Внеклассное мероприятие по литературе для начальных классов с презентацией
Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся начальных классов
Тема: Законы добра в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о личности Л.Н. Толстого и его творчестве; проследить, каким образом законы добра воссоздаются в творчестве писателя; воспитывать чувство сопричастности, милосердия, толерантности на основе произведений для детского чтения, созданных Л.Н. Толстым. Оборудование: проектор, магнитная доска, раздаточный материал для команд, выставка книг для детского чтения Л.Н. Толстого. Ход занятия:
Играет песня и видеоклип про Толстого.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы окунемся в мир добра, понимания и сочувствия. Этот мир на протяжении всей своей жизни выстраивал наш с вами земляк, великий писатель Лев Николаевич Толстой. Слайд 1-2. Лев Николаевич родился и значительную часть своей жизни провел в усадьбе Ясная Поляна, которая находится на территории Тульской области. Однажды крестьяне, обитавшие на территории усадьбы спросили писателя: «Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось, там лучше?» «Нет», - ответил он, - лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее - Ясная Поляна». Слайд 3.
Вопрос:
- А вы бывали в Ясной Поляне? Какое место на территории усадьбы вам запомнилось больше всего?
Учитель:
- На малой Родине писатель создал огромное количество произведений. Давайте посетим небольшую экскурсию и узнаем несколько интересных фактов об усадьбе Ясная Поляна.
Интересные факты:
1. Круглые кирпичные башни при въезде в усадьбу построены дедом Толстого Николаем Сергеевичем Волконским. Когда-то между ними были железные ворота, а в башнях, полых изнутри, в непогоду укрывались сторожа. При жизни Толстого ворот уже не существовало. Слайд 4.
2. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд - одно из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны. Слайд 5.
3. В доме писателя до сих пор остается многотысячная библиотека Льва Николаевича. Количество книг – 22 000. Слайд 6.
4. Живым символом Ясной Поляны является Дерево Любви – могучий вековой дуб с раскидистой кроной и молодая изящная берёза, белоснежным станом овивающая от самой земли мощный дубовый ствол. Существует легенда, что дерево исполняет желания. Слайд 7.
5. На территории Ясной Поляны находится Дерево Бедных – вяз, разбитый молнией. Под этим вязом ожидали Толстого приходившие к нему за советом и за помощью крестьяне, бедные люди. В кору этого дерева наполовину врос колокол, звоном которого собирали к обеду многочисленную семью Толстых и столь же многочисленных гостей. Слайд 8.
6. Открытая в 1859 году Л.Н. Толстым школа для крестьянских детей до сих пор существует и функционирует. Слайд 9.
7. В гостях у Л.Н. Толстого в Ясной Поляне бывали такие знаменитые писатели и художники, как Чехов, Короленко, Горький, Танеев, Фет, Крамской, Репин. Слайд 10.
8. Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что именно поэтому Толстой просил похоронить его в лесу "Старый заказ", на краю оврага, на "месте "зеленой палочки" - в память о любимом старшем брате и с верою в то, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо" Слайд 11.
Учитель: Л.Н. Толстой стремился давать благо многим людям, но особое внимание он уделял детям. Его интересовала жизнь не только своих детей, он переживал и за крестьянских. Лев Николаевич не только создал школу для детей, находившихся в Ясной Поляне, он способствовал открытию 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Слайд 12. В «Азбуке», созданной Толстым, содержались произведения, со многими из которых Вы уже знакомы. Давайте вспомним их и ответим на вопросы викторины. Викторина:
Вопросы по произведению «Лев и собачка»:
1. В каком произведении Толстого подружились опасный хищник с густой гривой и домашний сторож? («Лев и собачка»). Слайд 13.
2. Как собачка попала в клетку ко льву? (её принесли на корм дикому зверю). Слайд 14.
3. Почему лев переживал из-за смерти собачки? (потому что она стала для него настоящим другом, он любил её). Слайд 15.
Вопросы по произведению «Прыжок»:
1. В каком произведении Толстого отец собирался выстрелить в сына? («Прыжок»). Слайд 16.
2. Почему главный герой произведения «Прыжок» забрался на опасную высоту? (он пытался догнать мартышку, укравшую его головной убор). Слайд 17.
3. Какое чувство испытал отец, когда увидел сына на опасной высоте? (испуг, страх). Слайд 18.
Вопросы по произведению «Акула»:
1. Как называется произведение Толстого, в котором старый артиллерист спас моряков от морского чудища? («Акула»). Слайд 19.
2. Где происходило действие рассказа Толстого «Акула»? (у берегов Африки). Слайд 20.
3. Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти моряков от акулы? (выстрелил в акулу из пушки). Слайд 21.
Вопросы по произведению «Филиппок»:
1. Как звали героя произведения Толстого, который очень хотел учиться? (Филипп). Слайд 22.
