая награда им за подвиги - не княжеская казна, а свобода родной земли и народа русского.

- Как же относится русский народ к своим защитникам и освободителям?

(Русский народ гордится своими богатырями, любит их и прославляет.)

- Как в тексте былин проявляется народная любовь?

(1. Имя богатыря произносится ласково, как родного, близкого человека: Михайлушка Потык, Добрынюшка, Гуръюшка. 2. Их называют: дородный добрый молодец, удаленький добрый молодец, славный богатырь святорусский. 3. В конце былины им славу поют:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку.

Век про Добрыню старину скажут –

Синему морю на тишину,

Вам, добрым людям, на послушанье.

4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, постоянных эпитетов.)

- А какой еще прием характерен для былин?

(Гипербола.)

- Приведите примеры применения гиперболы в текстах былин и объясните, для чего они использованы.

(1. Чтобы показать силу богатыря:

а) Илья Муромец пустил стрелочку каленую,

Она сняла крышу со бела шатра.

б) Она царапинку дала да невеликую,

Крест на вороте шести пудов.

в) Палица Ильи Муромца - сорока пудов.

2. Чтобы показать, как могуч и силен богатырский конь:

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерки промеж ног пускать.

3. Чтобы показать, как стен, ужасен враг, с которым предстоит бой богатырю, как труден и значим подвиг воина:

а) «нагнано-то силушки черным-черно»;

б) «у Змеища Горыныща 3 головы и 12 хвостов».)

Непреклонный дух народа дышит в каждой строке.

От былины доходит до нас выразительность и образная точность родного языка.

- Какими изобразительно-выразительными средствами, кроме гиперболы, достигается красота и сила звучания былины?

Игра «Кто быстрее и больше?»

(Вспомнить сравнения, эпитеты, олицетворения, ритмические созвучия, слова с ласкательными суффиксами.)

Своеобразие жанра былины, ее художественных образов, ее напевного языка обусловливает и особенности ее построения.

- С какой композиционной части может начинаться былина?

(С запева, который настраивает читателя, пробуждает его

воображение.)

- Назовите и другие композиционные части былины на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

(1. Запева нет. 2. Зачин: Илья Муромец едет из Мурома в Киев. 3. Экспозиция: Илья Муромец побивает несметную силу под Черниговом. Завязка: Илья Муромец едет по дороге прямоезжей, где сидит на дубах Соловей-разбойник. Развитие действия: Соловей-разбойник засвистел по-соловьему, конь богатырский заспотыкался, Илья Муромец стегает коня плеткой. Кульминация: Илья Муромец выбивает у Соловья-разбойника око со косицею. Развязка: Илья Муромец рубит голову Соловъю-разбойнику. Концовка: Илье Муромцу славу поют.)

Былина всегда изображает событие в развитии, а героя - в действии. С богатырским эпосом нас познакомили разнообразные сборники былин.

- Как назывался самый первый сборник?

(«Древние российские стихотворения, собранные Кирилою Даниловым». Именно о его сборнике былин В. Г. Белинский сказал: «Это книга драгоценная, истинная сокровищница величайших богатств народной поэзии, которая должна быть коротко знакома всякому русскому человеку...»)

Эти слова можно смело отнести ко всем русским былинам.

Былины глубокими корнями были связаны с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечали народным чаяниям.

Строки древних героических песен донесли до нас через века самое заветное, самое дорогое для русских людей - неизбывную любовь к Родине. Невидимые нити протянулись от седой старины к нашей современности.

Итог этому уроку, посвященному богатырскому эпосу, мне бы хотелось подвести поэтическими строками:

Рассказали мы про дела старые,

Что про старые, что про бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушали,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава русская!

Давайте теперь сами попробуем написать текст в стиле былины - не обязательно на историческую тему, можно и на современную (используя те особенности жанра былины, о которых мы говорили.) Это будем вашим домашним заданием. При его выполнении придерживайтесь следующего плана:

1. Кого хотим прославить.

2. Какие будут у героя основные качества.

3. Какие препятствия встанут на его пути, чтобы, преодолевая их, герой проявил свои основные качества.

4. Каков образ противника.

5. Создаем пространство и время.

6. Какие клише можно использовать.

7. Какие художественные приемы, специфичные для былины, используем (гипербола, пост, эпитеты, сравнения, напевный ритм).

Тест

1. Кирила Данилов - это:

а) собиратель былин;

б) человек, которому принадлежал рукописный сборник;

в) определенно не установлено.

2. Павел Николаевич Рыбников - это:

а) сосланный в Олонецкий край за политические убеждения;

б) известный ученый-славист;

в) один из самых известных собирателей русского фольклора.

3. По мотивам народных былин написали музыкальные произведения:

а) Римский-Корсаков;

б) Прокофьев;

в) Бородин.

4. Запев - это композиционная часть, характерная:

а) для всех былин;

б) для отдельных былин;

в) вообще не характерная для былин.

5. В концовке былины обычно прославляют:

а) богатыря;

б) сам жанр былины;

в) исполнителя былины.

6. Жанр былины создан с помощью художественной условности:

а) жизнеподобия;

б) фантастики;

в) жизнеподобия и фантастики.

7. В строках: «А и черным-черно, как черных воронов», «Еще день за днем, как дождь дождит...» используется вид тропов:

а) метафора;

б) гипербола;

в) сравнение.

8. Русский героический эпос проявился в жанре:

а) мифа;

б) сказки;

в) былины.

9. Былина - это жанр:

а) фольклора;

б) литературы;

в) особый пласт словесного искусства.

10. В строчках:

Очищай-ка ты все улочки стрелецкие,

Все великие дворы да княженецкие По всему-то городу по Киеву А по всем по улицам широким Да по всем-то переулкам княженецким Наставь сладких хмельных напиточков... приказ отдал:

а) князь Владимир стольнокиевский Илье Муромцу;

б) Илья Муромец князьям и боярам;

в) Калин-царь князю Владимиру.

11. В былине «Илья Муромец и Калин-царь» крестный батюшка Ильи Муромца Самсон Самойлович и богатыри святорусские постояли за стольный Киев-град потому, что:

а) князь Владимир их «кормит и поит да и жалует»;

б) Илье Муромцу «одному да мало можется»;

в) «не хотели, чтобы слава досталась одному Илье Муромцу».

12. В былине «Алеша Попович и Тугарин» удалые два молодца поехали:

а) во Суздаль-град;

б) в Чернигов-град;

в) ко граду ко Киеву.

Ответ: 1 - в; 2 - а; 3 - а, в; 4 - б; 5 - а, б; 6 - в; 7 - в; 8 - в; 9 - а; 10 - в; 11 - б; 12 - в.

Автор: Н. И. Жихарева

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!