Вопросы по произведению «Как мужик камень убрал»:
1. Что придумал мужик из рассказа Толстого «Как мужик камень убрал» для того, чтобы убрать камень с площади? (выкопать яму и свалить камень туда). Слайд 23.
2. Сколько заплатили мужику за его находчивость? (100 р. За работу и 100 р. За умную выдумку). Слайд 24.
Разгадайте шифр (под каждой буквой номер, расположите буквы в порядке возрастания). Получится название произведения Толстого «Котенок». Слайд 25-26.
Учитель: Все произведения Л.Н. Толстого поучительны, они воспитывают нравственные чувства как в детях, так и во взрослых. Просмотр мультфильма «Котенок».
Вопросы к произведению:
-Как вы думаете, чему научил нас рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»? (ответственности, смелости)
- Почему Катя не бросилась спасать котенка?
- Почему Вася перестал брать котенка в поле? Задание:
Подберите пословицы, подходящие по смыслу к произведению Л.Н. Толстого «Котенок». Слайд 27:
- Смелость города берет;
- За правое дело стой смело;
- Страху в глаза гляди – не смигни: смигнешь – пропадешь;
- Не тот храбр, кто страха не знал, а тот храбр, кто страх побеждал;
- Семь раз отмерь – один раз отрежь;
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
Учитель:
- Мы сегодня узнали много нового о творчестве Л.Н. Толстого, а давайте ближе познакомимся с личностью самого писателя. Попробуем составить паспортный и психологический портреты писателя. Задание:
Разделить детей на три команды – две команды соперников и одна команда жюри (раздать листочки с соответствующими названиями). Одна команда из предложенных описаний внешности составляет паспортный портрет Л.Н. Толстого, крепит подходящие описания внешности на магнитную доску. Вторая команда составляет психологический портрет Л.Н. Толстого из предложенных качеств личности.
Перечень описаний внешности:
Правильные – серые глаза, глубоко посаженные под густыми нависающими бровями; любил носить мужицкую одежду; всем запомнился своей бородой; небольшого роста и пропорционально сложенный; кавалерийская походка;
Неправильные – карие глаза; любил богато одеваться; носил тонкие усики; был огромного роста; у него были бакенбарды; всегда с улыбкой на лице.
Перечень качеств личности:
Правильные – ясный глубокий ум, целеустремленность, беспредельная правдивость, моральная сила, активность, справедливость, щедрость, милосердие;
Неправильные – честолюбие, эгоизм, жестокосердие, расчетливость, жадность.
Учитель: Лев Николаевич – писатель, у которого слово никогда не расходилось с делом. Он был человеком неординарным. Многие его считали философом своего времени. Последователи теорий Толстого стали называть «толстовцами». Давайте узнаем малоизвестные факты из жизни Льва Николаевича. Игра «правда-ложь». Слайды 28-30.
Правила: детям предлагается ряд высказываний, касающихся жизни и творчества Л.Н. Толстого. Нужно отсеять истинные высказывания.
Высказывания:
Правда:
1. Толстой свободно владел английским, немецким и французским языками, а также знал и изучал греческий, церковно славянский, латынь, украинский, татарский, древнееврейский, болгарский, турецкий, голландский и некоторые другие языки.
2. Писатель увлекался коневодством, пчеловодством и даже сам мастерил сапоги.
3. Лев Толстой был вегетарианцем и, более того, мечтал, что однажды все люди откажутся от поедания мяса.
4. Согласно завещанию Толстого Делир — конь Л. Н. Толстого — был впоследствии похоронен недалеко от могилы Льва Николаевича в Ясной Поляне.
5. В семье Толстых родилось 13 детей, из которых 5 умерли в детстве, жена его была младше на 16 лет.
6. Лев Толстой был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями – после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.
Ложь:
1. Лев Толстой не писал басни.
2. Самым любимым произведением Льва Толстого было произведение «Война и мир», он считал его самым удачным своим произведением.
3. У Толстого был красивый и аккуратный почерк.
4. Толстой никогда не был в Европе.
5. Лев Толстой ненавидел азартные игры.
Учитель:
- Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополняя знания, закалял волю. Надеюсь, на сегодняшнем занятии, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подвигнет вас на хорошие поступки. А закончить хотелось бы стихотворением Алексея Апухтина. Слайд 31.
Алексей Апухтин
«Графу Л. Н. Толстому»
Когда в грязи и лжи возникшему кумиру
Пожертвован везде искусства идеал,
О вечной красоте напоминая миру,
Твой мощный голос прозвучал.
Глубоких струн души твои коснулись руки,
Ты в жизни понял всё и всё простил, поэт!
Ты из нее извлек чарующие звуки,
Ты знал, что в правде грязи нет.
Кто по земле ползет, шипя на всё змеею,
Тот видит сор один... и только для орла,
Парящего легко и вольно над землею,
Вся даль безбрежная светла!